Примерная рабочая программа кружка Юный эколог


Рекомендовано к утверждению Утверждена приказом № 113
педагогическим советом по МБДОУ «ЦРР – д/с
МБДОУ «ЦРР – д/с «Кристаллик» «Кристаллик»
от «09» сентября 2013г. от «09» сентября 2013г.
протокол № 2
Рабочая программа
дополнительного образования.
Кружок «Юный эколог»
на 2013-2014 учебный год
Руководитель: Шулбаева В.Ю.
Абакан, 2013г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
Содержание курса обучения…………………………………………………………….......…..5
Планируемые результаты освоения детьми программы……………………………………...7
Перечень учебно-методического обеспечения……………………………………..............….7
Список литературы………………………………………………….………………………..…7
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с образовательной программой «Юный эколог» С.Н. Николаева.
Программа составлена на основе содержания программ:
«Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях» С.Н Николаева;
«Наш дом – природа», Н.А. Рыжова.
Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет. Количество детей посещающих кружок «Юный эколог» - 10 человек. Программа построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей. Данная программа разработана на один учебный год.
Цель программы – познакомить детей с Красной Книгой Республики Хакасия.
Задачи обучения:
1. Образовательные:
сформировать представления о Красной Книге РХ;
сформировать знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, которые встречаются на территории РХ;
научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок
2. Развивающие:
развивать познавательную инициативу детей, самостоятельную исследовательскую деятельность;
развивать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
развивать творческие способности, воображение;
развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
развивать исследовательские умения.
3. Воспитательные:
сформировать чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу по ее охране;
воспитать любовь и бережное отношение к природе.
В структуре учебной программы представлены следующие разделы:
- пояснительная записка;
- содержание курса обучения;
- перечень учебно-методического обеспечения;
- список литературы.
Содержание курса обучения
Организация развивающей работы с детьми
В рамках кружка организуются игровые занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности и мультимедийного сопровождения, изобразительная деятельность.
Программа предусматривает применение здоровьесберегащих технологий на всех занятиях:
соблюдение временной нормы проведения занятий;
использование физминуток, смены деятельности;
проведение дыхательной, пальчиковой гимнастик и гимнастики для глаз.
В своей работе использую следующие методы:
Практические методы:
упражнения;
игровой метод;
исследовательский метод.
Наглядные методы:
наблюдение;
рассматривание рисунков, картин, макетов;
прослушивание записей;
показ образца.
Словесные методы:
рассказ;
пересказ;
беседа;
чтение.
Занятия проходит 1 раз в неделю, всего за один учебный год – 31 занятие.
Календарно-тематическое планирование:
Тема Месяц Содержание Кол-во
Живая природа Сентябрь
«Планета Земля» 1
«Главная книга природы» 1
«Растения моей республики» 1
«Животные моей республики» 1
Октябрь «Лесные обитатели» 1
«Лесные растения» 1
«Птицы нашего леса» 1
«Лес и человек» 1
Ноябрь «Грибы» 1
«Насекомые» 1
«Связь растений с насекомыми» 1
«Кто живет в воде?» 1
Неживая природа Декабрь «Свойства воды, состояние воды» 1
«Круговорот воды» 1
«Роль воды в жизни растений и животных» 1
«Использование воды человеком» 1
Январь «Что такое воздух» 1
«Свойства воздуха» 1
«Распространение семян» 1
Февраль «Растения и чистота воздуха» 1
«Свет в жизни растений» 1
«Свет в жизни животных» 1
«Солнце в жизни человека» 1
Человек Март» «Человек и природа» 1
«Человек и природа» (продолжение) 1
«Роль растений в жизни человека» 1
«Роль растений в жизни человека» (продолжение) 1
Апрель «Роль животных в жизни человека» 1
«Роль животных в жизни человека» (продолжение) 1
«Как человек загрязняет природу» 1
«Как сохранить природу в чистоте» 1
Май «Древние люди и природа» 1
«Древние растения» 1
«Вымершие животные» 1
«Закрепление полученных знаний» 1
Итого: 31
Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы
В конце курса обучения у детей должны быть:
- сформированы представления о Красной книге РХ;
- сформированы представления о разнообразии животного и растительного мира;
- научиться различать живую и неживую природу;
- уметь наблюдать и экспериментировать;
- любить и охранять родную природу.
Методами определения результатов освоения программы являются:
- наблюдения;
- беседа.
Форма представления результатов: экологическое мероприятие «День Земли».
Перечень учебно-методического обеспечения
Средства обучения:
- столы (5 шт) и стулья (10шт);
- доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;
- шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;
- предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- фигурки с домашними и дикими животными;
- групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
- оборудование для проведения опытов.
Наглядно-дидактический материал:
- Нищева Н.В Волшебное дерево. Календарь природы. Дидактическая игра. – Детство-Пресс, 2013. – 48 с.
- Шорыгина Т. А Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – Сфера, 2012. – 96 с.
- Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию. Демонстрационный материал – Детство-Пресс, 2010. -26 с.
- Рыжова Н.А., Лыкова И.А Интеграция эстетического и .экологического образования в детском саду. – Цветной мир. 2012. – 144 с.
- Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – Сфера. 2010. – 240 с.
- Нищева Н.В Картотека предметных картинок. Деревья и кустарники. – Детство – Пресс. 2009. -
Список литературы
Николаева С.Н Воспитание экологической культуры в дошкольных учреждениях. – Просвещение.
Николаева С.Н Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада
График работы кружка «Юный эколог»
День недели Время
Четверг
15.10-15.30
Список детей
Альшанов Вадим
Боргоякова Эльвира
Боргояков ИмирДимчиков ЖаргалИконников Семен
Керин Илья
Кононович Вика
Попиякова Лена
Латаев Максим
10.Чаптыкова Лиза