Проект: «Сохраним природу родного края вместе!»

конспект открытого занятия по ритмике
«Сохраним природу Родного края вместе!»

Автор: Красных Ирина Анатольевна
учитель ритмики МБОУ «Гимназия»
г.Черногорск, Республика Хакасия


Направление внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное
Курс внеурочной деятельности: ритмика
Целевая аудитория: 1 класс
Тема занятия: «Сохраним природу Родного края вместе!»
Тип занятия: закрепление знаний
Цель занятия: Закрепление двигательных навыков, развитие общей физической подготовки учеников на основе их творческой активности. Формирование любви к «малой Родине».
Задачи:
- совершенствовать физические навыки и умения в выполнении упражнений различной педагогической деятельности и психофизического содержания;
- развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в движении;
- воспитывать способность сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
Форма работы: групповая, парная, игровая.
Методы обучения: практический, словесный.
Предшествующая работа: разучивание разминки «Воробьиная дискотека», упражнения «танец Розового Фламинго», танца «Весна идёт», упражнения «У природы много дней».
Материально-техническое обеспечение: магнитофон, аудиозаписи, CD записи, коврики для занятий, обручи, вырезанные из цветного картона два цветика - семицветика.
Ход занятия
I Организационный момент
Организованный вход детей в зал под песню «Если с другом вышел в путь», построение в линии, поклон – приветствие.
II Мотивационно-целевой этап
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по экологической тропе нашей малой Родины - Хакасии. Экологическая тропа – это маршрут, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость. Вы готовы? Тогда пора в путь – дорогу. А наше путешествие мы начнем такими словами:
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
- А теперь повторим все вместе.
(Дети повторяют стихи вместе с учителем)
III Организационно – исполнительский этап
Учитель:
- Вот мы и оказались в лесу (звучит фонограмма пения птиц). Ребята, вы слышите, как звонко и весело поют птицы? Это воробьи устроили дискотеку. Давайте и мы вместе с вами присоединимся к ним.
Разминка в виде «статического танца»
(Песня композитора Ю.Антонова «Воробьиная дискотека»)
И.п. – 6 позиция ног, руки внизу немного раскрыты в стороны, кисти натянуты.
Вступление:
1-2 - поворот головы в правую сторону;
3-4 - поворот головы в левую сторону;
5-6 - наклон головы к правому плечу;
7-8 - наклон головы к левому плечу;
9-16 - повторить движения счёта 1-8.
Первый куплет:
I 1-2 – полуприседание по 6 позиции;
3-4 - два быстрых полуприседания;
5-8 – повторить движения счёта 1-8.
II 1-3 - три шага вперёд с правой ноги;
4 - полуприсед на правой ноге, левую согнуть и поднять коленом вверх;
5-7 – три шага назад с левой ноги;
8 - полуприсед на левой ноге, правую согнуть и поднять коленом вверх.
1-2 - шаг в сторону правой ногой в полуприсед, левую согнуть и поднять коленом вверх;
3-4 - шаг в сторону левой ногой в полуприсед, правую согнуть и поднять коленом вверх;
5-8 – опустить правую ногу к левой в и.п., корпус наклонить немного вперёд и натянутыми вдоль корпуса руками исполнить четыре хлопка по бёдрам.
III 1-2 – наклон корпуса вправо, руки подняты вверх;
3-4 - наклон корпуса влево, руки подняты вверх.
5-6 – шаг правой ногой вперёд, левую приставить в полуприсед, руки внизу, немного раскрыты в стороны, кисти натянуты;
7-8 – шаг левой ногой назад, правую подставить в полуприсед.
IV 1 - шаг правой ногой в сторону с наклоном корпуса вперёд, руки в стороны (смотреть прямо);
2 - приставляя правую ногу к левой вернуться в и.п., руки вниз;
3-4 – исполнить движение с левой ноги.
5-8 – повторить движения счёта 1-4.
Припев
I 1-2 – прыжок;
3-4 – приседая и вставая, повернуть колени вправо-влево (хвостики);
5-8 – повторить движения счёта 1-4.
II 1-2 - отогнуть от колена правую ногу в сторону (чарльстон);
2-4 –отогнуть от колена левую ногу (чарльстон);
5-8 – повторить движения счёта 1-4.
III 1 – подняться на носки, руками взмах вверх;
2 – опуститься в упор присед, руки опустить вниз;
3-4 – повторить движения счёта 1-2;
5-8 – поворот вокруг себя, прыгая на носочках в положении упор присед, руки внизу.
Второй куплет
I 1 – шаг правой ногой в сторону, приседая на ней, руки в стороны
2 – приставляя правую ногу к левой вернуться в и.п., руки опустить вниз;
3-4 – исполнить движение с левой ноги;
5-8 - кружение на носочках вокруг себя, руки обхватывают голову.
II 1-4 - повторить все движения I части счёта 1-4;
5-8 – кружение на носочках вокруг себя, руки внизу, мелкое потряхивание кистями рук.
Припев
- повторить упражнения Припева
Проигрыш
I 1 – шаг правой ногой в сторону, руки в стороны;
2 – с поворотом направо горизонтальный наклон вперёд за левой рукой, правая рука вдоль корпуса назад;
3 – выпрямить корпус , руки в стороны;
4 – приставляя правую ногу к левой вернуться в и.п., руки вниз.
5-8 – исполнить движения счёта 1-4 в левую сторону.
II 1-8 – повторить движения I части счёта 1-8.
Третий куплет
- повторить движения первого куплета I и II части
Припев
- повторить движения Припева

Учитель:
- Молодцы! Очень весело было! Ребята, на территории Хакасии отмечено 334 вида птиц. Из них 57 видов внесены в Красную книгу Хакасии, так как их осталось мало. Что должны мы сделать, чтобы их было больше в Хакасии? (Ответы детей)
Учитель:
- Ребята, я хочу вам рассказать про один хакасский обычай: если юноша поймает фламинго, то он может идти свататься с этой птицей к любой девушке. Родные избранницы не имеют право ему отказать, даже если она – богачка, а у него нет ничего за душой. Многие, узнав про этот обычай, думают что это – красивая легенда. Или насмешка над теми, у кого не получается сосватать девушку мечты своими силами. Но, скептики не правы. Традиция имеет под собой реальную почву: фламинго на самом деле в Хакасии встречаются. Правда, такие случаи – единичные. Но учёные их подтверждают. Дело в том, что во время магнитных аномалий, обусловленных сильными волнениями на солнце, фламинго сбиваются с пути. Это известный в научных кругах факт. Обычно такое случается с молодыми птицами. И нам сегодня с вами очень сильно повезло, мы увидим танец розового фламинго.
Упражнение «танец Розового Фламинго»
(Музыка Поля Мариа «В мире животных»)
И.п. – 6 позиция ног, руки опущены вниз.
I 1 – правую ногу согнуть и поднять коленом вверх , руки плавно вверх;
2 – правую ногу вытянуть на воздух вперёд;
3-4 – шаг на правую ногу вперёд, левую подставить к правой, руки плавно опускаются вниз.
5-6 – подняться на носки, руки плавно вверх;
7-8 – опуститься на всю стопу, руки плавно вниз.
9-16 – повторить движения счёта 1-8.
II 1 - прыжок правой ногой вверх одновременно левую поднять невысоко сзади правой, руками взмах вверх;
2 – закончить прыжок на полуприседании в 6 позиции, руки вниз;
3-4 – пауза.
5-8 – исполнить движение счёта 1-4 с левой ноги.
9-16 – повторить движения счёта 1-8.

Учитель:
- Ребята, оглянитесь вокруг, среди деревьев вьётся узенькая тропинка, давайте побежим по ней.
Под музыкальное сопровождение дети бегут друг за другом
и перестраиваются из квадрата в круг.

Учитель:
- Наш путь пролегает через поляну, на которой росли удивительные цветы. Но подул сильный ветер, и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика. Давайте разобьемся на две команды.
Игра «Найди свой цветок»:
Лепестки располагаются на полу, на подоконниках, под гимнастическими скамейками и в других местах. Побеждает та команда, которая быстрее всех найдёт лепестки своего цвета.

Учитель:
- Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивой стала наша поляна от этих цветов. А знаете ли вы, что растительность нашей республики насчитывает более чем полторы тысячи видов самых разнообразных растений. Но есть такие растения, которых осталось очень мало, из-за своей красоты они массово уничтожается при сборе на букеты. Это такие цветы, как купальница азиатская или в народе её называют «жарок», венерин башмачок, колокольчик алтайский и многие другие - они занесены в Красную Книгу Хакасии. Что нужно сделать, чтобы эти красивые цветы не исчезали?
(Ответы детей: не рвать их, не вытаптывать, предупреждать других людей, что они охраняются.)
- Молодцы ребята, правильно! Давайте продолжим наше путешествие.
Под музыкальное сопровождение дети бегут по кругу и выстраиваются в колонну.

Учитель:
- Смотрите, перед нами болото. А переправиться на другую сторону мы сможем, перепрыгивая с кочки на кочку. Будьте осторожны.
Подвижная игра «С кочки на кочку»:
Выкладываются, друг за другом обручи. По сигналу учителя дети по очереди начинают перепрыгивать на двух ногах из обруча в обруч. И выстраиваются в колонну на противоположной стороне зала.

Учитель:
-Тише, ребята, не шумите. Мы оказались на звериной тропе. На территории региона обитает 76 видов млекопитающих, 25 видов включены в региональный список редких, исчезающих и легкоуязвимых животных.
А исключительно редкие животные - красный волк, снежный барс и архар, занесены в Красную Книгу России. Ребята, давайте сыграем в хакасскую народную игру «Аба паза тёкпес» (медведь и пень).
Хакасская народная игра «Аба паза тёкпес»:
Перед началом игры дети выбирают ведущего и медведя, остальные играющие – пни. Все занимают свои места. Пни садятся лицом к центру беспорядочно, оставляя проходы между собой. Водящий и медведь стоят в проходах недалеко друг от друга. По сигналу они движутся между пнями (детьми), медведь пытается запятнать водящего. Если поймает, оба они сделаются пнями и сядут, а вместо них выберут других детей.

Учитель:
-Молодцы! Какие вы ловкие! Продолжим наш путь.
Под музыкальное сопровождение дети, двигаясь по залу, возвращаются на свои места
в линии, в которых они стояли в начале занятия.
Учитель:
- Красива и неповторима природа Хакасии. Здесь свой мир, которым невозможно насладиться. Но есть люди, которые не замечают этой красоты. И даже такое прекрасное время года, как весна не делает их счастливыми и радостными. Ребята, а у вас какое настроение? (Ответы детей). А где хорошее настроение там улыбка, музыка и танец.
Танец «Весна идёт»
( песня композитора И.Дунаевского «Весна идёт» в исполнении Жасмин)
Дети стоят в линиях по четыре человека, лицом к зрителю. В первой колонне стоят девочки, во второй мальчики, в третьей девочки, в четвёртой мальчики.
И.п - 6 позиция ног, руки за спиной, ладони лежат одна на другой.
Первый куплет
I 1-4 – «По бульвару мрачно шёл прохожий» - два приставных шага в правую сторону;
5-8 – «Птицы пели трели про апрель» - поочерёдно поднимаем наверх правую и левую пятки, сгибая и выпрямляя ноги в коленях (имитация ходьбы на месте).
9-16 – исполнить движения счёта 1-8 в левую сторону.
Повторить движения I части
II 1-2 – «Что вся эта весна» - приставной шаг в правую сторону, правая рука описывает дугу вверх и раскрывается в правую сторону ладонью вверх;
3-4 –корпус наклонить немного вперёд, правая рука согнута в локте перед собой, движение пальцем вправо- влево на слова «ни к чему».
1-8 – исполнить движения счёта 1-8 в левую сторону.
III 1-2 – шаг правой ногой в правую сторону левую подставить к правой в 6 позицию в полуприседание, руки через 3 позицию открываются в стороны, ладонями вверх;
3-4 – шаг левой ногой в левую сторону, правую ногу подставить к левой в 6 позицию в полуприседание, руки из положения в сторону поднимаются вверх и опускаются на пояс на слова «ерунда»;
5-8 – кружение на носочках вокруг себя, в конце поворота партнёры остановиться лицом друг к другу.
Припев
I 1-16 – «Журчат ручьи, слепят лучи, и тает лед и сердце тает» -
повернувшись лицом к своей паре соединяют руки и кружатся на месте боковым галопом, в конце поворота останавливаются лицом к зрителю;
1-4 – «и даже пень» - мальчик садится в вниз по 6 позиции, а девочка на полуприседании с наклоном влево вытягивает левую руку в сторону мальчика;
5-8 – «в апрельский день» - девочки садится в полное приседание;
13-16 – «берёзкой тоже стать мечтает» - дети поднимаются наверх, руки поднимают прямые вверх, мелкое потряхивание кистями рук.
II 1-16 – «Весёлый шмель гудит весеннюю тревогу, кричат задорные весёлые скворцы» - повернувшись лицом к своей паре соединяют руки. Боковым галопом пары двигаются по кругу против хода часовой стрелки. На последний счёт останавливаются выдерживая паузу;
1-16 – «Кричат скворцы во все концы «Весна идет! Весне дорогу!» -
пары меняют направление движения и боковым галопом по кругу по часовой стрелке возвращаются на свои места. Останавливаются лицом к зрителям.
Проигрыш
I 1-8 – поворот вокруг себя шагом с пятки на носок.
9-12 – два раза отогнуть от колена правую ногу в сторону (чарльстон);
13-16 - два раза отогнуть от колена левую ногу в сторону (чарльстон).
II 1 – сделать подскок на левой ноге, а правую согнуть от колена назад;
2 – правую ногу скользящим движение перевести в положение невысоко вперёд, вытянув в колене и подъёме;
3- исполнить скользящий удар полупальцами правой ноги «к себе»;
4- ударить полупальцами правой ноги по 6 позиции.
5-8 – повторить движение с левой ноги;
9-16 – повторить движения счёта 1-8.
Повторить движения I и II части
Второй куплет
- повторить движения первого Куплета
Припев
- повторить движения Припева

Учитель:
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте присядем у голубого ручейка, отдохнём и ёще раз окинем внимательным взглядом то, что нас окружает.
Упражнение для заключительной части занятия
«У природы много дней»
(Песня композитора И.Ефремова «У природы много дней»
в исполнении Всеволода Абдулова)
И.п. – упор сидя сзади, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу.
Первый куплет
I 1-3 – поочерёдное выпрямление ног в коленях, начиная с правой ноги;
4 – пауза, правая нога вытянута наверх.
5-7 - поочерёдное выпрямление ног в коленях, начиная с левой ноги;
8 – пауза, левая нога вытяну наверх.
9-10 – левую ногу опустить вниз, руками обхватить согнутые ноги в коленях;
11-12 – выпрямить спину, руки поставить на пол назад.
13-14 – взмах руками вверх и опустить вниз;
15-16 – взмах руками вверх и опустить вниз.
Припев
1-8 – сидя на ягодицах, согнуть ноги в коленях, соединить стопы, придерживая их руками, в этом положении делать перекаты вправо- влево;
9-10 - соединить колени вместе, стопы стоят на полу, руки поднять в 3 позицию;
11-12 - ноги выпрямить вперёд, руки поставить назад;
13-16 – опираясь на руки и стопы поднять таз наверх прогнув спину.
Проигрыш
1-2 – согнуть ноги в коленях;
3-4 – положить на пол справа согнутые в коленях ноги.
Второй куплет
1-2 – встать на колени, руки поднять в 3 позицию;
3-4 – сесть на пол в правую сторону, руки опустить вниз;
5-6 – встать на колени, руки поднять в 3 позицию;
7-8 – сесть на пол в левую сторону, руки опустить вниз.
9-16 – повторить движения счёта 1-8.
Припев
- повторить движения Припева
Проигрыш
1-8 – лёжа на животе, руки, согнутые в локтях, перед грудью, голова приподнята, поочерёдно сгибаем и разгибаем ноги в коленях;
1-8 – прогнуться назад, достав носками ног до головы.
9-16 –повторить движения счёта 1-8.
Припев
-повторить движения Припева

IV Рефлексия деятельности
Учитель:
- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, а вам понравилось быть участниками нашего путешествия? А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
- А теперь, я прошу каждого из вас, ответить на вопросы:
«Вправе ли мы называть себя детьми природы? Нужно ли охранять природу?» (Ответы детей).
– Все вы скоро станете взрослыми. Кто-то из вас будет директором крупного промышленного предприятия, кто-то врачом, инженером, учителем и т. д. Но каждый из вас должен помнить, что именно человек сохранит и позаботится о нашей Хакасской Земле, на которой мы живём. Так давайте же будем сохранять природу Родного края вместе!
- Спасибо вам за урок и до новых встреч и приключений!
Дети исполняют движение «поклон» и организованно выходят из зала под песню «Если с другом вышел в путь».