Методическая разработка кружковой работы «Изготовление открытки ко Дню Победы с элементами техники «квиллинг»



Методическая разработка кружковой работы
«Изготовление открытки ко Дню Победы с элементами техники «квиллинг»»
Составила и провела:
Гаврилова Т.Р.
2015г
Пояснительная записка
Какой праздник без поздравительной открытки? Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Ведь и сегодня, несмотря на всеобщее засилье электронных средств связи, поздравительная открытка не утратила своей прелести. Современные поздравительные открытки позволяют экспериментировать с новыми видами конструкций и вариантами отделки. Кроме традиционных материалов для изготовления открыток все чаще стали применяться дизайнерские: фактурная бумага, калька, фольга, тонированная и тисненая бумага, бросовый материал (различные фантики, обертки) и так далее.
Дав простор своей фантазии и воспользовавшись материалами, представленными в данном мастер-классе, вы сможете превратить открытку из простого приложения к подарку в самостоятельный стильный сувенир. Для украшения открытки мы будем использовать вид декоративно-прикладного творчества – он называется квиллинг, или бумагокручение– это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат. Знакомство с техникой квилинга позволит создавать разнообразные узоры из бумаги, в частности на примере цветов. Изготовленные удивительной красоты изделия можно использовать и как настенные украшения, и как открытки, а также для оформления подарка.
Данный материал предназначен для занятий с детьми в группах и индивидуально, для самостоятельной работы более взрослых детей и для всех, кто любит рукоделие и созидание, без возрастных ограничений.
Цель: изготавливление поздравительной открытки, используя технику «квиллинг».
Задачи:
Научить создать красивую, гармоничную композицию и изготавливать поздравительную открытку, используя технику «квиллинг».Познакомить с историей возникновения поздравительной открытки. Расширять знания о ВОВ.
- Развивать умение комбинировать различные материалы, смелость в выполнении композиционного решения, развивать творческую активность
- Воспитывать уважение героям ВОВ, аккуратность в работе,чисто убирать рабочее место и стол после занятия.
Место проведения: кабинет №50 (5А класс)
Участники занятия: учащиеся 5А класса и их родители
Оборудование и учебно-наглядные пособия, материалы и инструменты:
наборы цветной двусторонней бумаги,
гофрированный картон различных расцветок,
ножницы,
линейка,
простой карандаш,
клей ПВА
карандашный клей,
упаковочная бумага красочных расцветок,
зубочистки
Предварительная подготовка к занятию:
Для каждого обучающегося на его рабочем месте должны быть приготовлены индивидуальные наборы для занятия:
- поздравительные открытки,
комплекты цветной бумаги,
простой карандаш,
ножницы,
ХОД ЗАНЯТИЯ:
План занятия:
Организационная часть.
Основная часть:
Вступительная беседа «Немного истории».
Практическая часть:
– подготовка материала для создания поделки;
– приклеивание получившихся цветов и стихотворного текста;
Решение творческих задач в выполнении работы.
– украшение титульной (наружной) стороны.
Итоговая часть – выставка получившихся работ, оценка качества изготовленных поделок (подведение итогов занятия).
Заключительная часть. Обсуждение.
Организационная часть.
Приветствие
Сообщение темы мастер-класса
Сегодня я научу вас изготавливать поздравительную открытку для ветеранов ВОВ, используя элементы в технике «квиллинг». Я покажу вам готовые работы, и вы сможете увидеть, насколько они оригинальны, интересны, и в то же время довольно легки в изготовлении, сейчас мы c вами в этом убедимся. Перед вами лежат индивидуальные наборы для занятия: полоскицветной бумаги, листы картона, простой карандаш, ножницы, клей, линейка, зубочистки. Посмотрите внимательно, все ли присутствует на столах.
Проверка готовности к занятию.
Напоминание техники безопасности на занятии.
(Техника безопасности при работе с ножницами и клеем:- ножницы не класть на край стола, передавать тупыми концами вперед, при работе следить за безопасностью рук;
- клеем пользоваться аккуратно, не пачкать руки и рабочую поверхность стола.)
Напоминание, что после занятия все рабочие места и пол должны быть убраны, материалы и принадлежности положены на место.
Основная часть
Вступительная беседа «История возникновения открытки».
История возникновения открытки
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого". Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Первоначально это были так называемые немецкие или "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы.
Зачастую народными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Эти картины, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения. Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. В 1875 году в государствах-членах Всемирного почтового союза было отправлено 231,5 миллиона почтовых писем. Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года". В 1894 г. Министерством внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного производства». Первые из таких открыток — рисованные виды Сухаревой башни, Английской церкви и памятника Пушкину.
К началу XX в. русские открытки разделились на иллюстрированные, репродукционные, видовые. Самымиже распространенными стали поздравительные - с Рождеством, Пасхой, Вербным воскресеньем, Днем ангела. Над открыткой работали такие известные художники, как И. Билибин, Л. Бакст. Позже, с появлением множества советских праздников, стали выпускаться и соответствующие открытки к ним.
Мода меняется, и сказывается это и на открытках. Сейчас появилось много юмористических, лирических и озорных открыток. Их можно дарить каждый день по любому поводу (В процессе беседы демонстрируются образцы открыток, наборы поздравительных открыток различной тематики, книги и альбомы с примерами, образцы поделок).
Практическая часть
– подготовка материала для создания поделки:
(Перед началом практической работы провести повторный инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.)
Немного из истории о ВОВ.
3) Решение творческих задач в выполнении работы
– украшение открытки
Уважаемые дети и родители! Дав простор своей фантазии, и воспользовавшись моими советами, вы сможете превратить открытку из простого подарка в самостоятельный стильный сувенир, используя при ее создании декоративные элементы. Самые модные направления – применение в оформлении открыток различных аксессуаров – выносных элементов, ленточек, вкладышей для написания поздравительного текста также уместны в этой работе. Для украшения вашей открытки можно использовать мотивы, вырезанные их упаковочной бумаги, декоративные ленты и все, что подскажет ваша фантазия и хороший вкус. Я старалась, чтобы поздравительная открытка стала для вас настоящим открытием мира «волшебных» кусочков из картона, способных рассказать о самых светлых чувствах – о любви, нежности, уважении и признательности. Подарите хорошее настроение своим любимым, друзьям, родным и близким – дарите им открытки!
4) Итоговая часть – выставка получившихся работ, оценка качества изготовленных поделок (подведение итогов занятия).
А теперь, уважаемые дети и родители, давайте все ваши выполненные открытки поместим на один стол и устроим импровизированную выставку. Все они радуют разнообразием творческих решений и цветовым колоритом, оригинальной композицией и аккуратностью исполнения. Каждая открытка самобытна и не имеет себе подобной.
Сделанные вами на сегодняшнем занятии образцы открыток, которые вы попробовали смастерить сами, лишь приоткрывают дверку в мир творчества и идей. Открытка, как отдельный вид изобразительного искусства, позволяет развернуться вашей фантазии. Как вы уже поняли, открытку можно сделать очень маленькой и очень большой; черно-белой или цветной, при этом использовать любые художественные материалы; по форме тоже не существует ограничений – любые конструкторские и дизайнерские идеи.
Мне бы хотелось, чтобы вы, вооружившись знаниями, почерпнутыми на этом занятии, начали изобретать и творить свои произведения. В процессе работы, вполне вероятно, вам придет совершенно свежая и оригинальная идея сюжета и способа выполнения. Дерзайте, фантазируйте, наслаждайтесь творчеством, создавайте праздник себе и другим!
Заключительная часть. Обсуждение.
А теперь я хочу спросить: кому трудно было на занятии, может быть, у кого-нибудь что-нибудь не получалось? Может быть, кто-нибудь испытывал трудности во время работы? Давайте поговорим об этом. (Ответы на возникшие вопросы)
И напоследок хотелось бы узнать у вас: достаточно ли четко и доступно излагался материал, какие из названных приемов вы уже использовали в своей работе, а также ваши пожелания, что интересного вы бы хотели узнать, может быть познакомиться с другой технологиями, которые я использую в своей работе?
Заключительная часть
После занятия все рабочие места и пол должны быть убраны, материалы и принадлежности положены на место.
До свидания и до новых встреч!
Список использованной литературы:
Люцкевич Д.А. «Открытки к любому празднику своими руками», Москва, Эксмо, 2013
Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под.ред. Пола М., М., Народное образование, 2014г.
Румянцева Е.А. «Праздничные открытки», Москва, Айрис-пресс, 2012
Селевко Г.К., «Традиционная педагогическая технологияи ее гуманистическая модернизация», Москва, НИИ школьных технологий, 2014г.
Быстрицкая А.И., «Бумажная филигрань», Москва, Айрис-пресс, 2013.
Материалы из Интернета.
Уолтер Хелен, «Популярный квиллинг», «Ниола-пресс», 2013.
Уолтер Хелен, «Узоры из бумажных лент», «Ниола-пресс», 2014.
Приложение:
Образцы открыток
- Основные формы квиллинга