Презентация к педсовету Блочно-модульная технология как обучающая система, способствующая повышению качества обучения в соответствии с физиологическими особенностями учащихся


ГУ «Школа-гимназия №4 им.Л.Н.Толстого» «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить заходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику». Л.Н.Толстой теоретический и практический опыт директора ОШ № 14 г. Тулы, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Сковина, работа Третьякова П.И., Сенновского И.Б. “Технология модульного обучения в школе”, работа Чошанова М.А. “Гибкая технология проблемно-модульного обучения”, разработки ученых НИИ физиологии детей и подростков Российской академии образования под руководством академика М.В.Антроповой, и др. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке… В.П.Беспалько БМТ апробировалась и реализовалась: в Славянском центре образования Нововаршавского района Омской области и Омской СШ № 101 под руководством Погореловой В.И. (кандидат педагогических наук, директор школы) и Мавриной И.А. (доктор педагогических наук, профессор Омского государственного педагогического университета),«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА ПРОФИЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ №7» г.Павлодара (Научный руководитель: Сковин Е.В. – доктор педагогических наук), «Школа-лицей №11 города Павлодара». Усвоение учебного материала при традиционной форме урока первые 4 минуты - 60%, с 5 по 23 минуту - около 80%, с 23 по 34 минуту - до 45%, с 34 по 45 минуту - всего 6%. Структура БМТ Организационный аспект Расписание составляется в двухнедельном цикле. В 1-6 классах уроки по 45 мин. перестраиваются в 2 блока по 30 мин. 45' 45' 45' 45' 30'30’ 30'30' 30'30'4 урока по 45' = 180' 3 блока из 2 модулей по 30' = 180'В 7-11 классах уроки по 45 мин. перестраиваются в 3 блока по 30 мин.45' 45' 45' 45' 45' 45' 30'30'30' 30'30'30' 30'30'30'6 уроков по 45' = 270' 3 блока из 3 модулей по 30' = 270' Пример расписания одного дня: Среднее звенопри традиционной системе при БМСматематика - 45' русский язык – 2 модуля по 30' русский язык - 45' литература - 2 модуля по 30' литература - 45' музыка - 2 модуля по 30' музыка - 45' ____________________________________________180' 180‘ Старшая школапри традиционной системе при БМСматематика - 45' математика - 3 модуля по 30‘русский язык - 45' русский язык - 3 модуля по 30‘литература - 45' литература - 3 модуля по 30'физкультура - 45' химия - 45' _________________________история - 45‘ 270‘ __________________270‘ Чтобы перевести количество 45 уроков в 30', необходимо количество 45' уроков умножить на 1,5 и скомпоновать в блоки. Перевод 45' уроков в блоки 1 - 6 классы 1час * 1.5 = 1.5 мод. в нед. 1.5 мод.*4 недели = 6 мод. в мес (3 блока в месяц)2часа * 1.5 = 3 мод. в нед. 3 мод.*4 недели = 12 мод. в мес (6 блоков в месяц)3 часа – 9 блоков в месяц4 часа – 12 блоков в месяц 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 1 1 0 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 2 1 2 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 2 2 2 3 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 3 3 3 3 Перевод 45' уроков в блоки 1 - 6 классы 5 часов - 15 блоков в месяц6 часов – 18 блоков в месяц7 часов – 21 блок в месяц 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 4 4 4 3 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 4 5 4 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 5 5 6 Перевод 45' уроков в блоки 7 - 11 классы 1час * 1.5 = 1.5 мод. в нед. 1.5 мод.*4 недели = 6 мод. в мес (2 блока в месяц)2часа * 1.5 = 3 мод. в нед. 3 мод.*4 недели = 12 мод. в мес (4 блока в месяц)3 часа – 6 блоков в месяц4 часа – 8 блоков в месяц 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 0 1 0 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 1 1 1 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 2 1 2 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 2 2 2 2 Перевод 45' уроков в блоки 7 - 11 классы Кол-во часов * 45 мин 60 мин 1 - 6 классы Кол-во часов * 45 мин 90 мин Перевод блоков в 45' уроки 7 - 11 классы Кол-во часов * 60 мин 45 мин 1 - 6 классы Кол-во часов * 90 мин 45 мин Работоспособность ученика, включенного в учебную деятельность на уроке, меняется от высокой до низкой в зависимости от двух важнейших факторов:места урока в системе дневных занятий (первый, третий или последний урок по расписанию); части урока (первой, пятой, двадцатой или последней минуты урока). Косвенными факторами, влияющими на работоспособность, были признаны: индивидуальные особенности нервно-психической организации обучаемого, технологии организации учебной деятельности, используемые учителем, особенности индивидуального стиля работы учителя. динамика умственной работоспособности учащихся при 30' уроках Тридцати-минутки 5-8 классы 9 классы 10 классы 11 классы 1 НУ А А А 2 А А А А 3 А А А А 4 А С С А 5 С С С А 6 НУ С С НС 7 НП НП НП С 8 С С СА С 9 НУ С СА С А -высокая активность; С – спад активности; НУ – низкий уровень активности и работоспособности; НП – новый подъем активности;НС – начало спада активности;СА – сохранение активности. Учебный модуль – основной элемент  и функциональный узел БМТ Учебный модуль (30 минут) –универсальная строительная единица для конструирования материала учителем, время непрерывной умственно-практической деятельности учащихся, Отвечает на вопрос: как учить результативно? Плюсы образовательной технологии Легко вписываются в учебный процесс.Позволяют достигать учебной цели.Обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:гуманизации;гуманитаризации;личностно-ориентированного подхода.Обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся.Обеспечивают самостоятельность.Обеспечивают толерантность.Обеспечивают развитие творческой деятельности.