Внеклассное мероприятие на тему: Завещано беречь нам эту Землю.

Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
отделение строительства











Внеклассное мероприятие
«Завещано беречь нам эту Землю»





Подготовила:
Преподаватель биологии
Андронова Н.М.
















г. Пенза, 2016 г.

Тема внеклассного мероприятия:
«Завещано беречь нам эту Землю»


1. Обучающая:
помочь студентам получить основные представления о существующих прогнозах дальнейшего развития человечества, состоянии биосферы, изменённой интенсивным воздействием человека.

2. Развивающая:
развитие самостоятельного мышления, уметь самостоятельно готовить сообщения.

3. Воспитательная:
привитие любви, гуманности, бережного отношения к природе путём эмоционального воздействия музыкой, стихами, необычной формой проведения мероприятия.

Методы и приёмы:
1. Актуализация знаний в игре.
2. Индивидуальные сообщения студентов.
3. Соревновательный метод проведения мероприятия.
4. Театрализованное представление.

Оборудование:
Интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, макет вулкана(дихромат аммония, спирт, спички); хлорид железа, радонит калия, хлорид калия.

Действующие лица:
ведущий, планета «Земля» (в костюме), «Флора» (в костюме), команда «Земля», команда «Флора», водяной (в костюме), баба яга (в костюме), грибница, медицинская сестра, барышня, доктор.


План вечера

Вступительное слово ведущего ( стихотворение ).

Вступительное слово участника команды « Земля ».


Вступительное слово участника команды « Флора ».

Представление команд - ведущий.


« Земля » слово о загрязнении земли.
Слова ведущего про загрязнение.
Экологическая викторина .
« Земля » слова о загрязнении.
Слова команды «Земля» о загрязнении.
« Флора » слова о загрязнении.
Команда «Флора» о загрязнении.
Слова ведущего ( людей станет меньше) ВЫСОЦКИЙ ( Спасите наши души).
Ведущий объявляет сценки
музыка про ВОДЯНОГО. (сценка, вопросы)
Частушки БАБЫ-ЯГИ. (сценка, вопросы)
Предварительные итоги.
Ведущий о веществах, которые нас окружают.
Головоломка.
Работа с аудиторией – ведущий.
Загадки. ( блиц турнир ).
Объявление опытов. (слова про смог и мигрень, далее сценка
« порез руки – кровопускание » команда « Земля ».
Вулкан - команда «Флора» . ( Завещено беречь нам эту Землю ).
« Флора » (Смотрю на глобус голубой).
23. Все вместе: нам жить в одном кругу.
Песня А. Стрельченко ( Как не любить мне эту Землю ).
24.Подведение итогов.
Звучит песня А. Стрельченко « Как не любить мне эту землю».
Ведущий.

Не губите цветы на лугах и в лесу,
Берегите красу первозданную,
Когда с поля ромашки в охапках несут,
Мне становится грустно и страшно.
Подарите любимой ромашковый луг,
Васильковое поле ржаное,
Подарите березу иль царственный дуб,
Только пусть это будет живое.

Здравствуйте наши гости. Мы рады видеть Вас на экологическом вечере:
« Завещано беречь нам эту Землю ».
Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всем мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что этого было достаточно, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо до каждого довести мысль о том, что только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.

Земля. ( в костюме).

Я Земля! В земле наша правда.
Земля и оденет, земля и накормит,
Ты только себя для нее не жалей,
На нивах и пашнях красивые люди,
Они у земли набрались красоты,
Но если ты землю всем сердцем не любишь,
Любви настоящей достоин не ты.

Флора (в костюме).

Летит земля с восхода до восхода,
Из года в год со скоростью мгновенной –
Великая! В ногах у пешехода
И капельная точка во вселенной,
Единая! С пятью материками
И выводками разных островов,
Овеянная тысячью ветров,
Летит Земля Великая!
Она летит во мгле ракетной скоростью
До глобуса уменьшена живая!
Ведущий. ( представляет команды «Земля» и «Флора» ).

Земля.
Земля всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. Человек прожил на ней не более двух миллионов лет, но что он успел уже сделать со своим единственным домом – Землей!

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала Плоть моя покрыта,
Рубцами ран – живого места нет!
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек.
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
И не случайно грозные вулканы.
Выплескивают лавой боль земли!
Очнитесь, люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!

Ведущий.
Раньше мы не слишком прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Но сегодня начали осознавать , что наш дом – Земля в опасности. К каким последствиям приводит загрязнение среды и как загрязнение влияет на здоровье человека узнаем ответив на вопросы экологической викторины.

Участники поочередно берут из корзины грецкие орехи, на которых написаны номера вопросов из викторины и отвечают на них. Выигрывает та команда, которая соберет большее число орехов, так как при неправильном ответе орех передается другой команде.

Ведущий.
Просим жюри объявить предварительные итоги.
(Жюри оценивают костюмы , выступления команд и викторину.)

Земля.

Моя планета – человечий дом.
Но как мне жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!

Команда« Земля ».

1. Ежегодно из недр земли добывают безвозвратно более 100 млрд. тонн ископаемых, кроме того, в мире ежегодно вносят в почву огромное количество минеральных удобрений, отчего погибают животные и микроорганизмы. Кто повинен в этом?
Человек!

2. Сегодня с планеты уже исчезло 40 – 50 процентов лесов, кустарников.
Кто повинен в этом?
Человек!

3.Ученые заявляют, что смертность превышает рождаемость. Подсчитано, что в тех городах, где сильно загрязнен воздух, общая заболеваемость детей до 3 лет в 22 раза, а до 6 лет в 33 раза выше, чем у детей в местах в экологическом отношении благоприятных.

Флора.
Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.
Каждую неделю флора навсегда теряет один вид растений.
В минуту вырубают 20 гектаров тропических лесов.

Команда « Флора ».

Пять миллионов тонн углекислого газа ежегодно выбрасывается в атмосферу земли.

В воды мирового океана ежегодно попадает около 10 млрд. тонн нефти.

Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 271 миллиона тонн вредных веществ, около 94 миллионов тонн пыли. Кто виноват в загрязнении воздуха?
Человек!

Ведущий.

Сегодня процессы загрязнения биосферы стали глобальными. Ученые всего мира призывают народы и правительства всех стран одуматься, пока еще не поздно. Или люди сделают так, что воздух будет чище или природа сделает так, что людей станет меньше.

Звучит песня В. Высоцкого « Спасите наши души ».

Ведущий.
А сейчас откроем сказочную страничку и посмотрим театрализованные выступления, которые приготовили наши команды.

Команда « Земля ».

Звучит песня « Я Водяной, я Водяной ».

Водяной (в костюме). Выходит пританцовывает подпевает.

Облетел я много стран,
Видел я и стыд и срам.
Все болота осушают
Без разбора тут и там.
Если дальше так пойдет,
Все живое перемрет.

Раньше были мошки,
А теперь ни крошки!
Раньше были комарики,
А теперь кошмарики!
Помогите болото спасти ,
На вопросы ответы найти.

Вопросы. ( для команды « Флора » ).
Люди, попавшие на болото, иногда погибают от неизвестного газа.
Как этот газ называется?
( Метан).
Какие болотные животные могут погибнуть, если исчезнут все комары и мошки?
( Лягушки ).
Какой был нанесен экологический ущерб природе в результате неразумного добывания торфа из болот?
( Осушались болта, а это приводило к пересыханию рек ).

Команда « Флора ».

Звучат частушки « Бабы – яги » из мультфильма « Летучий голландец ».

Выходит Баба-яга с метлой , а затем девушка, которая пришла в лес собирать грибы.

Грибница.
Вот так встреча! Это что же за страшилка такая!

Баба-яга.
Сама не пойму, что я такого плохого сделала!

Грибница.
А что случилось, бабушка?

Баба-яга.
Да какая я тебе бабушка! Девочка я, только заколдованная. А случилось со мной вот что. Ну, любила я прихвастнуть. Нарву цветов в лесу, уставлю им свою комнату, а девчонкам хвастаю, что это поклонники мне принесли. Или, к примеру, вся наша группа занималась в кружке юных космонавтов, а я объявила, что меня в отряд настоящих космонавтов приняли и что я готовлюсь к полету на \луну. Вот до сих пор и летаю, только не в ракете , а на метле. А так хочется вернуться обратно домой, я так соскучилась по своей мягкой кроватке.

Грибница.
Да как же ты возвратишься? Тебя ведь и мама родная не узнает. На кого же ты стала похожа?

Баба-яга.
Я больше ни цветов рвать, ни обманывать не буду. Расколдуй меня только.

Грибница.
Попробую. Пойдем к ребятам. Поможем Бабе-яге, то есть девочке?

Команда « Земля ».
А что от нас требуется?

Баба-яга.
Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать. Только постарайтесь, а то я в лесу так и останусь на метле летать.


Вопросы. ( для команды « Земля » ).

С давних времен об этом высоком, стройном дереве , растущим в тропических лесах Азии и Африки, рассказывали страшные истории. Говорили, что к нему опасно приближаться и называли его деревом смерти. А Александр Сергеевич Пушкин так писал об этом дереве:

К нему и птица не летит, и тигр нейдет –
Лишь вихорь черный на древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

Как называется это дерево?
( Анчар ).

В 1981 г. Более трехсот человек были съедены рыбами после того, как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта. Как назывались эти рыбы?
( Пираньи ).

Нашествие этих насекомых считалось одним из самых страшных
бедствий еще в древнем Египте. После их нашествия местность превращалась в голую пустыню. Как называются эти насекомые?
( Саранча ).

Баба-яга.
Ой, спасибо, вы меня расколдовали.
( снимает парик, нос, одежду бабы-яги )

Ведущий.
Мы живем в мире различных веществ. И конечно не все из них являются вредными. Многие служат человеку и используются в медицине, в быту и на производстве. Но все они состоят из химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Знаете ли вы их покажет наш следующий конкурс « Головоломка ».

( командам дают листочки с головоломкой . Кто первый отгадает поднимает табличку с названием своей команды и выходит заполнить кроссворд на экране интерактивной доски ).

Работа с аудиторией.
Ведущий.
Я приготовила вопросы и для болельщиков.

Какие растения является признаком чистоты окружающей среды.
( Лишайники, они живут только в лесу, а в городе их нет ).

2. Осенью люди очищают лесопарки от увядшей листвы. Полезно это
для растений или вредно и почему?
( Это вредно, так как листья перегнивая образуют гумус, а это
повышает плодородие почвы и увеличивает количество
дождевых червей рыхлящих землю, поэтому корни деревьев
лучше снабжаются кислородом ).

3.Какие птицы приспособились к сельскохозяйственной деятельности
человека?
( Грачи, они смело идут за трактором и подбирают червяков ).


Далее ведущий объявляет команду победившую в конкурсе
« Головоломка ».

Ведущий.
Следующий конкурс называется « Делу время, а потехе час ».
Я загадываю вам загадки. Вы должны их быстрее отгадать и поднять табличку с названием вашей команды. За каждый правильный ответ присуждается один балл в копилку команды.
( загадки прилагаются на отдельном листе ).

Ведущий.
Команды получали домашнее задание. Подготовить по одному химическому опыту и обыграть его.

Команда « Земля ».
Опыт: «Порез руки».

Медсестра.
При смоге в атмосфере скапливаются вредные газообразные вещества: СО2 ; SO2 ; NO2 , а также частицы сажи и пыли. От этого страдают люди, особенно с хроническими заболеваниями. Это приводит к головной боли и мигрени.




Барышня.
Ой, доктор, помогите, помогите! Спасите меня! У меня так болит голова.
Наверно это мигрень.

Доктор.
Помогу, помогу. Есть верное средство. Вам, барышня надо сделать кровопускание.

Барышня.
Ой, что вы. Не надо. Я крови боюсь.

Доктор.
Не бойтесь барышня. Это совсем не больно. Давайте вашу руку и закройте глаза.

Доктор.
Ассистент подайте вату с йодом.
( намазывает руку раствором хлорида железа ).
Теперь подайте скальпель.
( проводит тупой стороной ножа, обработанного в растворе роданида калия, по руке ).
Ну вот, кровь темная, кислородом бедная. Вам барышня рекомендую больше гулять на свежем воздухе и кушать витамины.
Ассистент подайте вату со спиртом.
( намазывает руку раствором фторида натрия )
Вот видите даже раны не видно, а вы так боялись.

Барышня.
Я больше докторов не буду бояться.

Команда « Флора ».
Опыт: « Вулкан ».

А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ:
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана,
Показались дым и пламя,
Гул и грохот, через жерло
Сыплет пепел, льется лава

Ведь это все слова,
Что человек природы – царь.
Он только часть ее, зависимая часть.
Что без нее и мощь его и власть.
Завещано беречь нам этот мир,
Такой , неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мы в ответе.


Флора.

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
« Я сберегу вас, сберегу!»

Команды выходят и становятся вокруг « Земли » и « Флоры ».
Все вместе говорят:

Нам жить в одном кругу,
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю.
Лететь в одном полете
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинки на реке
И клюкву на болоте.

Звучит песня А. Стрельченко « Как не любить мне эту землю ».

Ведущий.

По строгому жюри веленью,
И звезд небесному решенью,
В согласии с матушкою Флорой
И мудрой бабушкой Природой,
Просим объявить общие результаты
Конкурсной программы.

Подведение итогов вечера и награждение победителей и участников.


Приложение 1
Викторина. Экологический кругозор.
1.Как называется наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей средой?
Как называются минеральные удобрения которые накапливаются в овощах и фруктах и являются опасными для здоровья?
Как называется фотохимический туман, который образуется в больших городах?
Назовите газ, который образуется в верхних слоях атмосферы и защищает все живое от ультрафиолетового излучения.
Какой газ можно использовать как экологически чистое топливо?
Какая известная вам культура наиболее чувствительна к кислотным
дождям?
7. Как называется пространство в верхних слоях атмосферы с пониженным содержанием озона?
8. В московском Кремле с 16 века по 18 век функционировал водопровод со свинцовыми трубами. В этот период наблюдался высокий уровень детской смертности среди членов царской семьи. Почему это происходило?
9. Как называют вещества, которые способствуют возникновению у живых организмов онкологических заболеваний?
10. Учеными установлено, что листья деревьев в пригородах имеют в 10 раз больше устьиц чем листья из сильно загрязненных промышленных районов. Какое это имеет значение для растений?
11 .Как называются вещества, выделяемые растениями, которые способны убивать болезнетворные бактерии?
Экология. 8. Свинец -это тяжелый металл. Он
Нитраты. накапливался в организме, а это
Смог. приводило к смерти.
Озон. 9. Канцерогены.
Водород. 10. При меньшем числе устьиц
Огурец. уменьшается отравление растений.
Озоновая дыра. 11. Фитонциды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Загадки. Химические вещества.
1. Я газ легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду. ( водород ).
2. В минеральной воде я бурлю, В топочном газе летаю, Растениям пользу несу,
Пожар затушить заставляю. ( углекислый газ
3. Большую роль играю в жизни, В атмосфере нахожусь,
В воде почти не растворяюсь,
Своей инертностью горжусь. ( азот ).
( алюминий ).
4.В технике сплавов нашел применение Как легкий и стойкий металл, И в деле самолетостроения Важное место занял.
(лук).
5. Не корень, а в земле, Не хлеб, а на столе, И к пище приправа, И на микробов управа.
(шиповник).
6.Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка. Там красные таблетки Развешены на ветке.
(калина ).
7. В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягода тока?
8. Свыклась водоросль с грибком Да с развесистым дубком, Зацепилась за кору И пришлась ко двору. ( лишайник ).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оценивание выступлений и конкурсов.
1 .Костюмы команд « Земля » и « Флора » - 1-2 балла.
Выступление команд - 1 - 3 балла.
Викторина « Корзина грецких орехов » - по кол-ву набранных
орехов.
Предварительные итоги.
Рассказ команд о загрязнении среды - 1 - 2 балла.
6.Выступление и вопросы команд
с участием Бабы-яги и Водяного - 1 - 3 балла.
7. Предварительные итоги.
8.. Конкурс - головоломка - 2 балла.
9.. Блиц-турнир (загадки ) - по кол-ву правильных
ответов.
Домашнее задание ( опыты ). - 1 - 3 балла
Подведение итогов.

















15