Программа экологического кружка Юный эколог

Краснодарский край Кавказский район станица Дмитриевская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Дмитриевская
муниципального образования Кавказский район


Утверждено
решением педсовета
протокол № 1
от августа 2015 года.
Председатель педсовета
_______ М.П.Терсенова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По внеурочной деятельности учебный курс 5 класс.

Биологический кружок « Юный эколог»


Уровень образования: основное общее образование, 5 класс.

Количество часов: 34 часа. 1 час в неделю

Учитель: Скворцова Оксана Сергеевна.




























Биологический кружок « Юный эколог».
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 6 .10.2009Г.№ 373 « Об утверждении и введении в действие федерального и государственного образовательного стандарта начального и общего образования « от 17.12.2010г.№ 1897 « Об утверждении федерального образовательного стандарта общего образования» от 17 мая 2012года № 413« Об утверждении федерального и государственного образовательного стандарта основного общего образования» с учётом примерных основных образовательных программ и начального и основного , одобренных ( протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5 )Федеральным учебно- методическим объединением по общему образованию и методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС основного общего образования , разработанных Российской академией образования ( письмо Минобр науки от 7 августа 2015 № 08-1228) ,а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе.
Изучение курса «Юный эколог» направлено на углубление знаний учащихся по биологии: ботанике и зоологии.
В основу курса положен функциональный подход: основное внимание уделяется раскрытию функций растительного и животного организмов в связи со строением, роли их в биогеоценозах и биосфере.
Изучение курса строится с опорой на знания учащихся по природоведению, биологии, географии
Весь материал занятий кружка делится на два раздела:
экология растений;
экологий животных
Изучение этих разделов поможет осознать наиболее трудные вопросы по биологии.
Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие учащихся.
Обучение по программе базируется на основополагающих документах в области образования: « Национальной доктрине образования РФ»,законе «Об образовании», конвенции ООН «О правах ребёнка»,Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»,Уставе учреждения.
Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Цель курса – формирование экологической культуры школьников,
повышение уровня научных экологических знаний.
Задачи:
Обучающие:
1.углубление и расширение знаний учащихся о жизнедеятельности растений и животных.
2.формирование практических умений и навыков по выращиванию растений, по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений и животных, их распознаванию и определению, на применение знаний о растениях и животных для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений
3. познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии и ботаники;
4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Воспитательные:
1.формирование ответственного отношения к окружающей среде ,активной гражданской позиции в вопросах охраны природы и природопользования;
2. формирование бережного отношения к природе в целом и к отдельным её компонентам;
3. практическое участие в улучшении экологического состояния окружающей среды;
4.заложит основу экологического воспитания;

5. формирование диалектико – материалистического мировоззрения учащихся
6. воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

Развивающие:
1.развитие логического мышления.
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Актуальность и новизна программы
Актуальность данной программы является очевидной. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности. Несомненно ,что решение экопроблем - одна из главных задач сегодняшнего дня.
Существующие программы по эковоспитанию сводятся к констатации фактов по экопроблемам. В свете модернизации современной системе образования особое значение приобретают активные способы деятельности учащихся – исследования,проекты,рефераты и т.д.
Новизна данной программы заключается в том, что она построена на использовании именно таких способов усвоения экознаний, которые помогают формировать основные компетенции учащихся.
Занятия биокружка окажут большое влияние на формирование научной картины мира, развитие мышления и воспитания школьников.

Педагогическая целесообразность. Преемственность и соответствие программ общеобразовательных учреждений.

Содержание и методы обучения «Юный эколог» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков , полученных на уроках биологии, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Курс открывает учащимся материальность основ жизни, формирует у них представление о научной картины мира.

Для учащихся ставятся задачи :

1.расширение интереса к биологии как учебному предмету;
2.расширение и углубление программного материала,
3. воспитание любви к природе,
4. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием основ биологии,
5. развитие мышления и экологическое воспитания школьников.
Ведущие технологии, принципы и методы ,обеспечивающие усвоение материала учащимися
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: научность, наглядность, активность и сознательность, практическая направленность. Доступность ,занимательность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся,
Включение научности, наглядности , практической работы является обязательным для занятий с учащимися.
В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связь с программным материалом по биологии.
Особенности набора учащихся
Программа предназначена для общеобразовательной школы , служит дополнительным материалом к урокам биологии. Набор в объединение учащихся производится на добровольной основе, возраст 6 классы, так как данные занятия способствуют углубленному изучению предмета.
Формы и режим проведения занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут Программа рассчитана на 1 год с годовым объёмом - 34 часа
Форма проведения занятий – групповые занятия, индивидуальные занятия,
самостоятельная работа, проекты, рефераты, лабораторные работы и т.д. Включают в себя как теоретические, так и экскурсии, практические занятия, последние занимают большую часть программы.
Помимо учебного процесса, который осуществляется в форме занятий программа предусматривает воспитательный процесс в форме проведения социальных проектов по озеленению пришкольной территории и этажей, кабинетов школы. А так же практическую деятельность на местности. Это учебные экскурсии ,практикумы, сезонные практикумы.
Успешному усвоению содержания теоретического материала способствует выполнение лабораторных работ, перечень которых дан в каждой теме курса. При выполнении этих работ учащиеся овладевают методами микроскопирования, анализа органических веществ, работы с приборами. Все прикладные вопросы рассматриваются в плане решения конкретных теоретических вопросов.
Используется дидактический материал , что способствует более лёгкому усвоению и запоминанию изучаемого материала и полученной информации учащимися.

Условия и средства реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей общеобразовательной среды как комплекса комфортных, психолого - педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей учащихся.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью рассчитанной на возраст учащихся.
Для успешного проведения занятий необходимы:
- дидактический материал
- компьютерный презентации
- дополнительная литература.
Ожидаемые результаты программы:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения растений, животных и их основные процессы жизнедеятельности,
- разнообразие растений и животных.
- взаимосвязи растений и животных с живой и неживой природы
- приспособленность организмов к среде обитания
- действующие законы, постановления об охране природы
- охраняемых организмов и членов Красной книги Челябинской области.
- биогеоценозы родного края
- роль организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- работать с микроскопом
- работать с таблицами
- работать с дополнительной литературой
- выполнять практические работы и их оформлять
- обрабатывать материал и пользоваться этими умениями в будущей трудовой деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы и оценки деятельности учащихся
Эффективность программы основывается на результатах обучения ,которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации программы является тестирование, самоанализ обучающихся своих достижений, применяемых в конце изучения наиболее важных тем.
Проведение обобщающих работ, организация познавательных викторин, задач, творческих заданий, проектов, рефератов, отчётов по лабораторным работам, экскурсиям. Можно провести школьные диспуты, конференции, симпозиумы, в которых учащиеся могут показать уровень знаний по предмету.
В конце года проводится итоговое занятие в торжественной обстановке с участием одноклассников.
Участие в городской, областной научно-краеведческой конференции.
Участие в городском конкурсе «Экологическая тропинка»
Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 5 – бальной системе: репродуктивный, эвристический уровни усвоения знаний и сформированности умений, навыков.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:
Личностными результатами изучения курса «Юный эколог» являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)

Содержание программы
«Юный эколог». 5 класс.
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение - 2часа.
Биология  наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Что такое живой организм.
Раздел 1.Многообразие растительного мира– 30 часов.
Растения. Ботаника  наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы  развития растительного мира.
Демонстрации.
Гербарные экземпляры растений. Модели и муляжи органов растений. Микропрепараты, натуральные объекты.
Отличительные признаки покрытосеменных растений.
Демонстрации:
Водоросли в аквариуме.
Листья и споры папоротников.
Хвоя и шишки голосеменных растений.
Строение цветкового растения (органы).
Раздел 2 . Экология (2часа)
Наука экология .Цели и задачи преследуемые наукой экологией. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Исследование особенностей строения растений, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Лабораторные работы, практические работы:


Тема
Оборудование

ЛР №1
«Строение зеленых водорослей»

Ручная лупа, микроскоп, аквариумные водоросли (элодея), набор для препарирования

Л,р №2
«Строение мхов, папоротников, хвощей»
Гербарий «Лист папоротника», лупа ручная.

Л\р № 3
«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
Гербарий «Ветка сосны», шишки сосны и ели.

Л,р №4
«Отличительные признаки покрытосеменных растений»
Гербарии, фотографии, плоды

П.Р.№1
Распознавание ядовитых растений
Гербарии, фотографии, определитель

Пр.р №2
«Изучение состояния сообщества пришкольного участка»
Блокнот, ручка.


Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Всего часов
Количество лабораторных работ
Количество практических работ

1
Введение
2
-


2
Многообразие растительного мира
30
4
2

3
Экология
2




Всего:
34
4
2












Календарно-тематический план

Всего по плану – 34 часа по 1 часу в неделю.
№ п/п
дата
Тема урока
Информационно-техническое сопровождение
Планируемые результаты


план
факт




Введение- 2 часа

1


Инструктаж по ТБ.
Биология  наука о живой природе
Экология растений
Особенноти взаимодействия растений и животных с окружающей их средой (Экскурсия)
Дневник наблюдений
Интерактивная доска
Метапредметные: Учащиеся должны уметь: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение
Предметные: Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы;
Личностные: Учащиеся должны: испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
знать правила поведения в природе;
 понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы

2


Методы исследования в биологии

Приборы для изучения микропрепаратов, измерительные приборы.
М: Учащиеся должны уметь:
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников;
П: Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
Л: Учащиеся должны: уметь реализовывать теоретические познания на практике; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

Раздел 1 .Многообразие растительного мира -32 часа

3


Ботаника – наука о растениях
Дополнительная литература, справочники



Гербарии
М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
П: Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, лишайники, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), роль растений в биосфере и жизни человека. Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; давать характеристику основным группам растений
Л:Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам

4


Растения.
Отличительные признаки живого от неживого
Модели, микропрепараты, муляжи, микроскоп
М:Уметь оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
П:Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека
Л.Формировать экологическое мышление, оценивать риск взаимоотношений человека и природы.

5


Происхождение растений

Интернет-ресурсы

М: Уметь выстраивать эволюцию развития растительного мира
П: Учащиеся должны знать: происхождение растений ,выдвигать версии, свои гипотезы о происхождении растений.
Л: Уметь рассуждать и доказывать, отстаивать свои суждения

6


Водоросли



Гербарные экземпляры
М:Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)
Приводит примеры систематических групп растений
П:Узнает особенности строения и распространения водорослей
Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение
Л:Описывает значение водорослей в природе и для человека

7


Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
ЛР №1 «Строение зеленых водорослей»

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
П: Учащиеся должны знать: водоросли, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности
Л: Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам

8


Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
7П: Учащиеся должны знать: роль водорослей в биосфере и жизни человека;
Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

9


Мхи.

М:Знакомится с мхами (появление органов и спор) (особенностями строения и размножения)
Сравнивает строение водоросли и мха
Понимает причину их отличия (растения суши)
П:Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума
Л:Рассматривает отпечатки древних мхов на каменном угле
Понимает происхождение мхов

10


Лишайники

М:Знакомится с лишайниками ,с особенностями строения и размножения
Сравнивает строение лишайника и мха
Понимает причину их отличия
П:Описывает строение и особенности произрастания Распознает листья в гербарии представителей лишайников
Л:Объясняет, почему сейчас на планете мало мест произратания лишайников

11


Хвощи. Плауны

М:Знакомится с хвощами и плаунами особенностями строения и размножения)
Сравнивает строение хвощей и плаунов
Понимает причину их отличия (растения суши)
П:Описывает строение и особенности произрастания Распознает органы в гербарии представителей хвощей и плаунов
Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских хвощей и плаунов лесов
Л:Рассматривает отпечатки древних растений на каменном угле
Понимает происхождение каменного угля и нефти
Объясняет, почему невозможно найти цветущих представителей.

12


Папаротники
Гербарные экземпляры
М:Знакомится с папоротниками (особенностями строения и размножения)
Сравнивает строение
Понимает причину их отличия (растения суши)
П:Описывает строение и особенности произрастания Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников
Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов
Л:Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле
Понимает происхождение каменного угля и нефти
Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник

13


Мхи, папоротники, хвощи. Плауны
ЛР№2 «Строение мхов, папоротников, хвощей»


Гербарные экземпляры
М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
П: Учащиеся должны знать: мхи, хвощи, плауны, папоротники их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности,
Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

14


Голосеменные



М:Знакомится с многообразием голосеменных
Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.
Выясняет отличие споры от семени
Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.
П:Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья
Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)
Л:Приводит примеры использования голосеменных растений человеком

15


Голосеменные растения
ЛР№3 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»



Интернет-ресурсы
Натуральные объекты
М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
П: Учащиеся должны знать: голосеменные, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности
Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

16


Покрытосеменные
(цветковые) растения




М:Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)
П:Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых
Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).
Л:Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания

17


Покрытосеменные растения
ЛР№4 «Отличительные признаки покрытосеменных растений»

Дополнительная литература, Гербарные экземпляры. Модели строения покрытосеменных растений.
М: Учащиеся должны уметь сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
П: Учащиеся должны знать: цветковые, их строение и многообразие; особенности строения и жизнедеятельности
Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

18


Экология растений
Особенности взаимодействия растений с окружающей их средой (Экскурсия)

М: Учащиеся должны уметь: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
П: Учащиеся должны знать: давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений биосфере; давать характеристику основным группам растений
Л:Воспитывать в себе эстетическое отношение к живым объектам

19


Экология растений
Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой (Экскурсия)

М: Учащиеся должны уметь: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
П: Учащиеся должны знать: роль растений в биосфере и жизни животных;
Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

20


Экология растений
Особенности взаимодействия растений и человека с окружающей их средой

М: Учащиеся должны уметь: сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
П: Учащиеся должны знать: роль растений в биосфере и жизни человека;
Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

21


П.Р.№1 Распознавание ядовитых растений Краснодарского края.

Модели, микропрепараты, муляжи, микроскоп
М:Уметь распознавать ядовитые и полезные растения Краснодарского края ,оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
П:Объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека
Л.Формировать экологическое мышление, оценивать риск взаимоотношений человека и природы.

22


Среды обитания растений
Детская энциклопедия. Жизнь растений.
М:Уметь строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
П:Определять роль в природе различных групп организмов.
Л:Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

23


Растения природных зон.

М:Уметь строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
П:Определять отличительные признаки строения растений разных природных зон . Приспосабливаемость растений к разным природным зонам
Л:Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

24


Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Свет в жизни растений
Свет как экофактор
Фотосинтез
Экогруппы,
приспособленность.

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: роль в биосфере и жизни человека;
Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

25


Тепло в жизни растений
Температура как экофактор
Влияние температуры на прорастание семян
Экогруппы,
приспособленность

М: Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. П: Учащиеся должны знать: роль в биосфере и жизни человека;
Л: Воспитывать в себе бережное отношение к окружающей среде

26


Вода в жизни растений

М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки и взаимодействия объектов .
П: Учащиеся должны знать: царства живой природы: Растения, признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.
Л: Учащиеся должны: испытывать любовь к природе;
признавать право каждого на собственное мнение

27


Воздух в жизни растений
Интернет- ресурсы
М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта; сравнивать условия существования живых организмов и их приспособления к разным условиям обитания; аргументировать насыщенность жизни в наземно-воздушной среде.
П: Учащиеся должны знать: основные среды обитания живых организмов: водную среду, наземно-воздушную среду, почву как среду обитания, организм как среду обитания;
 экологические факторы;
Л: Учащиеся должны: проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

28


Почва в жизни растений
Интернет-ресурсы
М: Учащиеся должны уметь: определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.
П: Учащиеся должны знать: экологические факторы; анализировать и оценивать значение экологических факторов среды на живые организмы и их приспособленность к условиям среды обитания
Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;
 критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.

29


Влияние растений друг на друга

М: Учащиеся должны уметь: анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
П: Учащиеся должны знать: и уметь работать с лупой и микроскопом;
Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;
 критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение; уметь оценивать свои результаты деятельности

30


Сезонные изменения растений

М: Учащиеся должны уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника.
П: Учащиеся должны знать: и уметь готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
Л: Учащиеся должны: уметь отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать и слышать другое мнение.

31


Изменение растений в течение жизни. Жизненняе формы растений

М: Учащиеся должны уметь: работать с текстом и иллюстрациями учебника.
П:Уметь устанавливать причинно-следственные связи
Л:Осознавать единство и целостность окружающего мира.

32


Растительные сообщества
Пр.р № 2 «Изучение состояния сообщества пришкольного участка»

М:Уметь выдвигать версии по решаемой проблеме
П:Понимать смысл биологических терминов
Л:Осознавать возможность познания окружающего мира.

Раздел 2. Экология 2 часа.

33


Наука экология. Цели и задачи науки.

М:Объяснять значение науки , её цели и задачи.
П:Уметь обобщать факты и явления
Л:Осознавать возможность познаваемости окружающего мира.

34


Влияние экология на растительный мир

М:Уметь работать с разными источниками биологической информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари и справочники, интернет)
П: Уметь выделять существенные признаки биологических объектов на примере растений
Л:Мотивировать значение биологических и экологических фактов и их роль в природе и жизни человека.

Итого:
34 часа



























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) Литература для учащихся:
Авторская программа внеурочной деятельности «Юный Эколог» биолого-экологической направленности , разработанная Скворцовой О.С.- учителем биологии и географии .Заверенная кандидатом педагогических наук ,профессором филиала «Карачаево-Черкесского Государственного университета им.Д.И.Алиева» О.И.Исаковым.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание
ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Экранно-звуковые средства: видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
7. Электронно-програмное обеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
8.Ресурсы интернета:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Портал о растениях и животных
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  Занимательно о ботанике. Жизнь растений
Сайты: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол № заседания Зам.директора по УВР:
методического объединения « »________ 2015год учителей естественноисторических А.М.Рудакова
наук от « »_________ 2015год
Руководитель ШМО: С.А.Бурбига
Согласовано
заместитель директора по УВР
_____________ А.М.Рудакова
«___»____________ 2015года



Краснодарский край Кавказский район станица Дмитриевская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 станицы Дмитриевская
муниципального образования Кавказский район


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По биологическому кружку «Юный эколог»
Класс 5.
Учитель: Скворцова Оксана Сергеевна
Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 час

Планирование составлено на основе авторской программы рецензированной директором ГОУ высшего профессионального образования кандидата педагогических наук ,профессор филиала «Карачаево-Черкесского Государственного университета им. У.Д. Алиева » г. Кропоткин Д.И.Исаковым от 25августа 2015г
т.д.учителя географии Скворцовой О.С утвержденной решением педсовета протокол № 1 от 08.2015 г.

В соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования – 2004.














15