Урок в 4 классе Подготовка к написанию изложения повествовательного характера


Тема: Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.
Цель: 1.совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями;
2.развивать внимание, память, речь, мышление, орфографическую зоркость:
3.воспитывать аккуратность, терпение.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: презентация, задания для групп.
Ход урока.
1.Орг.момент. Рассадка по группам. Капитаны – в бейджах.
2. Вспомним правила работы в группе.
3.Работа по теме.
1)Самоопределение к деятельности. 1-й слайд.
-Ребята, что такое изложение?
Сегодня написание изложения будет для нас необычным. Мы разбились на группы, и в них будем готовиться все вместе к изложению.
- Вспомним, как мы обычно пишем изложение. На ваших столах в файле № 1 дан алгоритм написания изложения. Расположите его части по порядку.
Покажите алгоритм на доске.
2) Итак, слайд № 2 «Прочитайте текст». Он у вас в файле №2, но части текста перепутаны.
Составьте текст и озвучьте его.
3) Знакомство с текстом ( слайд №2).
-Что прочитали?
-Докажите, что это текст.
-Определите тип текста.(Повествовательный.)
- Какой вопрос к данному типу текста? (с кем и что произошло?)
- С кем произошло?
-Отгадайте загадку.
Деревья лечит день- деньской.
По веткам, по стволам лазучит.
Деревьям всё же много лучше,
Когда несёт им не покой.
В дупле прописаны они…
Заботой живы…(поползни)
-Кто такие поползни? Рассказ ученика.
-Как вы поняли, почему птица так называется?
-Что вы узнали о данной птичке?
-Так почему кричал поползень?
-Где было гнездо поползня?
--Кто был в гнезде?
-Какая опасность угрожала птенцам?
-Как вёл себя поползень?
- Кто такая гюрза? Рассказ ученика.
-Как вела себя гюрза?
-Какое же случилось чудо?
Слайд 3.
- Так какая тема и главная мысль текста? ( происшествие в ущелье, отважная птичка)
-Как бы вы озаглавили данный рассказ? Придумайте заголовок в группе.
На доске:
В ущелье.
3).Составление плана текста. Слайд 4.
-Сколько частей в тексте? (три)
-Как называется каждая часть текста? (вступление, основная часть, заключение).
-Чтобы составить план текста, что нужно сделать?(Определить главную мысль каждой части, озаглавить их.)
-Сейчас вы самостоятельно составите план текста на листе в файле №3.
Примерный план текста (работа в группах)
1.Тревога.
2.Опасность.
3.Отважная птичка.
*Чтение детьми самостоятельно составленных планов. Выявление самых лучших , удачных планов.
4).Лексико-орфографическая подготовка. Слайд № 5.
(У детей забирается предыдущий текст и предлагается новый файл №4 , с пропущенными орфограммами, где дети заполняют коллективно пропуски.)
– На какие орфограммы были пропуски? 
- Вставим орфограмму в слова на доске ( слова с пропущенными буквами). Слайд № 6.
- Поработаем со знаками препинания. Слайд № 7.
-Как понимаете выражения: зашёлся криком, вертится юлой (обсуждение в группах)
-Почему Н.Сладков называет произошедшее дальше чудом? (Маленький поползень смог победить змею.)
-Что случилось дальше? Закончите текст. Как вы думаете было у Н. Сладкова?
На листе бумаги в группе.
5).Пересказ текста по плану. Слайд №8.
6).Рефлексия.
5.Итог.
-Какие умения мы закрепляли при написании изложения?
-Кто доволен своей работой?
-Какие затруднения вы испытывали?
-Что интересного вы узнали из текста.
6.Домашнее задание.
Найти рассказ Н.Сладкова и узнать его концовку.
Приложение.
Размерами и внешним видом малый скалистый поползень похож на обыкновенного поползня. В период гнездования птиц можно видеть на стенах скал, на усеянных галькой отвесных утёсах, у руин и оврагов на северо-восточном побережье Средиземного моря. Зимой птицы появляются также во фруктовых садах. Птица добывает из щелей в скалах и растительности насекомых и пауков. Осенью рацион дополняют различные плоды и семена. Самцы начинают своё пение в марте. С конца марта до начала апреля пара начинает строительство гнезда, которое продолжается примерно 10 дней. Если в скале имеется естественная пещера, то птицы замуровывают вход до узкого лотка. На шероховатых или гладких стенах они строят из глины и слюны гнездо в форме горшка. Этот строительный раствор позже становится настолько твёрдым, что гнездо становится невозможным оторвать руками и даже ножом. Они служат затем десятилетиями. Очень редко гнёзда строятся также на деревьях. Гнездо выстилается изнутри мхом, перьями и шерстью мышей, которую птицы добывают из разложившихся погадок сов. Кладку, состоящую из 4-8 яиц, самки высиживают в апреле от 14 до 15 дней. Птенцы покидают гнездо только когда становятся полностью пригодными к полёту.
Гюрза – змея достаточно крупная. Тело самки в длину может достигнуть 1,5 метра. Самцы меньше, длина их тела около 1 метра. Гюрза – представитель семейства гадюковых. Относится к роду гигантских гадюк. У этой змеи очень сильный яд. Он немного слабее яда кобры. Смерть жертвы наступает через 30 секунд после укуса. Яд гюрзы чрезвычайно опасен для человека. Опасно и то, что змея нападает неожиданно и стремительно, она застает жертву врасплох. На сегодняшний день численность популяции сильно сократилась.
Текст
В ущелье гор тревога. Кричит птичка – скалистый поползень.
На отвесной скале гнездо поползня. В нём маленькие птенчики. К гнезду ползёт гюрза. Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поползень зашёлся криком. Вот уже зелёное тело изогнулось в воздухе вопросительным знаком. Ещё немного – и гюрза заползёт в гнездо.
И тут случилось чудо: маленький поползень вспорхнул, ударил гюрзу в затылок клювом, лапками, всем своим маленьким птичьим тельцем. Змея сорвалась со скалы.
Текст с орфограммами
(В)ущел...е гор тр..вога. Кр..чит птич(?)ка скалистый поп..лзень.
(На)отвесной ск..ле гн..здо поп..лзня. (В)нём маленькие птен(?)чики. (К)гн..зду п..лзёт гюрза. Поп..лзень юлой крути…я в..круг змеи и кр..чит. Ядовитая змея всё ближе и ближе. Поп..лзень заш..лся криком. Вот уже з..лёное тело из..гнулос.. в воздухе в..пр..сительным знаком. ..щё немного и гюрза (за)п..лзёт (в)гн..здо.
И тут случилось ч..до мален..кий поп..лзень (в)сп..рхнул ударил гюрзу в затылок клювом лапками всем св..им мален..ким птич..им тел..цем. Змея с..рвалась (со)ск..лы.