ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ПРИРОДОЗНАЙКИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Интеллектуальная игра «Природознайки» как средство формирования экологической культуры
Гоморова Р.А.
МБОУ « СОШ №40», гор. Ангарск, Иркутская область
“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,
пока вы не научите ваших воспитанников
любить поле, птиц и цветы” Д. РескинЭкологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.
Экологическое воспитание обучающихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования.  Одним из средств решения данной задачи является экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы.
Школа – идеальный центр для воспитания и формирования  экологической культуры.
В настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах и на разных ступеньках общего образования. Оно получает дальнейшее развитие с введением ФГОС общего образования.
В ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно- деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности. Таким образом, ФГОС открывает новые возможности для творческого подхода по воспитанию человека-гражданина, способного сохранять своё здоровье и жизнь на нашей планете.
Воспитывая экологическую культуру школьника, мы организовали в нашей школе интеллектуальную игру «Природознайки», цель которой повышение экологической культуры и ответственности молодого поколения г.Ангарска за состояние окружающей среды; формирование единого информационного пространства в сфере экологического образования и просвещения.
Ежегодно проводя игру на школьном, муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях тематика наших игр меняется: «Красная книга Иркутской области», «Флора и фауна Сибири», «Животные Восточной Сибири» «Пернатые друзья Восточной Сибири», «В краю голубого озера».
Данная игра направлена на воспитание экологически грамотного отношения к окружающей среде, вовлечение обучающихся в природоохранную деятельность. Игра позволяет развивать приёмы исследовательской деятельности обучающихся, способствует формированию общеучебных умений и навыков, развитию умений формулировать проблемные вопросы и принимать решения в проблемных ситуациях. Позволяет обучающимся овладеть необходимой информацией и оценивать её достоверность, пользоваться учебной и научно-популярной литературой, компьютерной базой данных, ресурсами Интернет через такие виды заданий как:
- изготовление скворечника для пернатых друзей с презентацией работы;
- выпуск газет, книжек-малышек, сказок по заданной теме;
- представление команды с демонстрацией костюмов;
- разгадывание ребусов, кроссвордов;
- поиск ответов на поставленные вопросы с использованием дополнительной литературы;
- разыгрывание экологических ситуаций;


Все задания выполняются на разных станциях игры: Угадай-ка, Пазлобум, Сказочная, Аптекарь, Молчаливый эрудит, Домашнее задание, Кроссвордия, Творческая лаборатория.
Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов – необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой – его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени.
Игра - наиболее понятный, радостный и естественный вид деятельности для школьников. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают живыми, более интересными для детей. В играх заложена огромная информация различных знаний. Формирование экологической культуры достигается благодаря комплексному воздействию на эмоциональную, интеллектуальную и практическую сферу личности участников игры.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности обучающихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
В заключении, можно сделать выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Через свою игру мы воспитываем пытливых, любознательных, великодушных людей, понимающих, что  человек   - это часть природы и от того, какой она будет, как мы ее сбережем, зависит здоровье человека, т. е. Его жизнь.
Любите родную природу- озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились, живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться  добрей.