Планирование кружковой работы Юный эколог


1.Пояснительная записка
Программа кружка «Юный эколог» составлена на основе авторской программы Ю.Н. Александрова. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
Дмитриев Ю А “Книга природы” – М. 1998 г.
Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997.
Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991.
Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
Рыжова Н.А "Наш дом – природа” .Большая энциклопедия животного мира. М. 2007.
"Все обо всем.” – М.1998 г.
Программа рассчитана на 68 часов (2часа в неделю)
Цель программы: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.
Задачи программы «Юный эколог»:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
2.Планируемые результаты освоения программы  
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;– называть характерные признаки времен года;– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);– ухаживать и размножать комнатные растения;– интерес к познанию мира природы;– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;– осознание места и роли человека в биосфере;– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;– устанавливать правильную последовательность событий;– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Уметь изготовлять экологические памятки.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.
3.Содержание курса внеурочной деятельности
"Введение в экологию"
Экология и мы. Законы экологии. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
“Огородная поляна”
Расширять представления детей о природном объекте – земля. Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество учащихся.
“В царство Берендея”
Познакомить с многообразием растений в лесу, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям.
Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о правилах сбора растений. Обогащать словарь детей за счет слов названий грибов и ягод. Выделить среди их разнообразия те, которые встречаются в нашем крае. Поощрять в детях познавательную активность.
“Удивительное в мире животных зимой”
Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Презентация “Собака – друг человека” Охрана животных.
“Живительная водица”
Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Воспитывать бережное отношение к воде.
“Насекомые”
Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”
4. Календарно-тематическое планирование (68 часов)

п/пДата Тема Всего
часов Содержание деятельности
Теория Практика
1 02.09 Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”?
2 Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу.
Законы экологии Экология и мы.
2 02.09 Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово “Экология”?
3 09.09 Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария.
 
1 Правила поведения во время экскурсии Сбор природного материала
4 09.09 Экскурсия в природу “Разнообразие растений” Сбор природного материала для поделок, гербария.
 
1 Правила поведения во время экскурсии Сбор природного материала
5 16.09 Коллективная работа “ Тайна осенней поляны”
2 Правила выполнения работы коллективным способом Коллективная работа
6 16.09 Коллективная работа “ Тайна осенней поляны”
7 23.09 Устный журнал “Польза огородных растений для человека”Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке”
2
Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия. Познакомить с отраслями растениеводства в нашем крае. Знать о пользе огородных растений для человека. Развивать творчество Конкурс рисунков
8 23.09 Устный журнал “Польза огородных растений для человека”Конкурс рисунков “ Урожай в корзинке”
9 30.09 Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы”
2 Правила проведения Экологическое представление «Дары осени!»
10 30.09 Театрализованное представление на экологическую тему “Дары Земли – матушки и Осени – красавицы”
11 07.10 Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём”Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев.
 
2 Познакомить с многообразием растений в лесу. Обобщить представление детей о взаимосвязи растений с окружающей средой. Правила поведения в природе по отношению к растениям, обратить внимание на красоту растений и показать значение растений для человека.
12 07.10 Заочная экскурсия “По тропинке в лес пойдём”Ярусы леса. Хвойные и лиственные леса. Последствия уничтожения деревьев.
 
13 14.10 Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями.Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”
2 Подготовка к проведению викторины Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”
14 14.10 Садовые деревья и их связь с насекомыми, птицами, зверями и другими растениями.Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”
15 21.10 Коллективная работа “Сказочный лес”
3 Беседа о правилах выполнения работы коллективным способом Коллективная работа “Сказочный лес”
16 21.10 Коллективная работа “Сказочный лес”
17 28.10 Коллективная работа “Сказочный лес”
18 28.10 Презентация “ Диковины грибного царства”
1 Беседа по правилам просмотра презентаций Презентация
19 11.11 Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко”
2 Правила изготовления поделок Изготовление поделок
20 11.11 Изготовление поделок из солёного теста “Грибное лукошко”
21 18.11 Стенгазета “ Юный эколог”
2 Подбор материала для газеты. Беседа Выполнение и оформление газеты
22 18.11 Стенгазета “ Юный эколог”
23 25.11 Праздник “Краски и звуки осени”
2 Подготовка к проведению праздника Праздник
24 25.11 Праздник “Краски и звуки осени”
25 02.12 Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?”
2 Животный мир (общее понятие). Формировать представления детей о животных, их приспособленности к среде обитания. Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Звери, обитающие на территории нашей области. Красная книга области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека.
Презентация
26 02.12 Презентация “Книга зимы. Как зиму встречают животные?”
27 09.12 Сезонные изменения у растений и животных Конкурс рисунков “Зимние узоры животных”
2 Сезонные изменения у растений и животных –беседа. Конкурс рисунков
28 09.12 Сезонные изменения у растений и животных Конкурс рисунков “Зимние узоры животных”
29 16.12 Беседа “ Берегите лесную красавицу”Изготовление ёлочек из природного материала
2 Беседа Изготовление ёлочек из природного материала
30 16.12 Беседа “ Берегите лесную красавицу”Изготовление ёлочек из природного материала
31 23.12 Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека” Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”
2
Роль животных в жизни человека Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека” Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”
32 23.12 Устный журнал “Домашние животные и птицы зимой, польза их для человека” Изготовление поделок из пластилина “ Мои домашние животные”
33 13.01 Презентация “Собака– друг человека”
2 Знакомство с правилами поведения с животными Фотовыставка “ Наши любимцы” и презентация
34 13.01 Фотовыставка “ Наши любимцы”
35 20.01 Заочная экскурсия “Дикие животные зимой”
2 Правила поведения во время экскурсии Заочная экскурсия “Дикие животные зимой”
36 20.01 Заочная экскурсия “Дикие животные зимой”
37 27.01 Изготовление аппликаций
животных
2
Правила выполнения аппликаций Изготовление аппликаций
животных
38 27.01 Изготовление аппликаций животных
39 03.02 Дидактическая игра “В мире животных”
2 Правила проведения игры Дидактическая игра “В мире животных”
40 03.02 Дидактическая игра “В мире животных”
41 10.02 Выпуск стенгазеты “ Юный эколог”
2 Правила оформления газеты Подбор материала и выпуск стенгазеты “ Юный эколог”
42 10.02 Выпуск стенгазеты “ Юный эколог”
43 17.02 Праздник “Царство снежной королевы”
2 Правила проведения праздника Праздник
44 17.02 Праздник “Царство снежной королевы”
45 24.02 Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды”Конкурс рисунков “Наша река”
2
Вода в природе. Основные свойства воды (опыты). Различные состояния воды (лед, пар, вода). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки). Вода в жизни человека, животных и растений. Использование воды человеком. Вода в нашем доме. Необходимость экономии воды. Рыбы, обитающие в реках области. Промысловые рыбы. Закреплять знания о других обитателях водоёмов (лягушках, пиявках, раках). Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Воспитывать бережное отношение к воде.
Конкурс рисунков.
46 24.02 Презентация “Вода вокруг нас. Путешествие с капелькой воды”Конкурс рисунков “Наша река”
47 03.03 Устный журнал “Жизнь пресного водоёма”
2 Практическая работа
48 03.03
Устный журнал “Жизнь пресного водоёма”
49 10.03 Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды”
2 50 10.03 Практическая работа “Свойства воды. Проблема чистой воды”
51 17.03 Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды
3 Беседа о пользе воды Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды
52 17.03 Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды
53 24.03 Познавательно-развлекательная программа, посвященная Дню воды
54 24.03 Презентация “Насекомые весной”
1 Беседа «Насекомые в природе» Презентация
55 07.04 Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”
2 Беседа . Правила игры. Правила выполнения поделок Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”
56 07.04 Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”
57 14.04 Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана”
2 Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана”
58 14.04 Беседа “Что мы знаем о комарах и их охрана”
59 21.04 Устный журнал “Незваные гости нашего сада”
2 Беседа Устный журнал “Незваные гости нашего сада”
60 21.04 Устный журнал “Незваные гости нашего сада”
61 28.04 Коллективная работа “Эти удивительные насекомые”
2 Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Способы передвижения насекомых. Их роль на земле. Насекомые нашей области и в Красной книге. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Выполнить коллективную работу “Эти удивительные насекомые”
62 28.04 Коллективная работа “Эти удивительные насекомые”
63 05.05 Изготовление “Запрещающих знаков природы”
2 Знакомство с запрещающими знаками Изготовление “Запрещающих знаков природы”
64 05.05 Изготовление “Запрещающих знаков природы”
65 12.05 Выпуск весеннего номера “Юный эколог”
2 Беседа Подбор материала и выпуск весеннего номера “Юный эколог”
66 12.05 Выпуск весеннего номера “Юный эколог”
67 19.05 Итоговая праздничная программа «Друзья природы»
2 Правила проведения праздника Праздник
68 19.05 Итоговая праздничная программа «Друзья природы»