Дидактический материал (модуль 2) Основные этапы развития жизни на Земле (протерозой, палеозой, мезозой и кайнозой) (11 класс)

Развитие органического мира в протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.
Номер
Учебного
элемента

Учебный материал с указанием заданий
Руководство
По усвоению
Учебного
материала

УЭ-0
Интегрирующая цель: в результате работы вы будете знать основные ароморфозы растений и животных протерозойской и палеозойской эр, раскрыть их значение для дальнейшей эволюции органического мира.
Внимательно прочитайте цель урока!

УЭ-1
Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившиеся в протерозойскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в протерозойскую эру.
1. Выполните следующие задания.
1.1. Расставьте события, происходившие в архее и протерозое в последовательности, соответствующей порядку их возникновения:
а) появление фотосинтеза, б) появление прокариот; в) появление многоклеточных водорослей; г) появление свободного кислорода; д) появление членистоногих; е) появление моллюсков; ж) появление кольчатых червей.
Архей
Протерозой

1.
1.

2.
2.

3.
3.


4.

1.2.Ответьте на вопросы:
Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру?
Как деятельность живых организмов повлияла на изменение геологических оболочек Земли?
2. Продолжите заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле»
Эры и периоды
Природные условия на Земле
Глобальные события в эволюции



растений
животных

1.Архейская




2.Протерозойская




3.Обсудите результаты работы.
4.Оцените свою работу.











1.1.Работайте в паре.
См. текст учебника Сонина 9, 10-11.

Оценка за правильный ответ – 1 балл, всего -7 баллов.
1.2. Работайте в паре
каждый правильный ответ – 2 балла, всего – 4 балла.
2. Работайте индивидуально см. учебник Сонина
9кл., п.17-19

Оценка за правильный ответ – 3 баллов.
3.Работайте вместе с классом.
4.Самостоятельно.
Максимальная оценка – 14 баллов.
Ваша оценка__________

УЭ-2
Цели: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившиеся в палеозойскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в палеозойскую эру.
1. Выполнить тестовое задание:
На какие периоды делится палеозой? (кембрий, юра, пермь, карбон, триас, силур, ордовик, мел, девон)
В каком периоде появились первые хордовые животные? (в силуре, в ордовике, в кембрии )
Каким ароморфозом сопровождался выход на сушу растений? (появлением хлорофилла, появлением многоклеточности, появлением проводящей ткани)
Предками каких животных считаются трилобиты? (членистоногих, моллюсков, инфузорий)
Какие животные имели преимущества при переходе от протерозоя к палеозою и развивались под влиянием естественного отбора? (те, которые не имели внешнего скелета; те, которые могли жить в холодном климате; те, которые могли выйти на сушу.)
В каком периоде появились кистеперые рыбы? (в перми, в карбоне, в девоне)
Какое изменение в строении организма позволило появиться первым земноводным? (появление сердца, появление легких, появление парных конечностей.)
Какая особенность строения организма обеспечила развитие пресмыкающихся по сравнению с земноводными? (строение яйца, два круга кровообращения, большая масса тела.)
Необходимым условием для жизни растений на суше было (наличие кислорода в атмосфере; наличие почвы; наличие хлорофилла)
С каким событием связано исчезновение каменноугольных лесов в перми? (с общим похолоданием климата, с общим потеплением климата, с увеличением водных пространств.)
2. Ответьте на вопросы:
Какое растение относится к первым наземным организмам?
Как и когда произошел выход растений на сушу?
Какие изменения возникли во внутреннем строении растений в связи с переходом к наземному образу жизни?
3. Продолжайте заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле»
Эры и периоды
Природные условия на Земле
Глобальные события в эволюции



растений
животных

3.Палеозойская эра:
Кембрий
Ордовик
Силур
Девон
Карбон
Пермь




4. Обсудите результаты работы.
5.Оцените свою работу.

1.Работайте самостоятельно в тетради.
см. учебник Сонина
9кл., п.17-19

Оценка за правильный ответ –
1 балл.
Максимальное число баллов за тест – 10.
2. Работайте в паре.
См. учебник Сонин 9кл.,

максимальное число баллов за вопросы – 6.
3.Работайте в группе или парах.
См. учебник Сонин 9кл., п. 17

Полный, правильный ответ – 3 балла, всего -18 баллов.


4.Работайте вместе с классом.
5.Самостоятельно.

Максимальная оценка – 34 балла




Ваша оценка__________

УЭ-3
Цель: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившиеся в мезозойскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в мезозойскую эру.
1. Выполнить тестовое задание:
Какие периоды составляют мезозойскую эру? (девон, мел, силур, палеоген, триас, кембрий, юра)
Какое событие было наиболее замечательным в триасе? (появление млекопитающих, появление пресмыкающихся, появление земноводных)

·Какой из названных ящеров относится к летающим? (стегозавр, динозавр, птеранодон).
С какой особенностью физиологии пресмыкающихся можно связать их быстрое вымирание в более поздние сроки эпохи? (с холоднокровностью, с малой подвижностью, с отсутствием кожного дыхания.)
Какие изменения в строении и физиологии организма обеспечили прогресс млекопитающих? (два круга кровообращения, легочное дыхание, живорождение).
Сокращение численности голосеменных растений наступает в (конце мезозоя, начале мезозоя, конце палеозоя, начале кайнозоя).
Расцвет пресмыкающихся произошел в (карбоне, юре, триасе, перми).
Исчезновение динозавров связано с (общей дегенерацией, биологическим прогрессом, биологическим регрессом, морфологическим регрессом).
2. Продолжайте заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле»
Эры и периоды
Природные условия на Земле
Глобальные события в эволюции



растений
животных

4. Мезозойская эра:
Триас
Юра
Мел





3. Ответьте на вопрос:
Что способствовало быстрому распространению покрытосеменных растений?
Почему пресмыкающиеся в начале мезозоя стали властелинами суши?
Какие частные приспособления (идиоадаптации) обеспечили заселение древними пресмыкающимися различных сред обитания?
4. Обсудите результаты работы.
5.Оцените свою работу.

1.Работайте самостоятельно в тетради.
См. текст учебника Сонин 9кл., п.18,
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом, максимальное количество – 8 баллов.

2.Работайте группе или парах. См. текст учебника Сонин 9кл, п.18,

правильный ответ
-3 балла, всего – 9 баллов.

3.Работайте в паре.
За каждый правильный ответ – 2 балла, неточный – 1 балл, всего – 6 баллов.
4.Работайте вместе с классом.
5.Самостоятельно.

Максимальная оценка УЭ-3
– 23 балла




Ваша оценка__________


УЭ-4
Цель: самостоятельно ознакомиться с основными ароморфозами растений и животных, появившиеся в кайнозойскую эру; изучить глобальные климатические изменения, происходившие в кайнозойскую эру.
1. выполните следующие задания:
1.1. Закончите предложения:
В кайнозойской эре выделяют следующие периоды:,,.
Это время расцветарастений, и высших позвоночных - и .
Период в истории Земли, отличающийся от других важнейшим эволюционным событием- появлением и развитием .
Представители всех основных современных групп царств живой природы сформировались к концу периода кайнозоя.
Большая часть времени периода пришлась на ледниковый век, что способствовало распространению растений и животных, приспособленных к холодному климату.
1.2. Вспомните ботанику! Ответьте на вопрос:
Что позволило покрытосеменным растениям занять господствующее положение, потеснив представителей голосеменных?
Дополните схему:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14151.3. Вспомните зоологию! Ответьте на вопрос:
В чем заключаются преимущества птиц и млекопитающих перед другими группами позвоночных животных?
Дополните схему:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2. 2. Продолжайте заполнение таблицы «Развитие органического мира на Земле»
Эры и периоды
Природные условия на Земле
Глобальные события в эволюции



растений
животных

4. Кайнозойская
эра:
Третичный
Четвертичный





3. Обсудите результаты работы.
4.Оцените свою работу.

1.1. работайте индивидуально.
См. текст учебника Сонин 9кл., п. 19.

правильный ответ
-2 балла, всего – 10 баллов.







Работай в группе.
Правильный ответ – 5 баллов













Работай в группе.
Правильный ответ – 4 баллов













Работайте в паре
См. текст учебника Сонин 9кл. п. 19, 20
За каждый правильный ответ – 2 балла, неточный – 1 балл, всего – 4 балла.
3.Работайте вместе с классом.
4.Самостоятельно.
Максимальная оценка УЭ-4
– 23 балла
Ваша оценка__________

УЭ-5
Цель: подведение итогов урока.
1. Прочитайте цель урока.
2. Достигли ли вы целей урока? В какой степени?
3. оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 90-94 балла, то получаете оценку – «5», 75-90 баллов – оценку – «4», 45-75 баллов – оценку – «3», менее 45 баллов – оценка – «2».
4. Домашнее задание:
Если за работу вы получили «5», то освобождаетесь от домашнего задания. Если же вы испытывали затруднения, допускали ошибки, прочитайте текст учебника п. 17-19.
Сдайте тетради на проверку учителю (в индивидуальном порядке)


Наличие поглощающей поверхности листьев и корней

Оплодотворение -?

Семяпочка
защищена -?

Расположение семян -?

Появление органа -?

Эволюционные приобретения покрытосеменных


Особенности пищеварительной
системы - ?

Сердце - ?

Легкие - ?

Покровы тела - ?

Эволюционные приобретения птиц и млекопитающих



15