Конспект по логопедии. Развитие связной речи Путешествие Пингвинёнка осенью

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Азовская школа - гимназия»

Открытое логопедическое занятие
с учащимся, имеющим речевое заключение
«Специфические нарушения речи»
на тему
«Развитие связной речи у ребёнка с РАС»


Тема занятия:






Подготовил учитель – логопед:
Бартко Ольга Николаевна




28 октября 2015
Открытое логопедическое занятие
с учащимся, имеющим речевое заключение
«Специфические нарушения речи»
на тему
«Развитие связной речи у ребёнка с РАС»
Тема занятия: «Путешествие Пингвинёнка осенью»
Цель: продолжать углублять знания ребёнка о характерных признаках осени и о жизни зверей и птиц в осенний период;
- учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; отвечать на вопросы полным предложением, устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать простейшие выводы
- развивать зрительное внимание, логическое мышление, связную речь через игры и упражнения, обогащать словарь, мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание, неречевой и речевой слух, артикуляционную моторику, мелодико – интонационную сторону речи, тактильные ощущения,
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным, сочувствие, взаимопомощь, формировать интерес к занятиям, умение вступать в контакт со взрослыми.
Оборудование: ноутбук, дерево с осенними листьями, 2 веточки с орешками, осенние листья, картинки зайцев, пингвина, ёжика, осенние листья с наклеенными сюжетными картинкам, корзина с овощами и фруктами, презентация к уроку, музыкальное сопровождение, разрезная картинка пингвина, предметные картинки «зарядка для язычка», мячик.
Оформление кабинета: дерево с осенними листьями, 2 веточки с орешками, разбросанные осенние листья на полу.
Ход занятия:
Организационный момент.
(СЛАЙД 1)
Приветствие. Эмоционально-волевой тренинг «Здравтвуйте».
(Звучит музыка И. Чайковского «Времена года. Осень»)
- Здороваться мы с тобой будем не обычно. Давай встанем в круг.
Возьмёмся за руки и передадим друг другу своё «здравствуйте» и назовём имя.
- Раз, два, три! Круг собери!
- Здравствуй! Здравствуй!
Не зевай
Имя своё называй
Меня зовут Ольга Николаевна!
А тебя зовут
II. Основная часть занятия.
1. Знакомство с гостем занятия.
- А хочешь отправиться на прогулку?
- Но на прогулку отправимся не сами. К нам в гости приехал гость из далёкого материка Антарктида. (СЛАЙД 2)
- А для того, чтобы узнать кто к нам приехал собери пазл.
(ребёнок собирает разрезную картинку – Пингвиёнка)
- Так кто же к нам приехал в гости? (Пингвин) (СЛАЙД 3)
- Давай ему дадим имя?
- Пингвинёнок очень хочет познакомиться с природой, которая нас окружает. Его природа отличается от нашей.
- А для этого давай Пингвинёнка пригласим на прогулку.
2. Артикуляционная гимнастика.
- А куда это мы с тобой попали? (в лес). (СЛАЙД 4)
- Посмотри, какой перед нами красивый лес? Скажи, каким цветом на деревьях листья? (ответы)
- А в какое время года бывают такие листочки? (осенью).
- А если сейчас осень, то лес такой называется осенний.
- Ой, посмотри, чей это домик? (СЛАЙД 5)
- Здесь живёт Волшебный язычок. Волшебный язычок приглашает нас сесть на стульчики и поиграть вместе с ним.
Однажды утром Язычок проснулся и потянулся
(вытянуть язык, широко открыв рот)
Посмотрел на часы, часики тикали: «Тик – так, тик-так»
(упр. «Часики»)
Язычок открыл окошко (А.)
За окошком светило круглое солнышко (О..)
Дул сильный ветер (У..)
Язычок стал дразнить ветра (у – и –у -и)
Рассердился ветер и подул очень сильно (У..)
Створки окна захлопали и застучали (АМ – АМ - АМ)
Закрыл язычок окошко и отправился чистить зубки
(упр. «Чистим зубки»)
Прополоскал рот (надувать правую и левую щеки попеременно)
Облизал зубную пасту с верхней губы (упр. «Варенье»)
Пошёл Язычок на кухню, чтобы приготовить на завтрак блинчики
Замесил тесто (упр. «Непослушный язычок»)
Взбил его миксером (упр. «Болтушка»)
Пожарил блинчик (упр. «Блинчик («лопатка»)»)
Позавтракал Язычок и отправился по своим делам, и мы с тобой и Пингвинёнком отправимся дальше в наше путешествие.
4. Игровой мимический массаж «Здесь живёт »
- Ой, а ты слышишь? Кто-то в лесу плачет? (СЛАЙД 6)
- Здравствуйте! Кто вы такой? А почему вы плачете?
- Я – Лесовик, хозяин леса. Прошел по лесу и увидел, что мои друзья – лесные жители не совсем готовы к зиме. Я за них беспокоюсь, а то они могут зимой погибнуть. Мне нужны помощники, а одному мне не справиться.
- Поможем ему? Но сначала давай попробуем развеселить его. Давай поиграем вот в такую весёлую игру, которая называется «Здесь живёт».
- Я буду показывать движения, а ты за мной повторять.
ИГРА: «Здесь живёт»
Здесь живёт Хмурилка – нахмуриться, указательным пальцем свести брови
Здесь живет Дразнилка – «Буратино»
Здесь живёт Смешилка – высунуть язык, глаза широко открыты
Здесь живёт Страшилка – руки вперёд, пальцы растопырены, рот открыт
А где твоя улыбка! – указательными пальцами растянуть улыбку
- Посмотри, наш Лесовик уже не плачет. (СЛАЙД 7)
- А теперь давай мы поможем Лесовику и лесным жителям приготовиться к зиме.
5. Встреча с зайцами
- Смотри, а кто это сидят на полянке?
- У нас сейчас идёт собрание зайцев. Мы хотим принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилась так, что одна половина считает, что пора, осень уже заканчивается и наступает зима, а другие зайцы утверждают, что ещё рано. Мы не знаем, что делать. А зимой нам шубка нужна белая, чтобы не быть заметным на снегу, чтобы волк и лиса нас не съели. Помогите нам пожалуйста.
- А для того чтобы помочь зайцам нам нужно поиграть в игру, которая называется «Погода осенью» и тогда мы поможем зайцам принять правильное решение.
ИГРА «Погода осенью»
- Какая бывает погода осенью, когда идёт дождь – дождливая.
- Когда дует ветер - ветреная
- Когда холодно – холодная
- Когда пасмурно – пасмурная
- Когда на улице сыро – сырая
- Когда хмуро – хмурая
- Мы назвали признаки погоды осенью и можно сделать вывод, что зайцам пора менять шубки. (СЛАЙД 8)


6. Встреча с белкой
- Посмотри внимательно на картинку. Кто это спрятался за осенним листиком? (белка) (СЛАЙД 9)
- А какого цвета у неё шубка? (серого цвета). (СЛАЙД 10)
- Почему? (чтобы быть незаметной на деревьях)
- Где живёт? (в дупле)
- Может у белки запасов мало на зиму? Давай, поможем белке собрать орешки.
- Очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки. Я принесла 2 веточки. Представь себе, что это орешник, а ты вместе с Пингвинёнком белочки. Как ты можешь узнать, где больше орехов растёт, ведь белки считать не умеют.
- Белочка стучит по ветке и смотрит. На той веточке, что качается дольше (долго), орехов больше.
7. Встреча с лисой и волком. (СЛАЙД 11)
- Отгадай загадки. Покажи отгадку.
Хвост пушистый, Ночью воет он в лесу
Мех золотистый. «Я ягнёнка унесу-у-у!»
В лесу живёт, В зайцах тоже знает толк
В деревне кур ворует Злой, голодный, серый ..(волк)
Кто это? (лиса)
- Молодец! Отгадал загадки.
- Волк и лиса осенью линяют. Свой цвет шубки не меняют. Потому, что им не кого бояться, они хищники.
- А как зовут детёнышей лисы и волка?
- Где спит лиса и волк? (лиса спит в норе, а волк в логове) (СЛАЙД 12, 13)
8. Встреча с птицами.
- Послушай внимательно, кто это поёт? (кукушка)
- А знаешь, о чём она говорит? Что пора собираться улетать в тёплые края.
- Первыми улетают кто? Помоги мне назвать птиц. (кукушка, ласточки, стрижи, жаворонки). Они улетают потому, что питаются насекомыми, а осень насекомые прячутся, им холодно. (СЛАЙД 14)
- Дальше улетают, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зёрна. Это: скворцы, журавли, грачи. (СЛАЙД 15)
- В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: утки и лебеди.
(СЛАЙД 16)
9. Составление предложений по сюжетной картинке.
- Скажи, а чем занимаются люди осенью? (СЛАЙД 17)
- Люди осенью собирают ягоды, грибы и сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (пшеницу, рожь).
- А сейчас давай поиграем в игру «Дары природы».
- Назови и подели дары природы на две кучки?
Игра «Волшебная корзинка»
- Просунь руку в корзинку, пощупай, что за овощ или фрукт находится в ней. Несколькими словами опиши его и назови его.
10. Дыхательно- артикуляционный тренинг «Ветер»
- А еще осенью часто дует холодный ветер. (СЛАЙД 18)
- Давай покажем Пингвинёнку как шевелятся листочки осенью. Давай на них подуем.
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф – ф – ф
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф – ф – ф
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Тополиный – а – а –а .
Рябиновый – и – и – и .
Берёзовый – о – о - о
Дубовый – у – у – у
И все листики зашуршали – ш – ш –ш
11. Встреча с ёжиком.
(Звучит музыка ветра)
- Осенью с деревьев опадают листья.
- Это явление называется листопад. (СЛАЙД 19)
(разбрасываем осенние листики по кабинету)
- Деревья разбросали свои листочки, посмотри какие они красивые, надо их
собрать.
- Ой, посмотри, кто там спит? (ёжик)
- Он был укрыт листьями, но они от ветра улетели.
- Давай его укроем?
12. Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».
(на листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках)
- Ой, смотри, а листики у нас волшебные. На них наклеены картинки
- Помоги Пингвинёнку рассказать о том, что он узнал об осени
(Наступила осень. Деревья одели разноцветный наряд. Красные, жёлтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идёт холодный дождик. Птицы собираются и улетают в тёплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме).
III. Итог занятия.
- Посмотри, какая красивая, большая книга получилась у нас. Давай мы её подарим нашему гостю на память. Он приедет домой, и всем своим друзьям будет рассказывать и показывать картинке об осени. И все жители Антарктиды узнают, что такое осень.
- Вот наше занятие подошло к концу, а на прощание мяч осенний и волшебный будет в руки к тебе скакать и вопросы задавать:
- О каком времени года мы говорили на занятии?
- Листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают
- Дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идёт
- Урожай осенью (что делают?) – урожай осенью убирают
- Птицы осенью (что делают?) – птицы осенью улетают
- Деревья осенью (что делают?) – деревья осенью роняют листья
- Звери осенью (что делают?) – звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
(СЛАЙД 20)
СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА ЗАНЯТИЕ!
Вручение подарка