Разработка урока литературному чтению А.С.Пушкин Вот север тучи нагоняя. 2 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА


Подготовила и провела учитель высшей категории МОУ « СОШ №5» имени Воинов 100 и 101 отдельных бригад Демченко Татьяна Геннадьевна
Урок литературного чтения по теме А.С. Пушкин « Вот север тучи нагоняя» 2 кл.УМК « Перспектива»
Цели урока: Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы. Оборудование: иллюстрации с картинами природы,презентацияОсновная мысль произведения: Русские люди любят зимнюю природу. Любовь А.С.Пушкина к русской зиме выражается в описании зимних картин, в изображении зимы как живого существа, которую поэт ласково называет «волшебница», «матушка».
Ход урока.
1 Орг м.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок.
Начинаем наш урок.
 - Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.
2.Речевая разминка
Белый снег, белый мел, Белый заяц - тоже бел, А вот белка не бела, Белой даже не была
3. Беседа. Знакомство с биографией А. С. Пушкина.
 - Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А. С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта. ) - Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?
 - Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. .Презентация
 - Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. ) - Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
 - Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. ) - О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)
 - Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным. ) - Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь. )4. Изучение нового.
 - Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А. С. Пушкин…
 - Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно - красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где - то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму.
Чтение стихотворения учителем
5 .Фимзминутка6. Работа по содержанию
 Какие картины представлялись во время чтения?
- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”
- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?
- Разве мороз может блестеть?
- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.
Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.
- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.
- А какой снег: первый или нет?
- Как у Пушкина сказано про первый снег?
- А когда он блестит?
- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?
- Что сравнивается с пеленой?
- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.
- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?
- Почему так думаете?
- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?
- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?
- Подберите синонимы к слову волшебница.
- Какие чудеса творит волшебница-зима?

- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.
- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?
- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?
- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)
- На что похоже это стихотворение? (Сказку)
Выразительное чтение стихотворения (работа в группах).
- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?
- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.
Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦
Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦Идёт волшебница зима. ¦¦
- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?
Разбор II части в группах.
Пришла, рассыпалась; ¦ клокамиПовисла на суках дубов; ¦Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов; ¦Брега с недвижною рекою ¦Сравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦Проказам матушки – зимы.
(Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!
- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.
- Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. Прослушивание произведения Чайковского из цикла “Времена года”.
- Посмотрите на доску, обратите внимание на фотоработы. Какие из них могут служить иллюстрациями к стихотворению? Подберите строчки из стихотворения, которые подойдут к фотографиям.
- Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом или зуб.пастой)
7.Итог урока.
Проводиться проверка работ, созданных учениками, лучшие работы вывешиваются на доску, подписываются строками из стихотворения.
8.Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть