Сумочка из лоскутков для мелочей.


Тема занятия: Сумочка из лоскутков для мелочей.
Цель и задачи занятия:
Учить детей делать:
- аппликацию из ткани, обводить мелом трафарет, аккуратно его вырезать;
- пришивать аппликацию к основе;
- сшивать две детали сумочки швом «через край»;
- развивать творчество;  
- воспитывать аккуратность, усидчивость;
- познакомить детей с разными видами ткани, свойствами, назначением;
- развивать у детей эстетический вкус;
- дать сведения о происхождении и истории слова СУМКА.Игровая часть: Игра: «Определи, кому какая сумка принадлежит» 
Материал:
Лоскуты ткани:
Фетр для сумочки и несколько лоскутков разной фактуры для аппликации, готовые трафареты из картона (цветочки, грибочки, ягодки, сердечки и др.), цветная тесьма для ручки, игольница, ножницы, цветные нитки.
Ход занятия:
Приветствие детей.  Проверка готовности рабочего места.
Организационный момент.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну ниток и иголок, и в путешествии вас ждут загадки, игры, знакомство с новыми словами, названиями, с новым изделием. В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки. Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое.
Сумка - совершенно необходимая деталь туалета, иначе, где бы помещались ключи кошелёк, расческа и др.
Обращаюсь к детям:
-Давайте сошьём для ваших платочков красивые сумочки, а чтобы их не путать, каждый украсит свою сумочку аппликацией, которую сам придумает.
3. Основная часть.
Обращаю внимание на то, что аппликацию мы будем делать не из бумаги, а из ткани, не приклеивать, а пришивать.  
Затем объясняю детям, что аппликацию можно выполнить из разных лоскутков, например:
- цветочек из одного лоскутка, а серединку из другого;
- клубничку из красной ткани, а листики из зелёной.
Предлагаю всем хорошо рассмотреть кусочки ткани, выбрать трафарет и подумать, как они будут выполнять аппликацию. Спрашиваю у детей, какую аппликацию и из какой ткани они решили выполнить.
      Далее объясняю последовательность работы:
- Сначала прикладываю трафарет цветочка к красному лоскутку и обвожу его мелом и аккуратно вырезаю. Затем обвожу серединку «кружочек» и тоже вырезаю. Все части цветка раскладываю на одной половинке будущей сумочки.
После того, как все дети вырезали и разложили детали, объясняю, как нужно пришивать аппликацию.
Посмотрите, я пришью цветочек только за середину несколькими стежками, швом «вперёд иголка».
Цветочек крепко держится на основе. Теперь, дети, выбирайте нитки такого же цвета, как серединка у вашего цветочка. Вставляйте нитки в иголки, завязывайте узелки, вы это уже умеете делать, и пришивайте цветочки к половинке сумочки так, как я показала».
Физминутка:
Шили – шили, пришивали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнём.
И опять мы шить начнём!
Инструктаж по технике безопасности:  
-Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время;
-Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других;
-Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя;
-При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой;
-Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот;
-Хранить иголки и булавки нужно в игольнице;
-Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка;
-Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот;
-Нельзя перекусывать нитку зубами;
-Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу;
-Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе;
-Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.  Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
-Нельзя резать на ходу.
-При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
5. Самостоятельная работа детей:
Разложите на столе кусочки ткани, нитки. Ткань обязательно должна быть отутюженной.
Отгадайте ребята загадку:
Идет пароход - то взад, то вперед, а за ним такая гладь ни морщинки не видать.
(утюг)
Настройтесь на интересную работу, и вы получите огромное удовольствие. Пока дети шьют, слежу за работой каждого ребёнка, помогаю тем, кто затрудняется.
Когда дети справляются с этим заданием, показываю следующий этап работы. Складываю две половинки сумочки вместе, и сшиваю их по краю обмёточным швом. Приступая к работе, подобрать нитки, лучше контрастные, тогда шов получится как декоративная отделка.
В начале и в конце сшивания деталей сумочки, нужно прикрепить тесьму (ручку).
6. Итог:
Готовые сумочки раскладываем на столе, и обращаю особое внимание на аккуратность выполнения, проявление творчества в оформлении поделок.
С какими видами ткани вы познакомились?
Каким швом вы сегодня шили сумочку?
Что понравилось на занятии?
Фотографируемся с поделками.
Наше занятие подошло к концу, всем спасибо. До свидания.