Урок по окружающему миру в 1 классе на тему Апрель-водолей


Цель: способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД .Задачи: создать условия для ознакомления с изменениями в природе весной, развития умений анализировать народные приметы и народное название месяца – «водолей», объяснять причину ледохода; расширять и уточнять словарный запас в процессе работы с новыми словами и понятиями;активизировать новые слова и понятия в речи через составление рассказа об сезонных изменениях в природе весной.Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть изменения в природе, выделять связи и отношения между этими признаками; характеризовать второй весенний месяц, выполнять анализ народных примет, объяснять причину ледохода.
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности.
Тип урока: урок получения новых знаний
Оборудование: презентация, проектор, экран,
Ход урока:
I Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл ? (апрель)
II Мотивация учебной деятельности.- Ребята, кто догадался, над какой темой мы будем сегодня работать?
- Тема нашего урока: «Апрель – водолей». Сегодня на уроке нам предстоит большая и интересная работа. Мы обсудим изменения в природе, которые произошли с приходом апреля, познакомимся с новыми терминами.
- Как вы думаете, почему апрель называют «водолеем»? (ответы детей)
- Апрель – второй месяц весны, это время воды. Издавна в народе говорят: апрель – водолей. Вода с гор потекла – весну принесла. В апреле дни становятся длиннее, теплее, пробуждается природа.
III Изучение нового материала.
- Всё уверенней шествует весна по заснеженным полям, оставляя за собой бурые лоскуты проталин, врывается на крыльях ветра в лесные дебри, тёплым дыханием растапливает снега, превращая их в поющие хрустальные ручейки. Всё теплее греет солнце.
1. Работа по учебнику.
- Давайте откроем учебник на стр.67 и прочитаем вслух рассказ «Ледоход».
- Как вы понимаете выражение «лёд тронулся»?
- Что такое ледоход?
Ледоход – движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек. (словарь С.И. Ожегова)
- Чтение стихотворения про ледоход. С.67
- Ребята, а какие правила поведения во время ледохода нужно соблюдать?
Правила поведения во время ледохода:
Переходить водоёмы весной строго запрещается.
Прыгать с льдины на льдину и удалять от берега недопустимо.
Опасно находиться на обрывистом берегу.
Со всех сторон бегут к реке ручейки. Вода прибывает, ей становится тесно и она выходит из берегов. Наступает весеннее половодье.
2. Физкультминутка.
Улыбаются все люди –Весна, весна, весна! Хлопают руками над головойОна везде, она повсюду Красна, красна, красна. Делают повороты туловищаПо лугу, лесу и полянкеИдет, идет, идет. Ходьба на местеНа солнышке скорей погретьсяЗовет, зовет, зовет. Машут обеими руками к себеИ в ручейке лесном задорноЗвенит, звенит, звенит. Щелкают пальцами рукПо камушкам в реке широкойЖурчит, журчит, журчит. Потирают ладониРазносит запахи повсюду Цветов, цветов, цветов. Из пальцев делают бутон,И все живое сразу слышитВесенний зов. Сжимая и разжимая пальцы.
3. Беседа по теме.
- Ребята, а как изменяется лес весной?
А теперь мы продолжим наше путешествие и отправимся в апрельский лес.
Полным ходом идёт движение соков у деревьев и кустарников. На их ветках видно набухшие, но еще не распустившиеся почки.
На солнечных опушках и светлых лесных полянках появляются первые весенние цветы.
- Какие же первые весенние цветы вы знаете? (подснежник, белоцветники, прострелы, сон-трава). Эти цветы называют первоцветы.
- Давайте послушаем стихотворение о весне.
Вот апрель в окно стучится.
Что несёт нам наш апрель?
Прилетают с юга птицы,
Тает снег, звенит капель.
Тают льдинки все на крыше
И подснежники цветут.
Пенье птиц мы утром слышим.
Лужи, грязь, дожди идут.
День становится длиннее,
Ночь становится короче.
И погода всё теплее.
И весне мы рады очень!
4. Работа по учебнику.
- Итак, ребята, какие изменения в природе произошли в начале апреля? (Тает снег, бегут ручьи, ледоход на реках, почки набухли, появились первоцветы).
- И вот растаял снег, высохли ручьи. Земля покрылась зелёной травой. А что же происходит дальше?
Давайте прочитаем об этом в «Весенних картинках» на с. 68.
- Кто из них приносит пользу, а кто вред и почему?
- Рассмотрите животных о которых говорится в тексте. Как их можно назвать одним словом?(насекомые)
- А почему они называются насекомыми?(мнения детей)
Давайте прочитаем определение насекомых на с.71 учебника.
IV Игра «Соображалка».А теперь давайте поиграем. Посмотрите на доску. Здесь названия и картинки перепутались. Нужно стрелками на доске соединить картинку насекомого и его название.
Давайте сделаем проверку. На с. 70 учебника вы видите насекомых. Проверьте, правильно ли мы соединили названия и картинки.
- Посчитайте, сколько ног у насекомых?(шесть)
Молодцы!
V Работа в рабочей тетради.- Ребята, сейчас мы узнаем строение тела бабочки. Откройте свои тетради на с.73. Работаем вместе на доске и в тетради.
с.72 «У кого сколько ног».
- Соедините стрелкой цифру и название животного.
2 насекомые
8 птицы
6 звери
4 пауки
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли справился ваш товарищ по парте.
VI Дополнительный материал.
«А ну-ка отгадай».
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза).
***
Погасили в доме свет –
Всё равно покоя нет.
Ру-чу-чу да ру-чу-чок.
Кто же там в углу? (Сверчок).
***
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо. (Оса).
***
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы).
***
С хоботом летает,
Не слон и не птица,
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха).
***
Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи).
***
Чемпион он по прыжкам
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик).
– Ребята, дома по желанию, вы подбирали пословицы и поговорки об апреле. Давайте послушаем их.
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Апрельский скворец – весны гонец.
Апрельский цветок ломает снежок.
Апрель – месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
Апрель водою славен. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Апрель с водою, а май с травою.
Апрель снег морит – сугроб горит.
Апрель со двора – отыгралась половодьем река.
Апрельские ручьи землю будят.
Апрельский скворец – весны гонец.
Апрельский цветок ломает снежок.
В апреле земля преет. В апреле земля теплеет и воды разливаются.
В месяце апреле держи одежду ближе к телу.
Не ломай печей, пока апрель у плечей.
Первый апрельский дождь воза золота стоит.
VII Итог урока.- Какие изменения происходят в природе в апреле?
- Почему апрель называют «водолеем»?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Что нового узнали на уроке?
VIII Рефлексия.- Ребята, давайте посмотрим, каким же стало настроение у вас от этого урока?