Конспект урока по литературному чтению на тему Ю.Яковлев Белые журавлики


Литературное чтение, 2 класс.
В. У. Гудантова, учитель начальных классов.
Тема: Ю. Яковлев «Белые журавлики».
Цели:
-Знакомство с биографией Ю. Яковлева, с его произведением «Белые журавлики»;
-выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики»;
-знакомство с культурой Японии;
-выполнение журавлика в технике оригами.
-Развитие речи учащихся; развитие образного восприятия действительности.
-Воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания.
1 Организационный момент.
2 Объявление темы урока.
-Сегодня на уроке мы поговорим об изучаемом нами разделе «Весна – утро нового года» и познакомимся с произведением Юрия Яковлева «Белые журавлики». Девизом нашего урока будут служить слова из стихотворения Расула Гамзатова «Людям люди пусть помогут преградить пути к войне».
3 Повторение.
- Мы с вами изучаем раздел «Весна – утро нового года». Как вы понимаете смысл этого названия?
- Какой вы увидели весну в произведениях этого раздела?
-С чем сравнивают авторы весеннюю степь? Почему? (слайды)
-Какие птицы символизируют приход весны?
-Как описывают поэты этих птиц? С чем сравнивают их голоса? (слайд)
Чтение стихотворения «Жаворонок» одного из авторов – В. Жуковского или С. Сейфуллина.
Ребята, но в раздел «Весна – утро нового года» включены не только произведения, в которых описывается природа, животный мир. Сюда вошли ещё и произведения, посвящённые одному из самых важных событий весны – Дню Победы. (слайд)
Я вам рассказывала, что этому дню предшествовали долгие 4 года страшной войны. Войны, которая унесла жизни более 27 млн. человек в нашей стране. Эта война получила название Великая Отечественная.
- Почему её так назвали?
Да, действительно, защищать свою Родину поднялся весь народ нашей страны. Практически, не было семей, из которых не уходили на фронт отцы, мужья, сыновья. Воевало на фронтах, служило в госпиталях также очень много женщин. Люди в тылу не жалели своих сил, работали на заводах и фабриках, чтобы обеспечить своих солдат всем необходимым – от одежды и обуви до снарядов, танков и самолётов.
4 Проверка домашнего задания.
Дома вам, ребята, нужно было нарисовать рисунки на тему «Я против войны», подготовить устный рассказ в защиту своих рисунков.
Демонстрация рисунков, устные рассказы.
5 Объяснение новой темы.
А) Ребята, эту войну называли ещё и Второй Мировой войной. А называли её так потому, что кроме двух стран – нашей страны СССР и Германии, в войну были втянуты и многие другие – это и США, Англия, Италия, Япония, Франция. Одни из этих стран воевали на нашей стороне – были нашими союзниками, другие были союзниками Германии.
9 мая 1945 года (слайд) считается светлым праздником Днём Победы, днём окончания войны. Но, к сожалению, отголоски этой войны ещё долго были слышны во всём мире.
И одно из страшных событий последствия войны произошло в этом же 1945 году, всего через 3 месяца в Японии. 6 и 9 августа 1945 года (слайд) американские самолёты для устрашения своих врагов сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. (слайд – карта).
Отличие атомного взрыва от других в том, что он похож на большой смертельный гриб (слайды).
Опасность атомного взрыва заключается не только в его разрушительной силе, главная его опасность – это то, что вся местность вокруг заражается и люди заболевают лучевой болезнью, от которой через некоторое время умирают.
Первая бомба, сброшенная 6 августа на Хиросиму, попала прямо в центр города. Она разрушила 90% строений города, то есть практически весь город был в руинах (слайды). В результате взрыва в тот же момент в Хиросиме погибло 60 тыс. человек, и в течении полугода ещё 80 тыс. В общей сложности – 140 тыс. человек в Хиросиме и 74 тыс. в Нагасаки.
Б) Сегодня, ребята, на уроке мы с вами познакомимся с произведением Юрия Яковлева «Белые журавлики». Прежде чем мы прочитаем этот рассказ, я хочу немного вам рассказать о его авторе.
Юрий Яковлевич Яковлев (слайд) – советский писатель и сценарист, автор многих книг для подростков и юношества. Родился он 22 июня 1922 года в городе Ленинград, ныне Санкт-Петербург.
Юрий Яковлевич воевал, был ранен. Много произведений у Яковлева о Великой Отечественной войне, о школьниках, о дружбе между человеком и животными. Самое известное для вас его произведение – это сказка о белом медвежонке Умке, на основе которой был создан мультфильм (слайд).
В 1996 году в возрасте 74-х лет Юрий Яковлев скончался.
В) Чтение рассказа «Белые журавлики».
6 Словарная работа.
В рассказе упоминается такое понятие, как оригами. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в Японии искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами – не прибавлять и не вычитать ничего лишнего (слайды).
Возможно для того, чтобы разбудить любопытство у новых учеников. Мастера оригами придумывали различные истории – легенды о важности оригами в жизни человека. Самая главная и известная легенда связана с фигуркой оригами – бумажным журавликом (слайд). В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание.
7 Анализ произведения.
-На что похож взрыв атомной бомбы?
-Как автор называет шляпу атомного «гриба»?
-Что сделал атомный гриб с Хиросимой? Найдите в тексте описание и прочтите.
-Почему заболела Сасаки? Как она страдала? Найдите в тексте и прочитайте, с чем автор сравнивает девочку и её болезнь.
-Помогли ли Сасаки белые журавлики? Прочитайте, что пишет об этом автор.
-В память о ком построен памятник на площади Хиросимы?
-Почему дети продолжают приносить журавликов к подножию памятника?
-Жалко ли вам Сасаки? Если бы вы находились во время её болезни в Хиросиме, чем бы вы могли ей помочь?
8 Дополнительная информация.
А знаете ли вы, ребята, что на территории Казахстана на полигоне близ города Семипалатинск тоже проводились ядерные испытания. На нашей земле в течении нескольких десятков лет было взорвано 2500 таких же атомных бомб, как и в Хиросиме. Трудно охарактеризовать тот чудовищный ущерб, который нанесли эти испытания окружающей среде и здоровью населения Казахстана. Чтобы защитить экологию наша страна перешла к подземным ядерным испытаниям, то есть, на земле, в воздухе и на воде взрывы были запрещены. Но это всё равно не спасало окружающую среду и людей от заражения, потому что ядовитые газы после взрывов всё равно просачивались через трещины и щели наружу.
И в связи с этим 28 февраля 1989 года (23 года назад) было создано экологическое движение «Невада-Семипалатинск» (по названию двух крупных ядерных полигонов – «Невада» в США и семипалатинского полигона в Казахстане). Люди требовали закрыть полигон в Семипалатинске и уничтожить ядерное оружие на территории Казахстана. Возглавил движение «Невада-Семипалатинск» Олжас Сулейменов, известный казахстанский поэт, общественный деятель (слайд).
Экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное О. Сулейменовым, добилось закрытия одного из самых мощных ядерных полигонов на земле, который принёс казахстанскому народу неисчислимые бедствия. 29 августа 1991 года Президент Казахстана Н. Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона. Казахстан стал страной без ядерного оружия, но возродить экологию и вернуть здоровье людям уже невозможно.
А что касается японских городов Хиросима и Нагасаки, то начиная с 1949 г., "мертвые города" восстанавливали, и сегодня это уже - два шикарных преуспевающих города с миллионным населением. О прошлой трагедии напоминают лишь обуглившиеся и раздавленные каркасы бывшей Торговой палаты, оказавшейся в эпицентре разрушений, которые теперь величают «Собором атомной бомбы». А еще - парк Мира в бывшем центре города, созданный под девизом «Второй Хиросиме — нет!». Вот, как сегодня выглядят эти города (слайды).
9 Физминутка «Журавли».
Ветер с юга дует, дует, солнце греет всё сильней,
Рассекая клином небо, летит стая журавлей.
Крыльями похлопали (1-2-3), клювами пощёлкали (1-2-3),
Лапки подогнули (1-2-3), хвостики встряхнули (1-2-3).
Полетели-полетели-полетели и на кочки тихо сели. (слайд)
10 Собирание фигурки оригами «журавлик».
-А сейчас, ребята, мы с вами соберём из бумаги фигурку журавлика.
Дети под руководством учителя складывают журавликов. Дети выходят к доске и кладут фигурки на стол учителя.
-Посмотрите, ребята, на эту белую волшебную стайку. Давайте попробуем поверить, что эти хрупкие бумажные фигурки защитят нас от бед и болезней, принесут в наши дома радость и счастье. И, по японской традиции, чтобы сбылись ваши желания, журавликов нужно подарить. Загадайте желания и давайте подарим эти фигурки нашим гостям.
11 Подведение итогов.
-Ребята, наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня?
12 Заключение.
Чтение стихотворения Расула Гамзатова «Я не хочу войны».
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме.
И о девочке умершей.
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.
А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось...
Для больной нелегок труд,
Все ей, бедненькой, казалось —
Журавли ее спасут.
Журавли спасти не могут —
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.
13 Объявление оценок. Урок окончен.
Донская средняя школа
Енбекшильдерский район,
Акмолинская область.