Программа на тему: Профилактика школьной дезадаптации учащихся 1-х классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю» Директор школы МБОУ СОШ №1


Программа
«Профилактика школьной дезадаптации учащихся 1-х классов»
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
-развитие саморегуляции детей;
-предупреждение и снижение тревожности у детей;
-развитие познавательных возможностей и коммуникативных способностей у детей;
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.
За период обучения в первом классе у ребёнка должны сформироваться следующие новообразования, которые характеризуют возрастной уровень развития:
Умение осознать своё назначение (конкретное представление ребёнка об окружающей действительности)
Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально использовать время на уроке.
Овладение посильными приёмами самостоятельной работы.
Высокий, в соответствии с возможностями, уровень психических процессов, особенно важных для деятельности для учения: воображения, мышления, связной речи.
Формирование нравственных и эстетических представлений.
Планируемый результат работы по данной программе адаптации:
Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.
Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.
Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.
Содержание программы:
Мероприятия с учащимися 1-х классов.
Наблюдение за учащимися 1-х классов на уроках и во внеурочное время, беседы с ребятами.
2.1.Психодиагностическое исследование готовности детей к школьному обучению. Диагностика проводится с помощью следующих методик: (тест определения школьной зрелости Керна Йирасека; изучение памяти «10 слов» Лурия; изучение развития внимания «Корректурные пробы»; изучение особенностей мыслительной деятельности: «Четвёртый лишний», «Классификация», «Парные аналогии»; диагностика школьной мотивации учащихся с помощью анкеты Н.Г.Лускановой; диагностика эмоциональной сферы ребёнка (проективный тест «Домики»).
2.2.Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК
3.Адаптационные занятия с первоклассниками «Тропинка к своему Я»
О.В.Хухлаева.
4.Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжёлой формой
адаптации, низким уровнем готовности к школьному обучению.
Мероприятия с педагогическим коллективом.
1.Консультации педагогов в режиме динамического наблюдения.
2.Посещение уроков и внеклассных мероприятий.
3.Педсовет «Итоги адаптации первоклассников».
4. Диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению, получение сведений о ребёнке, опросник для учителей Л.М. Ковалёвой.
5.Подготовка представления на ПМПК.
Мероприятия с родителями.
Родительское собрание , лекция «Адаптация ребёнка к школьному обучению».
Диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению, получение сведений о ребёнке, анкета для родителей.
Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций специалистов. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога. Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
Консультирование родителей будущих первоклассников.
Просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки к школе. Родительское собрание : «Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?»
Сроки реализации программы:
-первые 3 этапа программы(сентябрь-ноябрь 2012-2013 учебный год)
-4 этап(в течение всего 2012-2013 учебного года)
1этап Наблюдение на уроках за учащимися 1-х классов, беседа с ребятами, учителями, родителями.
2 этап Психодиагностическое исследование психологической готовности детей к школьному обучению:
- тест определения школьной зрелости Керна Йирасека;
-диагностика памяти «10 слов» Лурия;
-пространственная ориентировка;
-изучение развития внимания «Корректурные пробы»;
-диагностика школьной мотивации учащихся с помощью анкеты Н.Г.Лускановой;
-диагностика эмоциональной сферы ребенка( проективный тест Домики).
3 этап Получение сведений о ребенке, диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению
-опросник Л.М. Ковалевой для учителей;
-анкета для родителей.
4 этап Коррекционно-развивающая работа с первоклассниками:
1)развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
2)развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
3)формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности.
План работы педагога- психолога по профилактике школьной дезадаптации учащихся 1-х классов.

№ Мероприятия Сроки проведения
1. Наблюдение за учащимися 1-х классов на уроках и во внеурочное время, беседы с ребятами. В течение учебного года
2. Психодиагностическое исследование готовности детей к школьному обучению. Диагностика проводится с помощью следующих методик: (тест определения школьной зрелости Керна Йирасека; изучение памяти «10 слов» Лурия; изучение развития внимания «Корректурные пробы»; изучение особенностей мыслительной деятельности: «Четвёртый лишний», «Классификация», «Парные аналогии»; диагностика школьной мотивации учащихся с помощью анкеты Н.Г.Лускановой; диагностика эмоциональной сферы ребёнка (проективный тест «Домики»). 1 четверть
3. Адаптационные занятия с первоклассниками «Тропинка к своему Я»
О.В.Хухлаева.
1 четверть
4. 1.Консультации педагогов в режиме динамического наблюдения.
2.Посещение уроков и внеклассных мероприятий 1 четверть
5. Диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению, получение сведений о ребёнке, опросник для учителей Л.М. Ковалёвой 1 четверть
6. Родительское собрание , лекция «Адаптация ребёнка к школьному обучению».
1 четверть
7. Диагностика особенностей адаптации детей к школьному обучению, получение сведений о ребёнке, анкета для родителей.
Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций специалистов. 1 четверть
8. Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжёлой формой адаптации, низким уровнем готовности к школьному обучению 2,3,4 четверть
9. Педсовет «Итоги адаптации первоклассников». 2 четверть
10. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога 2 четверть
11. Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК
3 четверть
12. Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК.
3 четверть
13. Подготовка представления на ПМПК 4 четверть
14. Консультирование родителей будущих первоклассников.
Просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам подготовки к школе. Родительское собрание : «Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?»
4 четверть

Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. - 2001. - 704 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов - на - Дону, 2003.-368с.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240с.
5. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие, М.: Айрис, 2003.-420с.
6.О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», М, 2008.-342 с.
7. Груздева Ю.В., Н.А. Богачкина «Классные часы с психологом. 1-4 классы.», М., 2012.-331 с.
8. Фридман М.Л. Психология детей и подростков. М.: Смысл, 2003.-360с.
9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России. - 2001.-368с.