Программа экологического кружка Юный эколог

Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шипуновская средняя общеобразовательная школа №1»
Шипуновского района Алтайского края











Программа экологического кружка








Автор: Молчанова
Ольга Владимировна













2015г.


1.Информационная карта программы.
Наименование программы
«Юный эколог»


Автор
Молчанова Ольга Владимировна


Цель программы:
Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому, развитию личности учащегося.

Формирование экологического мышления у детей, исследовательского подхода к познанию окружающего мира и выработка на этой основе активной жизненной позиции.


Формирование умений и навыков по изучению леса, поведению в лесу и охране леса.


Задачи:
Формирование культуры здорового образа жизни;

Получение основательной теоретической подготовки в области лесоведения.

Развитие органов ученического самоуправления;

Воспитание детей в духе уважения к своей школе, району, краю, России


Сроки реализации программы:
2014– 2015 учебный год


Ответственный за реализацию программы:
Молчанова Ольга Владимировна





2. Введение.

Отношение человека к лесной природе за последние несколько тысячелетий истории человеческой цивилизации менялось самым радикальным образом. На ранних этапах лес был для человека, прежде всего враждебной пустыней, у которой с большими усилиями приходилось осваивать территорию для развития сельского хозяйства. В последствии , с развитием товарного производства продукции из древесины, лес стал одним из важнейших источников материальных благ, необходимых для развития человеческого общества. И лишь относительно недавно человечество стало осознавать нематериальных свойств и функций леса.
Сейчас лес рассматривается как жизненно важный компонент биосферы Земли.
Данная программа развивает у школьников эстетические эмоции, способствует чувственно воспринимать природу, что является неотъемлемой частью экологического воспитания и образования школьников. В ней затрагиваются разные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой (на примере лесного сообщества). Данные темы помогут реализовать валеологический подход в изучении экологии.
В заключении подводятся итоги программы, структурируются знания учащихся по элементарным основам экологической науки, даются понятия о глобальных экологических нарушениях на планете Земля.
При реализации данной программы следует опираться на знания учащихся, полученные на уроках природоведения.
Следует отметить, что в рамках данной программы дети знакомятся с представлениями о следующих науках: биоэтика, бионика, этология. Материал по данным вопросам учитель дает детям, но не спрашивает. Следует особое внимании уделить мировоззренческой и воспитательной функциям программы.

Цели и задачи программы.

Цели программы:
1. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому, развитию личности учащегося.
2. Формирование экологического мышления у детей, исследовательского подхода к познанию окружающего мира и выработка на этой основе активной жизненной позиции.
3. Формирование умений и навыков по изучению леса, поведению в лесу и охране леса.
Основные задачи программы:
1. Формирование культуры здорового образа жизни;
2. Получение основательной теоретической подготовки в области лесоведения.
3. Развитие органов ученического самоуправления;
4. Воспитание детей в духе уважения к своей школе, району, краю, России.
4. Формы и методы.
Реализация задач экологического кружка требует определенных форм и методов. В своей программе я отдаю предпочтение таким формам, методам и методическим приемом обучения, которые:
Стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде.
Способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека.
Обеспечивают формирование интеллектуальных умений.
Обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений.
Вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность.
5. Краткое содержание программы

Содержательная часть программы направлена на выполнение общих целей и задач программы.
Программа посвящена проблемам леса – одному из основных типов растительного покрова земли. В программе рассматривается и изучается материал, позволяющий продолжить экологическое образование учащихся, а также предусмотрены специальные мероприятия для формирования ответственного отношения к природе и для воспитания осознанной готовности к активным действиям по ее охране. Основными формами деятельности учителя и учащихся являются различные способы изучения родного края, в частности лесов конкретной местности и пропаганда бережного отношения к лесному богатству среди учащихся и населения.
Программа предлагает материал для различных форм проведения занятий: лекций, бесед, практикумов, экскурсий, ролевых и дидактических игр.
Курс кружка вводит учащихся в проблемы взаимодействия леса и человека, учащиеся знакомятся с многосторонним знанием лесов, их распространением по поверхности планеты и в конкретной местности.
Программа рассчитана на 34 внеклассных часа и предназначена для учащихся 5-6 классов.

Все темы, реализуемые в рамках данной программы направлены на:
- Изучение природы родного края, пропаганда бережного к ней отношения;
- Расширение кругозора учащихся в области достижений экологии;
- Выявление наиболее одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в области экологии.

В программе рассматриваются темы:
1. Понятие о лесе.
Содержание темы:
2. Строение и жизнь дерева.
Содержание темы:
Внешнее и внутреннее строение, размножение и питание дерева, основные древесные и кустарниковые породы, лесорастительные зоны, хвойные породы, лиственные породы, кустарники
3. Жизнь леса.
Содержание темы:
Классификация деревьев в лесу, понятие о насаждении, лес и окружающая среда. Праздник осени, викторины, игры. Посадка и уход за деревьями.
4. Эстетика леса.
Содержание темы:
В мире лесных форм, красок, звуков и ароматов. Сезонные калейдоскопы красок леса. Лес в поэзии, музыке. Изобразительном искусстве. Наука бионика – какие интересные идеи могут подсказать нам лесные обитатели.
5. Характеристика основных типов леса.
Содержание темы:
Сложные леса. Типы еловых лесов. Типы сосновых лесов. Типы дубовых лесов. Типы леса других лиственных пород.
6. Лес – дом лесных животных
Содержание темы:
Лесные животные. Этажи и квартиры лесных животных: норы, дупла, домики-пирамидки, логовища, берлоги. Пищевые связи в лесу. Понятие о пищевой цепочке. Понятие об экологической нише.
Лес – раздолье для вегетарианцев. Лесные вегетарианцы и лесные хищники. Язык лесных обитателей. Сигналы SOS. Профессии лесных животных – лесные мастера. Садовники леса, санитары и врачеватели леса. Этология – наука о поведении животных.
Лес и человек.
Содержание темы:
Лес в нашей жизни. Экологические связи человека с окружающей средой на примере лесного сообщества. Сокровища лесов. Лесная скатерть самобранка.
Ягодознание, (советы любителям собирать ягоды), полезные рецепты. Грибознание, грибные адреса. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Грибы и деревья: польза и вред.
8. Лес и здоровье.
Содержание темы:
Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Что такое аромотерапия? Лесная аптека. Лесные витамины: хвоя сосны, плоды шиповника, ягоды смородины. Опасности в лесу. Меры предосторожности. Жалобная книга леса – акция «Спасем лесные цветы!»
9. Снежная книга леса.
Содержание темы:
Сезонные изменения в живой природе (на примере леса). Портреты зимних деревьев. Белая тропа следопыта: зимние следы птиц и зверей. Следы деятельности животных – кузница дятла, Белкина кладовка, Синицыны кладовочки. Жалобная книга леса: как помочь животным в зимнем лесу?
10. Лесные пожары.
Содержание темы:
Ущерб от лесных пожаров. Причины и условия возникновения лесных пожаров. Виды пожаров. Определение пожарной опасности в лесу по условиям погоды.
11. Противопожарные мероприятия.
Содержание темы:
Предупредительные противопожарные мероприятия. Противопожарная пропаганда. Соблюдение пожарной безопасности в лесу. Очистка леса и мест рубок от захламленности. Предупредительные противопожарные мероприятия. Устройство противопожарных разрывов и минерализованных полос. Сторожевая противопожарная служба.
12. Борьба с лесными пожарами.
Содержание темы:
Организация тушения лесных пожаров. Тушение низовых пожаров. Тушение верховых и подземных (торфяных) пожаров. Применение авиации и химических средств при тушении пожаров. Локализация и ликвидация пожаров. Учет повреждений. Техника и инструменты для обнаружения и тушения лесных пожаров
13. Защита леса от вредителей и болезней.
Содержание темы:
Размножение и развитие насекомых. Вредители семян и плодов. Вредители питомников, лесных культур и молодняков. Вредители древостоев. Стволовые вредители. Грибные болезни. Животные и птицы, наносящие вред лесу. Надзор за появлением и распространением вредителей и болезней. Профилактические лесозащитные мероприятия. Подавление очагов вредителей и болезней леса.

6.Тематическое планирование.

Тема
Кол-во часов

п/п
Вид занятия.

Дата

Понятие о лесе
4
1
Беседа. «Что вы знаете о лесе»




2
Экскурсия. «Ты входишь в лес»




3
Практическая работа. Оформление гербариев на тему «Краски осеннего леса»




4
Сюжетно-ролевая игра
«Один день из жизни путешественников».


Строение и жизнь дерева
3
5
Беседа. «Строение и жизнь дерева»




6
Экскурсия. «Мое любимое дерево».




7
Дидактическая игра.
«С какого дерева лист»


Жизнь леса
3
8
Беседа. «Жизнь леса»




9
Экскурсия. «Веселыми тропинками леса»




10
Дидактическая игра.


Эстетика леса
2
11
Экскурсия. «Уровни и формы крон»




12
Занятие: «Конструирование из крон деревьев»


Характеристика основных типов леса
3
13
Занятие. «Типы леса»




14
Экскурсия. «Лес своей местности»




15
Практическая работа. «Веселая мозаика»


Лес-дом лесных животных
4
16
Занятие. Лес – дом лесных животных.




17
Экскурсия. «В мире лесных звуков»




18
Практическая работа. Сочинить экологическую сказку «Домик, в котором живет»




19
Викторина: «Кто, где живет»


Лес и человек
3
20
Занятие. «Значение леса в жизни человека»




21
Беседа. «Роль деревьев в жизни человека»




22
Экскурсия: «Лесное сообщество нашей местности»


Лес и здоровье
3
23
Занятие: «Влияние леса на здоровье человека»




24
Беседа: «Лесная аптека»




25
Конференция: «Лес и здоровье человека»


Снежная книга леса
2
26
Беседа: «Сезонные изменения леса»




27
Экскурсия: «По снежным тропинкам»


Лесные пожары
3
28
Занятия: «От чего возникают лесные пожары»




29
Занятие: «Противопожарные мероприятия»




30
Беседа: «Как вести себя если заметили пожар»


Экология своей местности
4
31
Беседа: «экология своей местности»




32
Беседа: «Чтобы вы хотели изменить в экологии своего села»




33
Практическая работа: «Мое село через 10 лет»




34
Дидактическая игра: «Юные экологи»



7.Требования к уровню подготовки учащихся (должен знать и понимать)

Наука экология и что она изучает.
Экологическое сообщество.
Ярусы леса.
Что изучает наука этология и зачем она нужна.
Лесные растения.
Лесные животные.
Сезонные изменения в природе (на примере лесного сообщества).
Что изучает ботаникаика?
Охрана лесных сообществ. Как мы можем помочь лесным обитателям?
Глобальные экологические проблемы.
Взаимодействие человека с природными сообществами.
Применять полученные экологические знания для природоохранной деятельности.
Понимать значение экологической науки в современном обществе.
Вести наблюдения и описания явлений в природе (на экскурсии, на практическом занятии).

8. Используемая литература
1. «Школьный практикум. Экология», В.В.Пасечник. М: «Дрофа», 1998г.
2. «Практические занятия по экологии», Д.Зверев. М: «Просвещение», 1998г.
3. «Здоровье человека и окружающей среды»
4. Ресурсы Интернета.
5. Методические журналы «Педсовет», «Классный руководитель»
6. «Экология», Е.А.Крискунов. М: «Дрофа», 2001г.
«Юный эколог»Arial Black Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315