Рецензия на учебник под редакцией А.И. Кравченко, название учебника «Обществознание» для учащихся 8 класса


Учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ №4, г. Бор,
Веселкова Юлия Михайловна
Рецензия
на учебник под редакцией А.И. Кравченко,
название учебника «Обществознание» для учащихся 8 класса
-9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 192 с.
Данный учебник является проектом Российской академии наук и Российской академии образования. Он создан в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. Представляет собой курс обществознания для 8-го класса общеобразовательных учреждений.
Учебник как источник информации вполне подходит для учащихся 8 класса, представляет целостную картину сведений, необходимых для данной возрастной категории учащихся. В учебнике содержатся основы социологии, экономики, а также рассматривается основные явления развития общества. Данный учебник полностью включает в себя обязательный минимум по этим рахделам обществознания, утверждённый Министерством образования РФ. Учебник написан легко и доступно для современных учащихся.
Учебник разделен на 3 главы, которые вмещают в себя такие темы как, «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера», и 24 параграфа. Имеет оглавление, предисловие, основную содержательную часть, итоговые вопросы, словарь и литературу. Учебник соответствует учебному плану, рассчитанному на 34 часа обществознания в 8 классе. В соответствии с учебной программой, оставшиеся часы курса «Обществознания» в 8 классе, можно отвести на проверочные и контрольные работы, практические занятия (экскурсии, тематические мероприятия).
Анализируя содержательную часть данного учебника необходимо выделить составные части каждого параграфа. В каждом параграфе в тексте даны определения незнакомых слов, которые выделены в рамку. Например, § 1 «Что такое общество», даны такие понятия как, «страна», «государство», «общество». Шрифт в параграфах постоянно меняется, важные моменты, которые стоит запомнить и лучше рассмотреть выделены жирным шрифтом или курсивом.
Учебник используется в качестве средства самообразования. В нём содержатся такие задания, которые имеют цель развивать различные умения и навыки учащихся, такие задания можно использовать как дополнительные на уроке или в качестве самостоятельной работы. Речь идёт о рубриках, которые расположены в конце каждого параграфа: - « Вопросы и задания», «Проблема», «Практикум». Проанализируем каждую из данных рубрик. Рубрика «Вопросы и задания», включает в себя несколько актуальных вопросов по изученной теме, целью которых является проверка остаточных знаний школьника, после изучения материала. Имеются базовые вопросы и вопросы со звёздочкой, которые опираются на творческую сторону решения. Например, § 5 «Личность и социальная сфера», вопрос второй, базовый: «В чём сходство и различие между талантливым, гениальным и великим человеком?» И вопрос из этого же параграфа со звёздочкой: « Какую роль в формировании человеческой личности играет нравственное начало? Аргументируйте своё мнение?». Вопросы со звёздочкой являются, на мой взгляд более сложными и углублёнными. Рубрика «Проблема», где перед учеником ставится определённая тематическая проблема, которую он в индивидуальном порядке или сообща в группе своих одноклассников должен решить. В § 7 «Социализация и воспитание», «Проблема» звучит так: - Как можно добиться понимания между родителями и детьми? С этой проблемой, на мой взгляд, ученик может, как справится сам, так и обсудить её в кругу семьи. Рубрика « Практикум», является средством самообразования, самопроверки ученика по пройденному материалу и является творческим заданием, которое способствует развитию коммуникативных, индивидуальных способностей ученика, расширению кругозора. Эта рубрика представляет собой несколько практических заданий касаемо пройденной темы. Например, в §4 «Социальный прогресс и развитие общества», «Практикум» состоит из одного задания, в котором школьники должны выбрать признаки прогресса или регресса из перечисленного списка понятий. Нельзя ни сказать о редко встречающейся информационной рубрике, выделенной более мелким шрифтом, которая имеет разнообразные названия, связанные с тематикой параграфов, в которой она находится. Например, в §7 «Социальная структура», информационная рубрика называется – « Одежда и статус», источником которой является Моррис Д. Одежда и социология // Ровестник. 1990. № 7. С. 12-13. Подобного рода рубрики расширяют кругозор ученика и углубляют его знания по курсу «Обществознания».
Элементом самообразования и самопроверки так же являются итоговые вопросы в конце изученного курса «Обществознания» за 8 класс. Всего представлено 41 проверочных вопросов, которые проверяют степень остаточных знаний по пройденному курсу.
Рассматривая учебник как источник информации, необходимо выделить словарь терминов в конце учебника, который является необходимым дополнением любого школьного учебника. Данный словарь построен в алфавитном порядке и вмещает в себя 284 слова, которые необходимо знать ученику 8 класса изучающему курс «Обществознания. Так же в конце учебника приведён список литературы, расположенный в алфавитном порядке. Плюсом списка литературы является то, что ученик, заинтересованный той или иной темой, может самостоятельно найти в этом списке книгу для дополнительного чтения.
Учебник под редакцией А.И. Кравченко, как средство обучения, является компонентом учебно-воспитательного процесса в классе. Данный учебник полностью учитывает как возрастные и психологические особенности учащихся, так и гармоничное использование разнообразных средств обучения, как традиционных (изучение терминологии и её запоминание), так и современных (творческие задания для самопроверки – рубрика «Практикум»); использование принципа наглядности – в каждом параграфе наблюдаются тематические иллюстрации, множество таблиц и схем которые помогают ребятам более абстрактно посмотреть на ту или иную проблему, обсуждаемую в теме урока.
Анализируя информативный блок данного учебника необходимо выделить ряд источников информации. Помимо текстовой информации, о которой говорилось выше, в учебнике существуют и другие информационные источники, которые в соответствии с текстом содержат свою нагрузку, дополняя и углубляя представления об изучаемом. К таким источникам, которые несут тематическую информацию, относятся иллюстрации, диаграммы, графики, схемы, таблицы, выделенные другим шрифтом слова. Начнём с такого источника информации, как иллюстрация. Иллюстраций в данном учебнике очень мало, они имею чёрно-белый цвет, что является минусом для учебника 8 класса. Иллюстрации помогают ребёнку вникнуть в тему, понять её сущность, рассмотреть с разных сторон все аспекты данной проблемы. Иллюстрации имеются на странницах – 9, 15, 21, 30, 41, 56, 66, 77, 82, 94, 121, 133, 160. Не менее важным информационным источником являются схемы и таблицы, которых по сравнению с иллюстрациями, намного больше. Присутствие таких схем и таблиц в учебнике 8 класса, является плюсом, так как для данной возрастной категории полезно и поучительно воспринимать научную информацию с помощью такого способа. Например, §15 «Бюджет государства и семьи», здесь расположена схема «способов решения проблем дефицита государственного бюджета», где схематически показаны способы и пути решения этих проблем, и к чему тот или иной способ может привести в конечном итоге. Восприятие таким способом научной информации развивает у ученика теоретическое мышление, память, логику, построение последовательных связей между объектами.
Говоря о технологическом уровне учебника, стоит отметить, что содержание и методический аппарат учебника под редакцией А.И. Кравченко ориентированы на развивающее обучение, формирование умений объективно оценивать события, работать с источниками. Научность, доступность и занимательность материала, наличие дополнительных текстов, иллюстративного ряда и творческих заданий позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Вопросы и задания позволяют организовать дискуссии, практикумы, проектную деятельность.
Данный учебник является декларативным, так как ни одной точки зрения на те или иные явления в нем не доказываются.
Плюсом, на мой взгляд, является то, что учебник затрагивает все сферы общественной жизни, развивает кругозор ученика, учит, как самостоятельно мыслить, так и в коллективе. Даёт ряд научных понятий, которые должен знать восьмиклассник и объясняет их. Присутствие информативных научных рубрик и логически построенных схем развивают в ребёнке интерес, как к предмету обществознания, так и истории, политике, экономике. Рубрики «Вопросы и задания», «Проблема» и « Практикум» помогают ребёнку оценить свои знания, понимания данной темы, а так же творчески посмотреть на учебный предмет. Словарь терминов в конце параграфа упрощает работу с учебником, алфавитный порядок слов помогает с лёгкостью найти необходимое для изучение слово.
Минусом данного учебника является практическое отсутствие иллюстраций, оформление учебника в чёрно-белом цвете, перегруженность терминологией и потоком информации.
Пути совершенствования данного учебника: Данный учебник нуждается в красочных иллюстрациях, так как предмет «Обществознание» является гуманитарным, где необходимо размышление над проблемами общества, а красочные иллюстрации помогут в этом. Учебник должен быть оформлен не только в чёрно-белом цвете, понятия, которые необходимо запомнить или проанализировать должны быть выделены ярким цветом, так информация воспринимается лучше. Однотонный поток информации могли разбавить разнообразные информационные рубрики, такие как «Дополнительное чтение», «Интересные факты», «Советуем запомнить». Информация, предоставленная не в однообразном и однотонном стиле, будет восприниматься с лёгкостью и интересом.