Я всего лишь провожатый…









Я ВСЕГО ЛИШЬ ПРОВОЖАТЫЙ...


ОЧЕРКИ УЧИТЕЛЯ
Творческая работа




Работа выполнена
Кохановой Ольгой Валериановной,
МБОУ СОШ №4 им.А.В.Суворова г.-к. Геленджик





Но ни мудрость, ни ум никогда,
разумеется, не могли бы
возникнуть без души
Сократ
Docento Discimus


Плохой учитель преподносит
истину, хороший учит ее находить
Дистервег


Я - учитель...
Осмысление этого факта происходило долго. Те суждения об этой профессии, которые я сегодня произношу с такой легкостью, складывались постепенно в течение всего пути, которым шли мы - я и мои ученики.

Я - учитель?
Вспоминаю свой первый день, свой первый урок. Не дрожат ни руки, ни ноги. И даже голос звенит (а ведь боялась, что потеряю дар речи, лишь только увижу тридцать пар глаз, устремленных на меня). Конечно же, волнуюсь, но стараюсь этого не показать. Перефразирую официальное "Здравствуйте, садитесь!" в "Добрый день! Садитесь, пожалуйста!" Но что же дальше?
Отчетливо помню эту невидимую грань, отделявшую меня, молоденькую, неопытную выпускницу университета от таких разных и загадочных детских душ. Выручила тема урока: "Язык - важнейшее средство общения", предполагавшая форму свободной беседы. В какой-то момент я вдруг почувствовала, что совершенно не волнуюсь, ведь мои пятиклассники - уже мои! - так живо и непосредственно реагировали на поставленные вопросы. Я поняла - им интересно!
Первый день - чувство всепоглощающей радости. Мне, новичку, пока невдомек что труд учителя - это не каждодневное счастье. Моя работа - счастье по большому счету, а будни - тяжелый труд допоздна, проблемы чужих семей, "чужих" детей и не дающий покоя ни днем ни ночью вопрос: а смогу ли?

Я - учитель!
Мне всегда было интересно с детьми. Сколько себя помню, любила возиться с малышами. И когда меня спрашивали взрослые, кем я хочу стать, неизменно отвечала: "Воспитателем". Жизнь внесла небольшую поправку: я - учитель.
По окончании школы передо мной встала проблема выбора дальнейшего пути: ведь мне были интересны и языки, и точные науки. А еще привлекала психология, дающая возможность заглянуть в человеческую душу... Что же выбрать? Чему отдать предпочтение? Решение пришло сразу, но оказалось, было единственно правильным: я выбрала литературу. Мой предмет универсален: он "растит" и ум, и сердце ребенка. Виктор Гюго писал: "Ум и сердце - две симпатичные и параллельные области; ни одна не может расшириться без того, чтобы не увеличилась другая, одна не может подняться без того, чтобы возвысилась другая". Но что поможет достичь той гармонии, о которой говорит писатель?
Вспоминается случай. Лет семь назад учился у меня мальчик. Как говорят учителя, слабенький. Ничего-то у него не получалось... А мне таких детишек всегда хотелось поддержать, помочь им обрести веру в себя. Проверяя одну из его работ, поставила четверку и написала: "Молодец, Дима!" Могла ли я тогда предполагать, что несущественный для меня эпизод оставит в душе мальчика значительный след. Спустя год после выпуска, уже будучи студентом техникума, в разговоре со мной он с благодарностью вспомнил этот случай. Тогда я почувствовала, как много значит учитель. Именно почувствовала.
Учитель должен продумывать каждый свой поступок и взвешивать каждое свое слово. Еще Монтень писал: "Слово принадлежит наполовину
·тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает". Мое слово укрепило в мальчике веру в себя. Эта вера, в свою очередь, убедила меня в том, что, обучая и воспитывая, мы не только даем, но и получаем.
Когда я выставляю оценки, я всегда помню, что для меня это - критерий знаний, а для ребенка, ученика - его проба сил, и нельзя дать ему упасть. Учитель и ученик - два альпиниста в связке: если упадет один, непременно увлечет за собой второго.
Так, год за годом, шаг за шагом, благодаря подобным эпизодам, происходила трансформация теоретических знаний, полученных мною в студенческие годы, в реальный педагогический опыт.
Каждый ребенок - это целый мир. И мы, учителя, счастливы уже тем, что навстречу нам распахиваются десятки, а за годы работы - и сотни миров. Они мне стали ближе, понятнее и дороже, когда у меня появилась дочка. Именно с этого момента я чаще стала задаваться вопросом: каким он вырастет, этот человечек, пришедший в первый класс? Или тот "подготовишка", который на моих занятиях расплакался, услышав стихотворную строчку: "А пчелы жалят мишку" - потому что ему стало жаль вымышленного медведя. В моих ли силах сделать так, чтобы это золотое сердце не очерствело, не стало эгоистично-маленьким? Думаю, что да. Ведь я - учитель:
учи - тель!

Я - Учитель!
В студенческие годы я не раз задавалась вопросом, в чем различие между понятиями "учитель" и "преподаватель", и почему первое употребляется чаще по отношению к тем, кто работает в школе. Толковый словарь трактует слово "учитель" как "Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель". Преподаватель - "специалист, преподающий какой-нибудь предмет". Иначе говоря, учитель – это преподаватель и воспитатель. Мы, учителя, не просто обучаем детей, открывая им тайны своего предмета, мы их учим жизни, раскрываем им свои сердца. Особенно это касается тех, кто преподает литературу, ведь именно мы более всех связаны с сердцем, чувствами, душой. На мой взгляд, отношения ученика и учителя строятся на иных принципах, чем взаимоотношения студента и преподавателя в вузе. Если студенту важно видеть в преподавателе своего коллегу, то в школе важнее дружеские отношения мудрой матери и ребенка.
Однако, настоящий Учитель - это не просто хороший человек, не просто Человек с большой буквы. Он обязан быть хорошим специалистом, отличным преподавателем. Тем не менее, не всякий специалист может стать настоящим учителем. По моему глубокому убеждению, для этого нужен еще и талант, данный от Бога. Им обладает, к сожалению, далеко не каждый учитель.
Но все мы призваны решать задачу, которую можно выразить словами японского искусства: "Не сотвори, а найди и открой". Целью его, как писал Илья Эренбург, служит стремление "доводить камень, дерево, бумагу до такого состояния, в котором материал наиболее полно раскрывал бы свою первородную прелесть". К нам приходит человечек, а найти и открыть в нем Человека, человека знающего, думающего, стремящегося воплотить свои знания и замыслы в жизнь - задача Учителя.
Наш известный психолог Л.С.Выготский писал: "Всякому знанию должно предшествовать известное чувство жажды, взволнованность. Только то знание может привиться, что прошло через чувство ученика." И пусть я не считаю себя учителем от бога, но стоит мне взглянуть в глаза ученика - и я вижу искорки. Значит, что-то я в них пробудила? Интерес к учебе, тягу к знаниям
Я всего лишь провожатый от одной ступеньки к другой. И если мой ученик окажется на более высокой ступеньке, моя миссия будет выполнена.