«Первоначальное знакомство учащихся с письменными работами описательно – повествовательного характера».


Муниципальное казённое специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья I – II вида: школа – интернат №19
Городского округа Коломна
Московской области
Выступление на ШМО начальных классов на тему:
«Первоначальное знакомство учащихся с письменными работами описательно – повествовательного характера».
Учитель нач. классов: Зиновьева Н.М.
2014г.
Учителя школ слабослышащих имеют возможности для конкретного, наглядного обучения детей с недостатками слуха письменной речи. Непосредственная работа в классе, у доски, связь со всеми разделами программы по русскому языку, использование уроков рисования, труда, предметных уроков – всё это позволяет наглядно, ощутимо, избегая поверхностного устного объяснения, познакомить слабослышащих учащихся с качественно новым для них видом речи – письменной речью.
Программа школы слабослышащих включает около 20 видов работ по развитию письменной речи:
1. Самостоятельное описание отдельных картин.
2. Самостоятельное составление рассказа по сюжетной серии из 2-4 картин.
3. Самостоятельное описание предметов, их сходства и различия.
4. Самостоятельное описание событий выходного дня, прогулок, событий в классе и т.д.
Естественно, что с каждым из этих видов письменных работ происходит знакомство на определённом этапе обучения, а затем уже многие из этих упражнений повторяются из года в год в соответствии с принципом постепенного усложнения материала.
Знакомя учащихся с новым для них видом письменной работы, учитель комментирует образец, разбирает с ними картинку, учащиеся устно излагают содержание будущего сочинения, пробуют писать на доске и т. д., а затем уже пишут свои работы. Таким образом, на этих уроках учитель готовит детей к письменной работе. Подготовленные письменные работы эффективны не только в период знакомства с каким – либо новым их видом, но и в тех случаях, когда учитель углубляет, расширяет представления учащихся об уже знакомом виде письменного задания. Например, учащиеся уже знакомы с изложением, но учитель ставит перед собой цель – научить детей писать изложения с элементом описания; для этого он организует подготовленную письменную работу.
Выполняя самостоятельные письменные работы, учащиеся могут обратиться к учителю за помощью лишь при затруднении в выборе слов, грамматических форм, не изученных ранее, однако исключается предварительный разбор картинки, серии картинок и т.д., устный пересказ, ответы на вопросы. Эти работы дают учителю огромные возможности для развития письменной речи.
Таким образом, обучение каждому виду письменных работ можно условно разделить на два этапа:
1. Ознакомление учащихся с новым для них видом письменной работы.
2. Обучение письменной речи на основе проведения самостоятельных письменных работ тех видов, с которыми учащиеся уже знакомы.
Мы имеем основание утверждать, что успех дальнейшего обучения будет зависеть от того, как слабослышащие будут ознакомлены с новым видом письменного задания. Дело не только в том, чтобы учащиеся усвоили его особенности, узнали, как его нужно выполнять, но также важно, уже на этом этапе приучать детей к самостоятельности, побуждать их мыслить и решать возникающие перед ними задачи самостоятельно, хотя и под руководством учителя.
Рассмотрим такой характерный пример. В 3-м классе учитель впервые дал детям задание восстановить деформированный по частям текст. Цель урока – ознакомление учащихся с новым видом письменной работы. В начале урока учитель привлёк их внимание к написанному на доске тексту, начал объяснять задание: «Посмотрите на доску. Видите – рассказ написан в беспорядке. А вам нужно правильно написать рассказ». Естественно, что дети, для которых вычленить главное, установить порядок частей рассказа – трудная задача, ничего не поняли. Учитель почувствовал это и начал сам указывать порядок частей, записывать их в нужной последовательности. Детям осталось только переписать восстановленный текст. Едва ли можно сомневаться, что они не поняли принципа выполнения задания, не ознакомились с новым видом письменной работы. Каковы же причины этой неудачи?
Объяснить её можно тем, что учитель не привлёк средств наглядности, не подкрепил объяснение примерами, отсутствовали предварительные упражнения, которые подготовили бы детей к пониманию этого вида работы. Характер объяснения не заставлял детей мыслить, не было внесено элемента самостоятельности в выполнение задания.
Как же нужно было провести этот урок? В параллельном классе то же задание было дано совершенно по – другому. На доске два варианта рассказа «Смелые ребята» (верный и деформированный).
Каждая часть текста начиналась с красной строки, между частями был интервал. Кроме того, все части образца были пронумерованы и возле каждой прикреплён рисунок, иллюстрирующий события. Учащиеся прочитали этот текст (в это время деформированный был закрыт), учитель объяснил непонятные слова и сочетания слов: вилы, налетел на вилы, вот и поле, стог. После этого он открыл деформированный текст и предложил детям внимательно его прочитать, сравнить с первым текстом и к каждой части прикрепить картинки. Выполнив задание, ученики увидели, что картинки расположены не так, как в первом случае, а в беспорядке.
Тут же верный вариант был убран, и учитель дал детям задание расположить картинки в нужной последовательности и по этому картинному плану восстановить деформированный текст. Большинство детей довольно легко справилось с работой.
Почему в данном случае учитель достиг цели? Причина в том, что задание было раскрыто наглядно, доступно для учащихся; приёмы, которые применял учитель, заставляли детей мыслить, они поняли, что от них требуется, они не были лишены самостоятельности в выполнении задания.
Мы должны также подчеркнуть необходимость упражнений, готовящих детей к знакомству с новым для них видом письменного упражнения. Как известно, каждый новый вид письменной речи воспринимается значительно легче, если элементы его встречались раньше.
Мы обращаем внимание учителей ещё на одно очень важное положение. Слабослышащие учащиеся с глубоким речевым недоразвитием, малым словарным запасом очень ограничены в средствах выражения мысли, из-за чего их письменные работы часто бывают трафаретны, стереотипны. Они стараются больше запомнить, а потом записать. Поэтому, знакомя учащихся с новым видом письменной работы, не следует забывать об обязательной вариативности текста-образца: учитель должен показать несколько образцов выполнения письменного упражнения, подчёркивая, что сущность, основное содержание высказывания сохраняется, но форма выражения может быть различна. Эта работа кропотлива, результаты достигаются с трудом и только при условии систематической работы на всех этапах обучения слабослышащих письменной речи.
Таким образом, основные требования к первичному знакомству с каждым новым для учащихся видом письменной работы можно сформулировать так:
1. Продуманные подготовительные упражнения.
2. Наглядность и конкретность.
3. Вариативность работы с образцом.
4. Опора на самостоятельность.
5. Строгая последовательность ознакомления с каждым новым видом письменной работы.
Развитие письменной речи в 1-м и 2-ом отделениях школы слабослышащих вводится со второго полугодия 2-го класса. Наиболее ответственным периодом являются первые уроки, когда происходит знакомство с новым видом речи, с требованиями, которые предъявляются на уроках развития письменной речи.
Остановимся на этом периоде подробнее и рассмотрим пути знакомства учащихся 2-го класса с основными видами письменных работ, рекомендуемых программой. Для того чтобы дети ознакомились с условиями выполнения любого письменного задания и могли бы самостоятельно его выполнить, следует первые уроки посвятить подготовительным упражнениям. Так, вначале можно предложить детям записать названия предметов, которые демонстрируются перед ними в натуре или на картинках. В числе этих предметов должны быть и неизвестные для детей, однако их названия они могут узнать у учителя.
Работу надо проводить следующим образом: демонстрируется предмет, ряд детей проговаривают его название и учитель записывает слово на доске; далее дети рассматривают новый предмет, узнают его название, которое тоже записывается на доске. Затем необходимо закрыть написанное и предложить детям самостоятельно записать эти слова в тетради. Свои работы учащиеся самостоятельно проверяют по записям на доске и под руководством учителя проводят работу над ошибками.
Таким образом, с первых же шагов обучения письменной речи можно добиться вдумчивого отношения к слову.
Следующим по степени трудности видом работы является составление предложений по отдельным картинкам. Картинки следует подбирать такие, где были бы предметы, с которыми дети знакомились на предшествующих уроках письменной речи. Желательно, чтобы на них было изображено вначале одно действие, которое дети могли бы выразить с помощью типов предложений на уроках формирования грамматического строя речи. Например: Кошка лежит на диване. Бабушка читает газету. Мальчик бросает мяч в ящик и т.д.
Таковы подготовительные упражнения, выполняя которые учащиеся приучаются к самостоятельности и серьёзному отношению к написанию каждого слова и фразы.
Следующая задача – научить детей восстановлению деформированного текста по картинному плану. Главное на этих уроках – приучить детей к последовательности изложения, к вдумчивому рассматриванию картинок, обратить их внимание на внешнее оформление работы (соблюдение абзацев). После трёх – четырёх таких уроков можно уже по аналогии предложить второклассникам написать сочинение по сюжетной серии.
Количество картинок должно быть во 2-м классе две-три, сюжеты – близкими учащимся и интересными. Для начала неплохо взять картинки, по которым раньше восстанавливался деформированный текст и велась уже работа над лексикой. Нужно вспомнить, что раньше, при восстановлении текста, они лишь списывали текст с помощью картинок, а теперь надо самостоятельно составить рассказ по этим же картинкам. Необходимо предложить расставить картинки в верной последовательности и задать им несколько вопросов, которые позволят выяснить, понятно ли содержание. На доске надо заранее заготовить слова, трудные для написания.
Необходимо дать учащимся возможность самим попробовать написать сочинение. Некоторые учителя склонны вначале устно составить рассказ, а затем его записать. Мы предостерегаем от такой формы работы, так как при этом в значительной мере теряется самостоятельность выполнения учащимися задания.
Более развёрнутые методические указания к работе с этими видами письменных заданий излагаются в разделах: «Работа с деформированным текстом», «Восстановление деформированного текста по картинному плану», «Восстановление деформированного текста по демонстрации действий, при помощи инсценировок» и т.д.