Речевая компетенция учащихся как объект контроля. Салмагамбетова С.С. Преподаватель английского языка Костанайского строительно-технического колледжа В развитии общества и каждого отдельного человека велика и значительна роль языка. Особенно


Речевая компетенция учащихся как объект контроля.
Салмагамбетова С.С.
Преподаватель английского языка
Костанайского строительно-технического
колледжа В развитии общества и каждого отдельного человека велика и значительна роль языка. Особенно возрастает она в эпоху укрепления международных связей и авторитета страны. Обучение
учащихся английскому языку осуществляется на современном этапе на основе применения современных технологий, в которых соблюден принцип постепенного нарастания трудностей с учетом этапов обучения речевым видам деятельности.
Четкое управление учебным процессом невозможно без четкой системы контроля за ходом становления речевых навыков и умений учащихся. Не только преподаватель получает представление об уровне обученности учащихся, но и каждый учащийся получает возможность сознательно корректировать собственную речевую подготовленность.
Считается, что оценивать умения учащихся путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике не всегда правильно и не всегда обязательно. Умение выражать собственные мысли на английском языке - вот это достижение должно оцениваться достаточно объективно.
Если учащийся не настроен доброжелательно к предмету не нужно принуждать его постоянным контролем, т.е. кнутом и отметкой (пряником). Сопровождающая контроль система баллов обладает многими недостатками: ученик привыкает видеть в преподавателе не речевого партнера, а контролера, которого иногда можно обхитрить и обмануть, отвлечением преподавателя от основных обязанностей обучать, а не контролировать, превращением урока в скучное выспрашивание и т.п. Для одних преподавателей объектом контроля является сам речевой материал, для других- знание об этом материале, для третьих- умение использовать этот материал, т.е. получается, что контроль субъективен. Контроль и соответственно оценка должны быть абсолютно объективны.
Студентов нужно учить, как контролировать и корректировать
себя. Эталоном действия обладает не только преподаватель , эталон будет в голове обучаемых. При самоконтроле и оценке учащийся находит источник стимулирования не в отметке, а в учебно-познавательной деятельности.
Важнейшей чертой отношений между преподавателем и учащимися должна стать гуманность. Учащиеся перенимают и радость труда, и радость успеха в учении, вся деятельность учащихся будет заложена не только в отметке, а в радости познания, в интересе к предмету.
Сформировать речевой навык можно только на живой и реальной учебной, воспитательной практике. Речевой навык можно определить как способность человека совершать речевые операции в соответствии с коммуникативным намерением безошибочно, быстро, непрерывно, уверенно и преимущественно непроизвольно. Навык определяется через умение, а база умения-
это знание. Объектом знания, умения и навыка выступают (в плане
овладения иностранной речью) различные языковые явления. Он лежит в основе готовых, клишированных речевых образований – слов, словосочетаний, частей предложения (блоков) и целых высказываний. Например: Ладно. Ну пошли. Где вы были? Скажите,
пожалуйста, сколько сейчас время? Не стоит. Сколько это займет времени у тебя? Well. Let’s go. Where have you been? Tell me please,
what’s time is it now? Not at all. How long does it take you?
Навыком можно считать бытовое межличностное общение на языке. И говорящий сталкивается с необходимостью синхронного
оперирования разноуровневыми элементами языка. В процессе построения фразы реализуются и навыки, и умения, и знания. Они
интегрируются в едином речевом потоке, образуя особый механизм, способность к « запуску» которого можно назвать компетенцией. Коммуникативная компетенция рассматривается как неотъемлимый компонент речевой компетенции, поскольку без коммуникативной цели, направленности, ориентированности реальной речи не бывает. Цель говорящего - завладеть вниманием слушающего, обеспечить прием и понимание его сообщения.
Таким образом, объектом контроля в ситуации изучения английского языка должна стать устно-речевая компетенция,
степень сформированности которой может быть описана с помощью таких критериев как монологическая, диалогическая речь, аудирование.