исследовательский урок физики, тема: Действие жидкости на погруженное в неё тело




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Назарово Красноярского края»
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 3-15-07



Методическая разработка урока физики в 7 классе.
Автор: Воросова Ольга Владимировна, учитель физики МАОУ СОШ №8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово.
2015г.



Пояснительная записка.
Сейчас, когда происходит постепенное снижение интереса большинства школьников к физике, а на производстве используют новые по принципу действия, возможностям приборы и технологии, а также расширяется процесс информатизации, школа активно ищет пути и способы, которые могут приблизить к условиям современности. Использования опытов и экспериментов существенно повышает качество и эффективность обучения. Возможности самостоятельно проверить то или иное открытие или закон привлекает учащихся, активизирует их творческий потенциал. Осознание того, что ученик сам сделал какое-то открытие, доказал что-то или опроверг, способствует лучшему усвоению материала, развивает образное мышление, практические навыки, умение логически мыслить, делать выводы. Одна из проблем, которую помогает решить эксперимент – моделирование процессов. Как известно, в основе любых открытий лежат наблюдения и опыты. Такие методы исследования как наблюдение, опыт, эксперимент в изучении физики являются основными. Сопричастность ученика к открытию делает его в собственных глазах выше, значительнее. А сам процесс обучения становится интереснее. Не секрет, что физика – сложный предмет и у большинства учащихся возникают трудности в изучении многих ее разделов. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
Обеспечить наглядность и доступность изучаемых явлений.
Дать возможность общения, сотрудничества, взаимодействия.
Научить работать с различными источниками информации, анализировать и делать выводы.В данной разработке используется экспериментальная работа по исследованию действия жидкости на погруженное тело. В данном случае использование практической работы помогает решить проблему наглядности; способствует развитию пространственного мышления; умению делать выводы.
Тема урока: «Действие жидкости на погруженное тело».
(17 урок в теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»)
Цели:
Изучение действия жидкости на погруженное тело
Исследование зависимости выталкивающей силы от других физических величин
Развитие навыков целеполагания и самостоятельной работы

Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта».
Кант Иммануил
(немецкий философ, 1724-1804гг.)

оборудование: на каждом столе рычаг, укреплённый на штативе, тела одного объёма, но разной массы, поваренная соль, линейка, тела одной массы, но разного объёма, равной массы, но разного объёма.

Ход урока:
В начале урока возможно краткое театрализованное представление.
Ведущий: Жил в Сиракузах мудрец Архимед, был другом царя Гиерона. Какой для царя самый важный предмет? Вы все догадались - корона. Захотелось Гиерону сделать новую корону. Золота отмерил строго, взял не мало и не много – в самый раз, ювелиру дал приказ. (Входит ювелир, Гиерон передаёт ему «золото»)
Через месяц Гиерону ювелир принёс корону. (Входит ювелир с короной)
Взял корону Гиерон, оглядел со всех сторон. (Гиерон берёт корону, примеряет, пробует на зуб)
Гиегон: Чистым золотом сияет! Но ведь всякое бывает. И добавить серебро можно к золоту хитро! А того и хуже медь, если совесть не иметь!
Ведущий: И позвал он Архимеда, началась у них беседа.
Гиегон: Вот проверь-ка, Архимед, золотая или нет? (Подаёт корону)
Архимед: (берёт корону в руки, рассматривает её) Чистым золотом сияет. Но ведь всякое бывает. И добавить серебро можно к золоту хитро, а того и хуже медь, если совесть не иметь.
Гиегон: Вот попробуй-ка узнать, но корону не ломать.
Ведущий: И учёный долго думал, как узнать объём короны? Думал ночью, думал днём, и однажды в ванне моясь, окунулся он по пояс. На пол вылилась водаУгадайте, что тогда? Эврика!
Архимед: Вот послушай, Гиерон, я открыл сейчас закон! (показывает золотой слиток и корону)- равный вес, объём не равный!
Гиегон: Говоришь объём не равный!? Мастер мой мошенник явный!
Ведущий: Много воды утекло с той поры, но помнят закон Архимеда.
Сегодня мы тоже решаем задачи, и эти задачи для нас много значат! Сегодня мы все Архимеды почти, Ты это учитель тоже учти.
На доске записывают тему урока.
Учитель демонстрирует опыт по действию груза на пружину в воздухе и в воде. Ученики пытаются объяснить увиденное, их версии записываются на доске. Намечаются 5 направлений, по которым будут проводиться исследования.
Ученики вначале работают в парах, проводят экспериментальное исследование действия жидкости на погруженное в неё тело, если было выдвинуто 5 направлений работы, т.е. 5 вопросов, значит, две пары будут выполнять одинаковое задание. Затем они объединяются по четверо и сравнивают полученный результат. Выступающий от группы сообщает классу полученный результат и формулируется окончательный вывод, который записывается на доске.

Время (мин)
Содержание деятельности
Ожидаемый результат
Организа-
ционные
формы:
Действия учителя
Действия ученика

2
Организация работы на уроке.
Организационная, психологическая готовность учащихся к работе, понимание учеником результата работы на уроке.
Фронтальная
Приветственные слова
Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
Слушает, готовит рабочее место.

4
Создание проблемной ситуации
Ученики готовы к дальнейшей работе, (проблеметизированы и готовы решать проблему)
фронтально
Демонстрация опыта по растяжению пружины под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а потом в воде. Задаёт вопросы по результатам опыта, подталкивает к постановке проблемы.

Наблюдает за действиями учителя, отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему.


2
Организация целеполагания
К концу данного этапа Ученики определяют чем будут заниматься на уроке и знают, как их оценят.
парная
Дает установку на работу в парах, намечает направления работы групп, знакомит с критериями оценки.
Обсуждают проведение опыта в парах, самостоятельно ставят перед собой цель и предполагают собственную работу на уроке.
Обсуждают критерии оценки собственной деятельности на уроке

12
Работа в парах с оборудованием по вопросам:
1. зависимости выталкивающей силы F от объёма V.
2. зависимости выталкивающей силы F от массы m, веса Р или плотности тела p.
3. зависимости выталкивающей силы F от формы тела.
4. зависимости выталкивающей силы F от глубины погружения или высоты столба жидкости h.
5. зависимости выталкивающей силы F от плотности жидкости p.

Понимание изучаемых процессов, способность сделать вывод от чего и как зависит выталкивающая сила.
парная
Организует работу в парах, консультирует и контролирует работу учеников.
Проводят исследование, проверяют все гипотезы, формулируют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объёма тела и независимости от глубины погружения, от массы и ли веса тела и от формы тела. Записывают в тетрадь ход работы, результаты исследований и предварительный вывод.



10
Обобщение в группах результатов исследований и сформулированных выводов.
Предъявление результатов исследования
Способны сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от рассматриваемых физических величин
Умеют взаимообучать.
Коллективная
Организует работу в группах. Участвует в обсуждении проблем в группах, отвечает на задаваемые вопросы. Контролирует процесс обсуждения.
Каждый ученик сообщает группе результаты опыта, получает информацию и задаёт вопросы на понимание. Записывают в тетрадь выводы. Готовят доклад от группы.

6
Организация контроля понимания изученной темы
Способны оценить деятельность на уроке. Формируется способность самооценки и самоконтроля по предложенным критериям
Индивидуальная
Напоминает критерии оценки, сам ставит оце6нки.
Анализируют и оценивают свою деятельность и деятельность товарищей, выставляют оценки по критериям.

2
Анализ работы на уроке.
Представление учащихся об уровне собственных знаний на уроке, выявлены затруднения и непонимания для дальнейшей работы дома.
Парная
Задаёт вопросы по теме, выясняет область знания и незнания.
Отвечают на вопросы, обсуждают друг с другом трудности, возникшие при изучении новой темы. Фиксируют трудности в тетради.


На парты раскладываются критерии оценок, инструкции для работы в парах и индивидуальные карточки для выставления оценок.

Оценка
2
3
4
5

Критерии оценки

Я не понял о чём идёт речь на уроке, не могу воспроизвести сказанное учителем и учениками.
Я понял о чём говорили на уроке, но сам затрудняюсь воспроизвести всё сказанное, хотя запомнил основные выводы. Во время опытов был наблюдателем или выполнял указания товарища.
Понял цель урока, при проведении опытов затруднился и пользовался инструкцией, но вывод сделал сам, могу его воспроизвести и научить действовать товарища.
Я сформулировал цель урока, при проведении опытов не пользовался инструкцией, вывод сделал сам и могу его воспроизвести, так же научить действовать товарища. Был лидером в паре, выступал от группы.


1.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от объёма V.
Оборудование:
рычаг
2 тела равной массы но разного объёма (металлический цилиндр и пластилиновый цилиндр такой же массы)
2 сосуда с водой
Ход работы:
закрепить рычаг на штативе.
подвесить к плечам рычага на одинаковом расстоянии от середины грузы. С одной стороны металлический цилиндр, а с другой стороны пластилиновый цилиндр такой же массы.(равенства масс можно добиться добавляя или убирая кусочки пластилина к цилиндру)
добиться равновесия рычага.
одновременно опустить цилиндры в воду.
сделать вывод по результатам наблюдения.


2.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от массы m, веса Р или плотности тела p.
Оборудование:
1.рычаг
2.2 тела равного объёма но разной массы (алюминиевый и стальной цилиндр)
3.2 сосуда с водой
Ход работы:
1.закрепить рычаг на штативе.
2. подвесить к плечам рычага грузы так, чтобы рычаг находился в равновесии, (стальной цилиндр будет расположен ближе к середине рычага, чем алюминиевый)
3. одновременно опустить цилиндры в воду.
4. сделать вывод по результатам наблюдения.


3.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от формы тела.
Оборудование:
1.рычаг
2.2 тела равной массы и равного объёма (два одинаковых кусочка пластилина)
3.2 сосуда с водой

Ход работы:
1.закрепить рычаг на штативе.
2.придать кусочкам пластилина разную форму
3.подвесить к плечам рычага на одинаковом расстоянии от середины грузы.
4.добиться равновесия рычага.
5.одновременно опустить грузы в воду.
6.сделать вывод по результатам наблюдения.

4.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от глубины погружения или высоты столба жидкости h.
Оборудование:
1.рычаг
2.2 тела равной массы и равного объёма (металлические цилиндры)
2 сосуда с водой
Ход работы:
1.закрепить рычаг на штативе.
2.подвесить к плечам рычага на одинаковом расстоянии от середины грузы.
3.добиться равновесия рычага.
4.одновременно опустить цилиндры в воду на разную глубину.
5.сделать вывод по результатам наблюдения.


5.Инструкция по экспериментальной проверке зависимости выталкивающей силы F от плотности жидкости p.
Оборудование:
1.рычаг
2.2 тела равной массы и равного объёма (металлические цилиндры или пластилиновые цилиндры)
3.2 сосуда, один с водой, а другой с насыщенным раствором соли.
Ход работы:
1.закрепить рычаг на штативе.
2.подвесить к плечам рычага на одинаковом расстоянии от середины грузы.
3.добиться равновесия рычага.
4.одновременно опустить цилиндры в воду и в солёный раствор.
5.сделать вывод по результатам наблюдения.
Оценивание:

Фамилия ученика(цы), класс


Собственная оценка
Оценка товарищей
Оценка учителя



















15