Урок по окружающему миру на тему Апрель – водолей. Изменения в природе.


Тема: Апрель – водолей. Изменения в природе.
 Цели: способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД 1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей); 2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; 3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера; 4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней. 
Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, картинки на тему «Объекты природы», схема «Взаимосвязь живой и неживой природы», фотографии, листики для записей, руководство по выполнению исследования для каждой группы, дополнительные тексты, схематические рисунки методов исследованияХод урока.
 I. Организационный момент.
- Ребята ! Сегодня я приглашаю вас в гости к … - Отгадайте, к кому?Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит, в полях сверкая,
 Значит к нам пришла …
 Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поёт пичужек стая,
- Значит к нам пришла …
 Если солнце разрумянит
Наши щёки до красна,
 Нам ещё приятней станет,
- Значит к нам пришла … (весна) (А.Некрасов)
- Итак, мы идём в гости к весне.
II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.
- А, вот о каком месяце мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.
 Яростно река ревёт И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель)
Тема нашего урока….( на доске) Апрель-водолей. Изменения в природе.
- Почему водолей? (мнения детей выслушиваются и выводятся цели урока)
Пословицы об апреле.
Апрель водою славен.
 Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
 Апрель с водою, а май с травою.
Апрель снег морит – сугроб горит.
Апрель со двора – отыгралась половодьем река.
 Апрельские ручьи землю будят.
 В апреле земля теплеет и воды разливаются.
 - Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?
Цель урока: узнать, какие изменения произошли в апреле месяце в неживой природе и как они повлияли на живую природу.
III . Планирование .- Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)
План урока. 1. Изменения в неживой природе.
2. Изменения в живой природе.
3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.
 4. Итог урока.
- Что будем делать на уроке, для того чтобы реализовать намеченный план? (можно провести исследование)
- Какие методы исследования вы знаете? (на доске выставляются символы)
- Как вы думаете, какие из этих методов помогут нам изучить новый материал?
- В ходе исследования мы составим схему.
III. Подготовка к изучению нового материала. (на доске картинки с объектами природы)
 - На какие группы можно распределить эти картинки?
 - Какая картинка лишняя?
 - Организуем наше исследование по группам
1 группа: изменения в неживой природе
 2 группа: изменения в жизни зверей и птиц
 3 группа: изменения в жизни растений
V Изучение нового материала.
 1.Организация работы по группам.
- Мы уже начали исследование по изучению признаков весны во время экскурсии, сделали некоторые заметки, вели фоторепортаж. Но в ходе одной экскурсии не смогли увидеть все изменения, которые происходили в природе в течение месяца.
2.Просмотр клипа «Весна пришла».
-Мы с вами просмотрим клип о весне. В ходе просмотра вы будете делать пометки на листочках в соответствии с заданием вашей группы. Обсуждение работы в группе.
3. Физкультминутка.8 слайд
 На – на – на – наконец пришла…
Д. Весна.
У. Чи-чи-чи – прилетели к нам…
Д. Грачи.
У. Ло-ло-ло – всем от солнышка ….
Д. Тепло.
3. Прочитаете тексты и сделаете самостоятельно выводы: что происходит в природе в апреле.
- Свои выводы поместите на специальных листах.
Физкультминутка.8 слайд
Отдых наш — физкультминутка.
 Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
 Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)
 Руками взмахнули,
 Кисти встряхнули,
 Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)
 Плавно руками, дети, помашем,
Это к нам птицы летят,
 (Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)
Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.)
 Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)
 4. Отчеты по группам.
 
-Теперь давайте дадим слово каждой группе и заполним свою схему (дети отчитываются о том, что они узнали в ходе экскурсии, просмотра клипа, из текстов и все вместе заполняем схему) 9 слайд
 - Ребята, сделайте вывод, какие же изменения произошли в живой и неживой природе в апреле. (дети отвечают)
3. Взаимосвязь неживой природы и живой. 10 слайд
 - Ответьте, почему произошли вот такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей, установление взаимосвязей в схеме при помощи стрелок) Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее: потепление - небо голубое, высокое; - набухание почек; - облака белые, легкие; - появление листьев; - таяние снега, льда; - цветение растений; - ледоход; - появление насекомых; - половодье; - возвращение перелётных - осадки: снег и дождь птиц; - оттаивание почвы - изменения в жизни зверейVI Закрепление изученного- Посмотрите, что у нас получилось. (дети вывешивают свои получившиеся схемы, на слайде тоже появляется вся схема).
- Каждая группа сейчас должна подготовить свой рассказ об изменениях в природе и их взаимосвязях. В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны в апреле, назвать изменения, происходящие в неживой природе и как они повлияли на жизнь растений и животных (после подготовки, выслушиваются рассказы, остальные дополняют, если те не всё сказали).
 VII. Итог урока. Возвращение к цели урока.
- Что делали для достижения поставленной цели.
VIII Рефлексия учащихся. 11 слайд
• Что вас больше всего удивило в ходе исследования?
 • Исследование – это…  полезно или бесполезно?
 • интересно или скучно?
• Оцените свою работу в ходе коллективного исследования.
 на уроке я работал активно или нет своей работой на уроке я доволен или нет урок для меня показался коротким или длинным мое настроение стало лучше или хуже