Конспект урока по Истории России Московское государство конец XV — начало XVI вв., 6 класс


Конспект урока учителя истории и обществознания Киселевой Е.В. МОУ СОШ № 45 КГО в 6 классе по курсу «История России» на тему: «Московское государство в кон. XV –нач. XVI вв.»
Цель урока – доказать, что в кон. XV –нач. XVI вв. Московское государство имело все характерные черты единого, централизованного государства.
Задачи:
Образовательные
Познакомить учащихся с появлением государственной символики при Иване III;
Изучить сложившуюся систему управления государством и сбора налогов;
Рассмотреть сложившееся территориальное деление в этот период;
Ознакомить учащихся с закрепощения крестьян, созданием свода законов единого государства и единой военной организации.
Развивающие
закрепить умение составлять схемы управления, территориального деления по учебнику;
развивать умение работать в группе;
анализировать текст учебника при изучении вопроса о создании единой военной организации;
выделять основные положения Судебника 1497 г.;
проанализировать знание основных черт единого централизованного государства в Московском государстве в кон. XV – XVI вв.
Воспитательные
Воспитывать патриотическое отношение к государственной символике;
Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории своей страны;
Прививать уважение к участникам группы.
Тип урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.
Этапы урока:
Орг. момент;
Проверка знаний для постановки новой темы;
Постановка цели урока;
Изучение нового материала
Рассказ учителя;
Работа в группах и выполнение поставленного задания (выявление характерных черт для единого государства);
Выступление участников групп и записи в тетрадях.
Обобщение изученного материала;
Оценка знаний;
Домашнее задание.
Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца 16 века, раздаточный материал с заданиями для групп, карточки для магнитной доски с основными чертами единого государства, маркеры и 2 ватмана для составления схем, 20 магнитов, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
Этап урока Описание этапа № слайда/ действия учителя Время
1.Орг.
момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь. У всех есть учебники, ручки, тетради, дневники на партах? мин.
2.Проверка знаний для постановки новой темы На протяжении последних четырех уроков мы с вами рассматривали, как русские княжества после феодальной раздробленности в 12-13 вв., постепенно стали объединяться в 15-16 вв. Какое княжество играло роль объединителя? (Московское). При каком князе к Московскому княжеству был присоединен Новгород и ликвидировано ордынское владычество? (при Иване III). Именно при Иване III и его сыне Василии III завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. Ребята, прежде чем, мы начнем новую тему урока, давайте вспомним признаки единого государства:
1.Единая территория;
2.Единый аппарат управления;
3.Единая система налогообложения;
4. Единая армия;
5. Единые законы на всей территории государства.
Эти признаки и станут для нас сегодня планом работы на урок. Слайд 1
Учитель прикрепляет напечатанные признаки государства на магнитную доску.
2-3 мин.
3.Постановка цели Цель урока – сегодня мы с вами докажем что, в этот период Московское государство на рубеже 15-16 вв. имело все характерные черты единого централизованного государства. Слайд 2
1 мин.
4.Изучение нового материала
Рассказ учителя
Работа в группах
Выступление представите-лей групп Тема урока: (запишите в тетради) «Московское государство в конце 15 - начале 16вв.»
Запишите в тетради подзаголовок: «Признаки единого государства». Давайте, посмотрим на карту. Какие княжества к концу 15вв. вошли в состав Московского княжества? (называют: Белозерское, Костромское, Галицкое, Новгородское и т.д.)Таким образом, мы доказали, что княжества объединились в единое государство на единой территории (запишите признак 1).
Рассказ учителя: «Теперь на Руси был один правитель – единственный великий князь – Иван III, который принял титул «великий князь Московский и Всея Руси», у которого появились символы верховного правления. Таким образом, можно записать 2 признак «Единый аппарат управления», подпункт а) один правитель.
Но чтобы рассмотреть какая сформировалась система управления государством, мы сейчас с вами разобьемся на группы. У каждой группы будет свое задание:
1 группа – пункт «Органы управления» (получают листки с заданием и карточки для составления схемы «Система управления в Московском государстве») Приложение 1;
2 группа – пункт «Органы управления» (получают листки с заданием и карточки для составления схемы «Территориальное деление и местное управление») Приложение 2;
3 группа – пункт «Преобразования в войске. Изменение порядка владения землей» (получают листки с заданием и дают характеристику московского войска) Приложение 3;
4 группа – пункт «Органы управления», «Ограничение свободы крестьян» (получают листки с заданием и изучают Судебник 1497г.) Приложение 4.
По окончании работы групп, представители группы выступают перед классом.
Итоги работы групп:
1 группа – доказано, что в Московском государстве сформировались единые органы управления. Запишите, во втором пункте подпункт б) единая система управления в Московском государстве», а также схему управления;
2 группа – доказано, что в Московском государстве сформировались единые органы управления и система налогообложения. Запишите во 2 признаке в) единое территориальное деление, а также схему деления. А также после выступления группы запишите 3 признак «Единая система налогообложения»;
3 группа – доказано, что в Московском государстве сформировалось единая армия. Запишите, 4 признак «Единая армия – московское войско из помещиков»;
4 группа - доказано, что в Московском государстве появился единый свод законов. Запишите, 5 признак «Первый свод законов единого государства - 1497 год – Судебник Ивана III.»Слайд 3
Слайд 4,5
Слайд 7-11
Раздаются Приложения с заданием для групп.
Учащиеся работают самостоятельно и доказывают, что в Московском государстве сложились все основные черты единого государства.
Слайды 12-14
Слайды 15-17
Слайды 18-19
Слайды 20-21
2 мин. – рассказ учителя,
10 мин. –работа групп,
5 мин. -выступление представителей групп
5.Обобщение изученного материала Таким образом, в Московском государстве 15 – 16 вв. сложились основные черты единого государства:
единая территория,
единый аппарат управления (Какие органы власти?),
единая система налогообложения (Кто собирал налоги? Кто контролировал сбор налогов?), единая армия (Как называлась и из кого формировалась?),
единые законы (Как назывался свод законов единого Московского государства?) Слайд 22
Учитель подводит итоги совместно с учениками, которые отвечают на вопросы. 2 мин.
6.Оценка знаний Те, кто выступал у доски, получают оценки… остальные, пожалуйста, сдайте тетради. 1 мин.
7.Домашнее задание Запишите домашнее задание: параграф 21, выписать в тетрадь понятия после параграфа. 1 мин.