Конспект урока по окружающему миру «Зачем строят самолёты?» для 1 класса УМК «Школа России»


Конспект урока по окружающему миру «Зачем строят самолёты?»
для 1 класса УМК «Школа России»Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолётов.Прогнозируемые результаты:
Предметные: дети должны познакомиться с видами самолётов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолёта.
Метапредметные УУД:
Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в егоорганичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иномумнению: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебнойдеятельности и личностного смысла учения.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёракоммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективноеучебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Познавательные:
Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание
в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.
Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следствен-ных связей, сравнение различных самолётов по их внешнему виду и назначению, классификация самолётов; формулирование выводов.
Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов её достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.
Пропедевтика: географические термины «материк», «Южная Америка», «Евразия» (в видепредставления, без формулирования понятия).
Организация пространства:
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формыработы, работа в паре и группе.
Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А А.Плешакова (УМК «Школа России») ч.2. электронноеприложение к курсу, презентация, методическое пособие; запечатанный конверт с письмом, глобус, тексты с ошибочными утверждениями, маленькие фишки из картона красного и зелёного цветов, веер цифр.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места.
Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.
Учитель: - И как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и МудраяЧерепаха. Слайд 1.
2. Нестандартный вход в урок.
Учитель берёт с рабочего стола запечатанный конверт.
Учитель: -Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показываетклассу). Помните, ещё в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо еготроюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этогописьма. Слайд 2.
Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик ещё не оченьбыстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.
Хорошо читающий ученик читает письмо: «Здравствуй, дорогой Вопросик! Я был очень радполучить от тебя письмо. Так много хочется рассказать тебе о том. как я живу. Приезжай комне в гости, у меня чудесный дом в Мексике. Мы сможем поговорить обо всём. Я буду оченьждать тебя. Твой Хосе.»
Учитель: -Я предлагаю вам посмотреть на модель земного шара, как можно добраться доМексики. Кстати, как называется модель земного шара?
Дети: Глобус.
Учитель: -Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материкЮжная Америка, где находится Мексика - родина Хосе. Между ними - океан. Слайд 3.
-Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.
Дети: На корабле.
3. Актуализация опорных знаний:
Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, надоске пронумерованы некоторые из них.
На доске список:
1. военный корабль;
2. рыболовное судно;
3. грузовое судно;
4. электричка;
5. пассажирское судно;
6. исследовательское судно.
Учитель: -Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться досвоего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).
Учитель: -Вы не заметили ничего странного в этом задании?
Дети: Здесь есть лишнее: электричка - это не корабль, а поезд.
Учитель: -Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовалпутешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал своё путешествие, котороеуже произошло?
4. Возникновение проблемной ситуации.
Муравей Вопросик: Ребята, а я однажды тоже хотел поплавать на корабле, но не смог. Яужасно себя чувствовал. Доктор сказал мне потом, что у меня морская болезнь. Вряд ли ясмогу отправиться в гости на пассажирском судне. Что же делать?
Дети: Можно попасть в Мексику на самолёте.
5. Уточнение целей урока.
Учитель: -Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.
Дети: Зачем строят самолёты? Слайд 4.
Учитель: -Найдите цель урока. Прочитайте её самостоятельно. Скажите своими словами, чемубудет посвящена наша работа на уроке.
Дети: Мы познакомимся с видами самолётов, узнаем, зачем они нужны.
6. Знакомство с новым материалом.
1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.
Учитель: - Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишитекаждый самолёт и объясните его назначение. Слайд 5.
Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолётов.
- Пассажирский самолёт нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Онбольшой, в нём много мест для людей.
- Военный самолёт нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.
- Грузовой самолёт нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.
2. Беседа по обобщению жизненного опыта:
Учитель: - Приходилось ли вам летать на самолёте? Расскажите о своих впечатлениях.
Дети делятся своим жизненным опытом.
Физминутка.
3. Знакомство с устройством самолёта. Самостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.
Учитель: -На с.67 вы видите изображение устройства самолёта. Рассмотрите его и прочитайтевсе подписи составных частей самолёта.
Дети читают.
Учитель: -У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зелёного и красного цветов.Прочитайте названия частей самолёта ещё раз. помечая зелёной фишкой ту подпись, которуювам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.
Дети выполняют самостоятельно.
Учитель: -Теперь уберите зелёные фишки на край стола и перечитайте только те названия, которые у вас отмечены красным цветом.
4. Работа в парах: взаимный контроль усвоения.
Учитель: - Найдите в конце учебника «Странички для самопроверки». Работаем в паре.Проверим, как вы запомнили названия частей самолёта. Один из пары называет частисамолёта, второй его проверяет по учебнику. Затем меняются.
5. Фронтальный контроль усвоения: работа с электронным приложением. В разделе «Почему? Зачем?» учитель открывает тему урока, задание № 2. Вызванный ученик распределяетназвания частей самолёта к соответствующим изображениям.
Учитель: - Какие части самолёта не были задействованы в этом задании?
Дети: Трап и фюзеляж.
Учитель: - Как по-другому можно назвать фюзеляж?
Дети: Корпус.
6. Закрепление изученного. Игра «Лови ошибку».
Учитель: - А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. Наслайде презентации я приготовила текст, который подведёт итог нашему занятию. Такой жетекст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркните карандашомкрасного цвета.
Текст: Слайд 6.
Самолёты - это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров.Военные самолёты нужны для нападения на другие страны.
Дети работают в группах, подчёркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях.Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.
Учитель: - Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях.Внимание на Слайд 7.
Учитель: - Подведём итог, все ли ошибки мы нашли?
Дети: Да.
Учитель: - Молодцы, хорошо поработали!
7. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.
Учитель: -Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолёты?
Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.
Учитель: - На каком из самолётов наш Вопросик сможет отправиться в гости к брату?
Дети: На пассажирском самолёте.
Учитель: - В какой части самолёта он сможет с комфортом расположиться?
Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8.
Учитель: - Оцените урок и свою работу на нём. Если вы узнали много нового, все поняли изапомнили, то положите в мою коробочку фишку зелёного цвета. Если материал был слишкомсложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в моюкоробочку фишку красного цвета.
Учитель: - Спасибо за работу! Слайд 9.