Научно-исследовательская работа Из чего делали краски в древности?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Башкирская гимназия №122»г.Уфа













ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА




Из чего в древности делали краски










Работу выполнила:
Султанова Алиса Римовна,
учащаяся 3А класса.
Руководитель:
Зайнитдинова Разия Сулеймановна, учитель начальных классов.





Уфа 2016

Содержание
Введение.
I. Основная часть.
1.1. История возникновения красок.
1.2 . Состав красок.
II. Экспериментальная часть.
2.1. Описание экспериментов.
2.2. Результаты экспериментов.
Заключение

Список литературы




























Введение.
Тему исследования красок я выбрала потому, что очень люблю рисовать. Однажды я задумалась над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?
Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому.
Я определила цель работы: узнать, из чего в древности делали краски.
Для достижения цели мне необходимо выделить задачи:
1. Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме моего проекта.
2. Узнать компоненты древних красок.
3.Изучить из каких веществ состоят краски.
4. Провести эксперимент:
самостоятельно изготовить краски в домашних условиях;
нарисовать рисунки разными красками и провести сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и в промышленности.
В начале работы над проектом у меня возникли следующие гипотезы:
предположим, что в древности люди получали краски из различных частей растений.
Возможно, они добывали определенные камни в горах разных оттенков.
Допустим, краски варились и продавались как лекарства в аптеке.
В проекте использованы следующие методы:
Работа с книгами и энциклопедиями;
Поиск информации в сети Интернет;
Эксперимент;



I. Основная часть.
1.1. История возникновения красок.
На уроках изобразительного искусства мы знакомились с культурой древней цивилизации. Меня заинтересовали иллюстрации в учебнике. Я спросила у мамы: « Как люди в древности рисовали? Чем рисовали? Почему эти рисунки сохранились до наших времен?» Мы с мамой стали искать ответы на все мои вопросы. Из книги Алексеева В.В. « Что такое искусство?» я узнала, что краски  появились  тогда, когда наши далекие предки еще жили в пещерах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Что и где рисовали древние люди?
Изображения гравировались на стенах пещеры камнем с заострёнными краями, затем окрашивались. Краски наносились пальцами, кое-где их растушёвывали кусочками кожи.
Любимый сюжет – дикие животные и сцены охоты, ведь именно от охоты в первую очередь зависело выживание, именно она была основным занятием, за которым древний мужчина проводил изрядную часть времени.
1.2. Состав красок.
На сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] я узнала, что краски делали из простейших животных организмов.
Оказывается, краски животного происхождения издавна употреблялись в красильной практике содержащееся в улитке Capillus brandaris и служившее для окрашивания в пурпуровый цвет. Знаменитая пурпурная краска добывалась из особого морского моллюска (пурпурной улитки) .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Каракатицы - Секрет чернильного мешка. После высушивания и обработки едким калием представляет собой чернильную краску сепию.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Червец кошениль использовали для изготовления красной краски  кармина.
Краски из растений.
Из наших местных растений чаще всего использовались в качестве красителей следующие деревья и травы:
БЕРЕЗА. В основном листья березы окрашивают в желтый или зеленый цвет. Березовая кора содержит темную краску, в основном коричневых оттенков.
ОЛЬХА. Корой ольхи красят шерсть и лен в основном в коричневый и черный цвета.
ЛЕСНОЙ КУПЫРЬ. В основном используются цветы купыря, но можно красить и стеблями и листьями. Обычно купырь окрашивает в зеленый цвет.
ВЕРЕСК. Можно получить много оттенков разных цветов: светло-коричневого, черно-бурого, зеленого, желтого.
Технология изготовления красок в давние времена.
Краски, которые были доступны древнему человеку:
чёрный цвет – уголь, красный – охра (оксид железа).
Шли в ход и растения – для синего, жёлтого цвета.
Чтобы краска стала жидкой, стёртый в порошок природный краситель смешивали с животным жиром и водой.
Но уже в Древнем Египте умели делать искусственные пигменты: путем раскаливания охры, умбры, сиены и т.д.
охра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] умбра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сиена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Краски из минералов.
Очень-очень давно художники применяли только красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов:  
малахит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] азурит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
лазурит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] аурипигмент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Разновидности красок для рисования и живописи в современное время
Я выяснила, что разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Названия красок
Масло
Яйцо
Вода
Клей

Акварель


+
+

Гуашь


+
+

Масляная
+


+

Темпера

+










II. Экспериментальная часть.
Итак, изучив различную литературу, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Я решила попробовать получить краски в домашних условиях, сравнить их с промышленными и попробовать нарисовать ими рисунок. Сначала нужно найти сырьё.
Для эксперимента мне понадобился:
Древесный уголь;
Яичный желток.
Кофе.
Порошок куркумы.
Эксперимент 1. Получение черной краски.
В качестве пигмента я взяла древесный уголь, а связующим веществом стал яичный желток.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Древесный уголь растерла в порошок, просеяла и смешала с яичным желтком. У меня получилась черная краска.
Эксперимент 2. Получение коричневой краски.
В качестве пигмента я взяла кофе, а связующим веществом - яичный желток.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кофе размолола в кофемолке, просеяла и смешала с яичным желтком. Получилась коричневая краска.
Эксперимент 3. Получение оранжевой краски.
В качестве пигмента я взяла порошок куркумы, а связующим веществом - яичный желток.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Смешала пигмент (куркуму) со связующим веществом (яичный желток). У меня получилась оранжевая краска.
Эксперимент 4. Рисунок красками домашнего приготовления.
Получив краски, я решила попробовать нарисовать ими рисунок и сравнить краски и получившийся рисунок с рисунками выполненными гуашью.
Домашние краски имеют запах пигмента, использованного при приготовлении краски, густые и вязкие, на кисточку берутся не очень легко, на бумагу ложатся неровно, неоднородно, сохнут долго и при высыхании деформируют бумагу.


Результаты экспериментов.
Я сравнила рисунки, выполненные красками домашнего приготовления с рисунками, выполненными гуашью и пришел к выводу, что современными красками рисовать легче, работа получается ярче, можно использовать большее количество различных цветовых оттенков.
Заключение.
Полученное исследование помогло мне узнать историю древних красок, а также:
- узнать компоненты древних красок;
- отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме исследования;
- изучить из каких веществ состоят краски
В результате проведенного мной эксперимента, я научилась:
самостоятельно изготовлять краски в домашних условиях;
рисовать рисунки разными красками;
провела сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и промышленным.
В результате исследования я проверила все свои гипотезы и доказала их в проекте.
Использованные методы помогли мне достичь цели.
В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов (из растений).
Список литературы.

Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973
Орлова Н.Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004
Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005
Петров В. Мир искусства. Художественное объединение ХХ. –М.: Аврора 2009








[Введите текст]


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215








Настенный рисунок в ЕгиптеРисунок 1Описание: Описание: Настенный рисунок в Египтекамень малахиткамень азуритОписание камня лазурит ЛазуритРисунок 2Описание: Описание: ЛазуритPicture 5Описание: http://www.blogiversity.org/blogs/alexgreene/coffee-grind-size-large.jpgPicture 5Описание: http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/64/400/64400358_6.jpgДђ Заголовок 315