Самоанализ урока по теме А.С.Пушкин. Вот север тучи нагоняя…


Самоанализ урока.
Учитель: Давыдова Е.С.
Класс: 6
Предмет: чтение и развитие речи
Тема: А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»
Тип урока: комбинированный
Анализируемый урок проведен по тематическому планированию.
Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты:
образовательные: познакомить уч-ся с стихотворением; совершенствовать навык выразительного чтения;
коррекционно-развивающие: развивать познавательную деятельность, мышление, расширять и активизировать словарный запас при анализе стихотворения, слуховое и зрительное восприятие, воображение посредством составления словесной картины, работы с иллюстрациями, рисования; воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного.
На уроке были использованы следующие методы изучения:
- словесные (беседа, рассказ, объяснительное чтение)
- наглядные (показ портрета А.С.Пушкина, аудиозапись стихотворения в исп.Ю.Васильева, запись романса Г.Свиридова «Метель», репродукции картин о природе, аудиозапись звуков метели, видеоролик)
- практические (упражнения в выразительном чтении, рисование)
Для повышения качества образования на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
Урок начался с организационного этапа. Цель оргмомента – настрой уч-ся на работу, организация внимания.
Далее проводилась проверка домашнего задания. Цель проверки – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить уровень знаний уч-ся по данной теме.
Уч-ся было предложено восстановить план, составленный на предыдущем уроке, в правильной последовательности. На этом этапе коррегировалось внимание, память, логическое мышление уч-ся. С этим заданием ученики справились быстро. Затем уч-ся по этому плану читали текст упражнениями, направленными на совершенствование техники чтения («очередь», «цепочкой» по предложению, «бинарным» чтением), отвечали на вопросы, пересказывали, повторяли пройденный материал.
Следующий этап урока – подготовка уч-ся к усвоению нового материала. Цель – организовать познавательную деятельность уч-ся, сообщить тему и цели урока, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Учащимся было предложено разгадать ребус с фамилией поэта. На этом этапе посредством коррекционного упражнения развивалось логическое мышление, внимание путем соотношения цифр и букв.
Для расширения и активизации словарного запаса уч-ся провелась словарная работа с незнакомыми словами и выражениями из стихотворения.
Первичное восприятие стихотворения было предложено в виде аудиозаписи мастера художественного слова. Выявить эмоциональный отклик помогла эмоционально-оценочная беседа, которая также помогла заинтересовать уч-ся в анализе произведения и создала условия для активности работы на уроке.
На этапе анализа учащимся предлагались задания, побуждающие их к повторному чтению текста, лексико-синтетическому анализу каждой из его частей. Также на данном этапе использовалось словесное рисование, являющееся эффективным средством речевого развития уч-ся, так как приучает тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.
Вовремя была проведена физминутка с целью переключения внимания учащихся. Было предложено перенестись в зимний морозный вечер под звуки метели и поделиться увиденным. Это способствовало развитию слухового восприятия уч-ся.
Для повышения интереса к изученному материалу, привития эстетического вкуса демонстрировались картины природы под запись романса Г.Свиридова «Метель». Учащиеся выбрали те картины, которые могли бы служить иллюстрациями к стихотворению. С помощью коррекционного упражнения коррегировалось внимание, мышление.
Следующим этапом урока было рисование мелком на черной бумаге рисунка к изученному произведению, подбирались к ним строки стихотворения. Это способствовало развитию мелкой моторики пальцев рук, фантазии, эстетического вкуса, умению ориентироваться в тексте.
На заключительном этапе урока вниманию уч-ся был представлен видеоролик с текстом стихотворения на фоне зимних картин с целью развития слухового и зрительного восприятия, привития эстетического вкуса, любви к прекрасному.
Домашнее задание давалось с целью самостоятельного закрепления изученного материала, с учетом индивидуальных особенностей уч-ся.
На подведении итога формировалось умение уч-ся оценивать свою работу на уроке. Выяснялось, что нового узнали уч-ся, что понравилось. Учителем был подведен итог урока, прокомментирована деятельность каждого ученика.
Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной атмосферы. Общение уч-ся и учителя было доброжелательным и доверительным. Уч-ся были активны и работоспособны.
Урок прошёл успешно, все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.