Разработка урока по географии на тему: Природные зоны Южной Америки (7 класс)


Средняя школа имени Н.К.Крупской

На тему: «Природные зоны Южной Америки»
Класс: 7»Б»
Преподаватель: Юсупова З.А.
2015 год
Цель урока: Продолжать формировать у учащихся представление о природных зонах на примере изучения природных зон материка.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с проявлением широтной зональности и высотной поясности  в Южной Америке; создать образные представления об особенностях каждой природной зоны;   познакомить учащихся с типичными растениями и животными   Южной Америки; разобрать с учащимися новые   термины и понятия.
Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия; сформировать у них представление о растительном и животном мире Южной Америки.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе, ответственность, трудолюбие.
Тип  урока: урок – игра
Оборудование: атлас для 7 класса, учебник 7 класса, электронные презентации, задания для самостоятельной работы (карточки с текстом),
Вводная часть: Ознакомление учащихся с темой урока.
Основная часть:
Организационный момент
Легенда
Хочу начать наш урок с легенды. Эта легенда о вожде одного из индейских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.« Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги », - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: « Ты добрался до родника ». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: « Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие ».
Наш урок - это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.
Природные зоны Южной Америки очень разнообразны. Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни.
В Южной Америке есть свои названия природных зон. Это
СЕЛЬВА – Влажные экваториальные леса;
САВАННА – травянистый покров с отдельными деревьями и кустарниками
ПАМПА – Субтропические степи;
ПАТАГОНИЯ – Зона полупустынь. (5 мин)
Беседа (повторение изученного)
Наш сегодняшний урок это необычный урок. Это урок – игра. Это урок – соревнование. В процессе работы вам необходимо заполнять таблицу.
Что называется природной зоной?
Природная зона - это территория с похожим климатом, почвами, растительным и животным миром.
Какие природные зоны есть в Южной Америке?
Влажные экваториальные леса, переменно – влажные леса, саванны, вечнозеленые леса, полупустыни и пустыни, степи, смешанные леса.Какие из них занимают наибольшую площадь? Почему?
Экваториальные леса, саванны, полупустыни, степи.
Природная зона Климат Почвы Представители растительного мира Представители животного мира
Температура января Температура июля Осадки, в мм Влажные экваториальные леса (сельва) +24 С +24 С 2000-3000 мм и более Красно-желтые ферралитные Сейба,
дынное дерево, какао,
гевея и др. Обезьяны, ленивцы, анаконда,тапиры, водосвинка капибара, колибри и др.
Саванна +24 С +16 С 1000-2000 мм Красные ферралитные Кебрачо, низкорослые деревья и кустарники Олени, свинь-пекари, броненосцы, муравьеды и др.
Субтропические степи (пампа) +24 С +8 С 500-1000 мм Красновато-черные почвы Травы (ковыль, дикое просо и др.) Пампасская кошка, пампасский олень,ламы
Полупустыни Патагонии +16 С +8 С 100-250 мм Бурые почвы Злаки, колючие вечнозеленые кустарники Грызуны (вискаша), нутрия (болотный бобр), броненосцы
(3 мин)
Чтение сообщений
Информация о природных зонах Южной Америки
Влажные экваториальные леса
Саванны
Полупустыни и пустыни
Смешанные леса (пампа) (5 мин)
1 тур Приветствие
Учащимся необходимо представить свою команду. Объяснить значение имени своих команд. (3 мин)
2 тур выполнение заданий
Задание №1
Обозначить на контурной карте крайние точки материка Южная Америка и обозначить районы природных зон.
Северная – мыс Гальинас, координаты 12̊ (градус) 25' (минут) северной широты, 71 град. 35' западной долготы.Южная – мыс Фроуорд, 53̊ 54' южной широты, 71 град. 18'западной долготы.Западная – мыс Париньяс, координаты 81̊ 20' западной долготы;Восточная – мыс Каабу - Бранку, 34̊ 46' западной долготы. (5 мин)

Задание №2
В какую природную зону вы попадёте, перемещаясь из точки А в точку В.
(4 мин)
Задание №3
Ответить на вопросы:
Самый крупный удав на Земле, живёт в лесах Амазонии (Анаконда)
Назовите самый высокий водопад мира (Анхель)
Назовите самое крупное озеро Южной Америки (Маракайбо)
Вторая в мире по длине река и самая большая по площади бассейна? (Амазонка)
Какие страусы обитают в Южной Америке? (Нанду)
Хищная рыба Амазонки. (Пиранья)
Пустыня на западном побережье Южной Америки (Атакама)
Самый большой грызун на Земле? (Капибара)
Как называется архипелаг, лежащий на самой южной оконечности материка? (Огненная Земля)
Какое холодное течение проходит вдоль западного берега материка? (Перуанское) (5 мин)
Просмотр видеофильма
« Туристы в Южной Америке» ( 6мин)
Задание № 4
Цифровой диктант «Климатические пояса Южной Америки»
Типы климата
Субтропический сухой
Субтропический влажный
Тропический влажный
Субэкваториальный
Экваториальный
В каком климатическом поясе:
1.Находится Оринокская низменность и Гвианское нагорье? (Субэкваториальный)
2.Зимой и летом высокая температура (25-27ºС), осадки бывают на протяжении года? (Экваториальный)
3.Летом жарко (25-27ºС), зимой тепло (16-21ºС), осадки равномерны на протяжении года (1000-1080 мм)? (Тропический влажный)
4.Лето жаркое (22-24ºС), зима теплая (8-16ºС), осадки в
основном зимой (600-800мм)? (Субтропический сухой)
5. Разница между летними и зимними температурами и
зимними температурами воздуха незначительна, однако
характерно сезонное выпадение осадков- сухой зимний
период и влажный летний? (Субэкваториальный)
(5мин)
Номенклатура у карты:
Запутанное слово (учащимся необходимо определить объект и показать его на карте)
РАПНАА (Парана) река МАНОЗАКА (Амазонка) река
КАМАТАА (АТАКАМА) пустыня АТИКАТИК (Титикака) озеро
НЬЛЕХА (Анхель) водопад БОЙАРМАКА (Маракайбо) озеро
ЯУАКЛИ (Укаяли) река РОНОИОК (Ориноко) река
(5 мин)

Закрепление урока
Крестики - нолики
Самооценка «Оцени свою работу на уроке»
Оцени свою работу на уроке:
Группа: __________________________________
Состав группы
(Фамилия, Имя) Самооценка Оценка руководителя
группы Твое настроение
(нарисуй подходящий смайлик)
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Задание на дом
Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.
Подведение итогов
Награждение команд.
Дополнительное задание к уроку:
По интерактивной доске учащимся предлагается найти и поставить на свои места:
место обитания животных Южной Америки;
места растений растущих в Южной Америке.