Конспект урока по литературному чтению на тему Подготовка к сочинению – рассуждению по материалам рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»


Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Тема:
Подготовка к сочинению – рассуждению по материалам рассказа Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»
Цель:
Познакомить детей с новым произведением Н. Носова; учить извлекать информацию из текста в поиске лексического значения слов «честь», «честность»; подтверждать свои мысли текстом автора.
Развивать умение рассуждать на заданную тему и различать положительные и отрицательные поступки героев; различать понятия «поступки» и «характер» человека.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; терпимое отношение к поступкам и мнению других людей; желание бескорыстно помогать людям.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение», автор О.В. Кубасова;
рабочая тетрадь по литературному чтению

Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
(Рассказ Н.Носова дети читали дома и с ним работали. На этом уроке дети готовятся к написанию сочинения – рассуждения)а) Прочитайте прилагательные, которые дают характеристику герою.
б) Озвучьте название частей текста, на которые он разделён.
в) Прочтите отрывки, в которых автор осуждает поступки героев.
г) Кто из героев демонстрирует правильное поведение, прочитай, докажи.
Новая тема.
Работа с содержанием текста.
На сколько частей разделили текст?
Почему? Что определяет начало новой части?
Какие сюжетные линии выделили?
С кем вступает в разговор главный герой по сюжету?
Как меняется его поведение.
Эти вопросы позволят учителю заставить мышление ребёнка освежить в памяти не только сюжетную линию, но и самую суть рассказа – возможность бескорыстно придти на помощь человеку, который в ней нуждается. Дети не просто отвечают на вопросы, они подтверждают словами текста свои мысли. Таким образом, необходимо хорошо знать содержание и ориентироваться в тексте произведения. А это дополнительная возможность развития техники чтения и речи ребёнка.
Работа по составлению плана текста.
Примерный план у учителя заготовлен в материалах презентации или на доске. Части прочитываются, план появляется после обсуждения, постепенно.
Визит одноклассников.
«Тайное, всегда становится явным»
Встреча с Ольгой Николаевной.
Работа над характером главного героя – Мишки.
Отличается ли поведение Мишки, во время общения с разными людьми? (Докажи чтением отрывков. Дети приводят свои мысли, называют страницу учебника, зачитывают отрывок так, что остальным приходится тоже читать, следя по тексту) – 3 человека могут получить отметку.Когда, по-вашему, Мишка настоящий, а когда он обманывает сам себя?
Можно ли назвать Мишку честным? Почему? (Мнения детей могут быть разными, но учитель подводит разговор к мысли, что герой ещё только пытается разобраться в себе. От его некрасивых действий никто серьёзно не пострадал. Это - самое главное в такой ситуации)
Работа над основными понятиями сочинения с опорой на содержание текста. (работа с презентацией)
Давайте постараемся понять, есть ли разница в смысле слов «честь», «честность».
В этом помогут русские народные пословицы и толковый словарь:
Группа детей находит в «Толковом словаре» Ожегова и Шведовой (возможно и Интернет-ресурс «Википедия») определение слова «честь»). Другая группа обсуждает смысл пословиц.
Честь – доброе имя человека, достойного уважения и гордости, моральные качества человека.
Пословицы:
Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
Правда дороже золота.
Пора и честь знать.
Много чести!
Выполнить с честью. С честью выйти из положения.
Честь по труду.
- Кому из героев подходят пословицы? Почему?
Домашнее задание.
Подготовить небольшой текст – рассуждение на тему: «Честный человек – это … (какой человек?)
Закрепление изученного.
Чтение по ролям отрывка со с. 90 – 95. Покажите интонацией, на чьей вы стороне. Кто из героев вам симпатичен?
Кого из героев можно назвать открытым человеком?
Итог урока.
- Можно ли сказать про ребят, что они настоящие друзья?
- Придумайте по одному предложению на тему: «Честность» в каждой ситуации общения Мишки»
Мишка и его друг.
Мишка и одноклассники.
Мишка и Ольга Николаевна