Урок-подготовка к сочинению по исходному тексту


Урок-практикумТема: Написание сочинения по прочитанному тексту.
Цели:
1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.
2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.
4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.
Ход урока.
I Приветствие. Объявление темы и целей урока.
- Сегодня на уроке-практикуме мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, стараясь применить полученные на предыдущих уроках теоретические знания.
II Повторение композиционных частей сочинения и их последовательности.
- Проверим правильность выполненной вами работы (взаимопроверка + контрольный слайд):
1. Вступление
2. Формулировка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Формулировка позиции автора по данной проблеме
5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
7. Заключение (итоговый вывод)
III Знакомство с текстом.
-Прочитайте внимательно и вдумчиво текст.
- Прочитаем текст вслух.
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.  Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали».  Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.  Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме.  Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?  Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной!  Слушатели особенно запомнят именно ошибку. Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом?  Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
Л. Пирожкова
- Какого стиля текст? (публицистического)
IV Информация об авторе текста.
- На мой взгляд, интересно узнать об авторе текста.
Пирожкова Людмила Фёдоровна закончила философский факультет МГУ им. Ломоносова(1977 г.). Вся её жизнь связана с прессой и издательской работой. Имеет разнообразные публикации. Занимается переводами разной тематики с английского и французского языков. Много лет работала редактором (литературным, научным - философия), поэтому перевод и литературное редактирование практически совмещает. Издано около двух десятков её книг.
Училась также в ДВГУ (Дальневосточный университет) на журналистике.
V Работа над формулировкой проблемы.
- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).
- Попробуйте сформулировать проблему, затронутую автором текста. Используйте в работе известные вам клише.
- Прочитайте, что у вас получилось?
Пример:Достаточно ли при общении с другими только того, чтобы тебя понимали? Насколько важно правильно и красиво говорить? Как речь характеризует человека? Над этими вопросами размышляет в своём тексте Л. Пирожкова. Автора волнует проблема так называемого речевого портрета личности.
- Ребята, как вы понимаете выражение «речевой портрет»? (Особенности речи человека, одна из важнейших составляющих облика говорящего).
- Вот некоторые определения этого понятия, сформулированные известными в области языкознания специалистами:
Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность.
С.В. Леорда
Речевой портрет - совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования.
Т.П. Тарасенко
Речевой портрет - набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего.
Г.Г. Матвеева
- Исследователи этого вопроса отмечают, что речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.
VI Комментарий к проблеме.
- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).
- Какие два типа комментария выделяют? (Текстуальный и концепционный).
- Каковы особенности текстуального комментария? (инд. сообщение)
Текстуальный - объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
- Что представляет собой концепционный комментарий? (инд. сообщение)
Концепционный - интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме;
к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
насколькоактуальна в наши дни эта проблема?
почему эта проблема относится к разряду вечных?
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
традиционна ли эта проблема или нова;
если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу;
если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы.
- Каких ошибок следует избегать при написании комментария? (Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Нельзя забывать, что комментируем не проблему вообще, а именно то, как автор понимает и раскрывает эту проблему. Следует помнить, что комментарий не пересказ и не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы).
- Комментируя проблему, поднятую в данном тексте, необходимо назвать те изъяны, которые, по мнению Людмилы Пирожковой, портят речевой портрет многих наших современников. Найдите их в тексте (стирание границ между разными стилистическими пластами,терпимое отношение к «низкой» лексике, слова-сорняки, примитивизм, речевая небрежность, невыразительность речи, нарушение грамматических норм (пример со словом «кофе»).
Какие ещё недостатки могут подпортить наш речевой портрет и поставить под сомнение уровень нашей общей культуры? (нарушение орфоэпических норм).
- Какие словосочетания употребила Людмила Пирожкова, чтобы подчеркнуть своё отношение к описанной ситуации? («катастрофическая порча языка», «вопиющая безграмотность»).
Прокомментируйте проблему, выдвинутую на обсуждение автором. Прочитайте, что у вас получилось.
Пример:Автор текста с горечью говорит о стремительном обесценивании культуры речи и поражается распространившейся вопиющей безграмотности. Наш язык катастрофически портится под влиянием радио, телевидения, Интернета. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, будто нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но, по убеждению автора, каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих. Л. Пирожкова приводит в пример ситуацию, когда после нескольких минут общения с внешне приятными людьми чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и речевого портрета собеседника.
VII Формулирование позиции автора.
- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).
- Сформулируйте позицию автора. Прочитайте, что у вас получилось.
Пример:По мнению Л. Пирожковой, речевой портрет гораздо более выразителен, нежели наша внешность. Она убеждена в том, что одна досадная ошибка может испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, «выращивать его».
VIII Формулирование собственного мнения.
-Сформулируйте своё мнение по проблеме, выразив согласие или несогласие с точкой зрения автора, и подробно объясните. В чём оно состоит.
Пример:Нельзя не согласиться с мнением автора данного текста в том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Действительно, речевая культура является важной составляющей общей культуры человека.Не стоит допускать небрежности в речи. Полностью поддерживаю Людмилу Пирожкову в том, что над собственным речевым портретом следует кропотливо работать, чтобы не выглядеть смешно или нелепо в глазах окружающих.
IX Доказательство собственной точки зрения.
- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).
- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).
- Какие типы аргументов можно использовать в работе? (инд. сообщение)
- Прочитаем образец того, как можно привести подобный аргумент в сочинении.
Пример:Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас Эллочки Щукиной, героини этого романа, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
-Ребята, знаете ли вы, кто такой Демосфен? (Это древнегреческий оратор, долгие годы работавший над своим речевым портретом и благодаря этому оставивший яркий след в истории).
 Афины — 322 г. до н. э.Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил «р»), - у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.- Прочитаем, как можно ввести в текст сочинения аргумент, основанный на примере жизни этого выдающегося человека.
Пример: Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
X Работа над написанием вступления.
-Задача вступления подвести читателя к проблеме. Здесь можно воспользоваться вашей копилкой афоризмов. Может ли кто-нибудь из вас прочитать уместный афоризм? Я предлагаю вам воспользоваться и теми афоризмами, которые подобрала я. (Слайд)
Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
В. А. Сухомлинский
Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
Г. В. Степанов
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
А. П. Чехов
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Д. С. Лихачёв
- Зачитайте, пожалуйста, какие вступления у вас получились.
Пример:Большинству людей не безразлично, какое мнение складывается о них у окружающих. Многим из нас хочется производить приятное впечатление и располагать к себе тех, с кем мы общаемся. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Да! Именно речь является той существенной составляющей, которая наиболее полно характеризует нас как личность. Очень интересно выразился по этому поводу Г.В. Степанов: «Наша речь – это наша визитная карточка».
XIЗаключение. - О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).
- Поработайте над заключением и прочитайте, что у вас получилось.
Пример:Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за одной из важнейших характеристик личности– речевым портретом.
XIIИтог урока.
(
Речевые клише
Формулировка проблемы:
Всвоем тексте публицист (писатель) NNрассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);
Текст публициста (писателя) NNзаставил меня задуматься над проблемой (чего?);
Примечание:можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)...
Введение текстуального комментария:
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NNрассказывает историю о /повествует о ... /приводит факты ... / на примере случая из жизни великого писателя NNпоказывает, что....
Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NNповествует о ... . Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…

Введение концепционного комментария:
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный публицист (писатель) не обошел ее вниманием....
Действительно, проблема ... очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что ... . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к ... .
Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: ...
Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:
Формулировка позиции автора исходного текста:
Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «». NNубежден: ....
Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что...
Позиция NNотносительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит…
Формулировка собственной точки зрения:
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …. Действительно, …
Я согласен с автором данного текста в том, что… В самом деле, …
Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: …
Я разделяю точку зрения автора и также убеждён в том, что …
Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет….
Введение в текст аргументации собственной точки зрения:
А) первый аргумент
В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN(указывается автор и дается название произведения). В этом произведении... / Главную героиню этого произведения отличает ...
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN(указывается автор и дается название произведения). В этом произведении ...
Б) второй аргумент
Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что ...
Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что...
Приведу еще один литературный пример, который показывает: ...
О том, как важно..., говорит в своем рассказе / романе писатель NN.
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность ... (далее идут примеры-аргумен
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.  Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали».  Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.  Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме.  Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?  Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной!  Слушатели особенно запомнят именно ошибку. Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом?  Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности. Л. Пирожкова
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.  Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали».  Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.  Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме.  Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?  Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной!  Слушатели особенно запомнят именно ошибку. Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом?  Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности. Л. Пирожкова
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.  Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали».  Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.  Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме.  Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?  Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной!  Слушатели особенно запомнят именно ошибку. Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом?  Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности. Л. Пирожкова