Урок по географии на тему: Климат Южной Америки


Тема урока: Климат Южной Америки.
Цель: Сформировать у учащихся представление о климате Южной Америки.
Задачи:Образовательные: 1. Сформировать у учащихся представление о главных чертах и особенностях климата Южной Америки через систему географических задач. 2. Рассмотреть причины, определяющие особенности климата. 3. Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата. 4. Продолжить формирование умения работать с климатическими диаграммами и географическими картами.  Развивающие: 1. Продолжить работу по развитию картографических навыков через работу с физической картой Южной Америки и атласом2. Развивать логическое мышление. Воспитательные:  Формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.Оборудование: физическая карта Южной Америки, климатические карты, атлас и контурные карты для 7 класса, учебник, климатограммы.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2 . Проверка домашнего задания.
Повторение изученного.
Задания на проверку знаний:
-Какого возраста есть горы в Южной Америке?
- Расскажите о положении Южной Америки в системе литосферных плит.
Задания на проверку понимания причинно-следственных связей
- Объясните различие в рельефе запада и востока материка.
-  Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка? Объясните закономерности их размещения.
-Какие плоскогорья есть на материке?
-Что им соответствует в строении земной коры?
-Перечислите низменности, что им соответствует в строении земной коры?
- Какие внешние процессы формируют их современный облик?
Цифровой диктант.
 На доске выписаны особенности форм рельефа:
1)Самая большая равнина земного шара.
2)Район Южной Америки богатый селитрой и медью.
3)Нагорье ,  богатое золотом и алмазами.
4)Нагорье, находящееся на севере материка.
5)Равнина богатая нефтью.
6)Самая длинная горная цепь.
7)Равнина, имеющая уклон на юг.                    
Учитель называет форму рельефа, а учащиеся должны записать номера особенностей, присущих этим формам рельефа:
- Амазонская низменность. (1)
- Анды, пустыня Атакама  (2)
- Оринокская низменность. (5)
 -Ла - Платская  низменность.(7)
-Бразильское нагорье. (3)
-Гвианское нагорье(4)
-Анды.(6)
Тип урока: изучение нового материала
3. Формирование новых знаний.
3.1. Климатообразующие факторы.
Южная Америка удивляет своим климатом:
– ее называют самым «влажным»  материком;
– здесь юг холоднее севера;
– на побережье океана находится одно из самых сухих мест на Земле – пустыня Атакама (осадков за год – 0,8 мм).
Почему Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня выяснить, рассмотрим причины климатообразования.
а) Географическое положение.
Большая часть материка расположена в экваториальных и тропических широтах, за исключением южной части. Средние месячные температуры на большей части составляют от +20 до +28°С. Однако иногда с юга на материк вторгается холодный воздух, температура понижается до -35°С.
б) Важным фактором климатообразования в Южной Америке, является орография. Воздушные потоки, идущие со стороны Атлантического океана, свободно проникают на запад вплоть до подножия Анд. На западе и отчасти на севере барьер Анд оказывает влияние на воздушные течения, идущие с Тихого океана и Карибского моря.
Высокий барьер Анд ограничивает распространение тихоокеанских воздушных масс узкой кромкой западного побережья и прилегающих склонов гор. На против, воздействию воздушных масс, приходящих с Атлантики, предоставлен почти весь материк с обширными, открытыми на востоке низменностями. Поэтому, большую роль на формирование климата оказывает Атлантический океан. В северном полушарии на материк оказывает влияние Северо-Восточный пассат, в южном Юго-Восточный.Западная окраина материка на значительном протяжении подвержена воздействию южных и юго-западных ветров. Крайний юг материка испытывает воздействие западного переноса умеренных широт.
в) Велико значение также течений Атлантического и Тихого океанов у берегов материка. Гвианская и Бразильская ветви Южного Пассатного течения в Атлантическом океане создают у берегов Южной Америки зимнюю положительную аномалию порядка 3 °С. Перуанское же холодное течение в Тихом океане, проникающее почти до самого экватора, выносит на север массы холодных вод из Антарктики и снижает температуру в экваториальной зоне на 4 °С по сравнению со средней величиной для этих широт.Итак, мы выделили главные причины климатообразования, которые определяют особенности климата материка.
Закрепление нового материала.
3.2. Климатические пояса. (практическая деятельность)
1) В каких климатических поясах располагается материк?
Задание 1: на контурную карту нанесите названия и границы климатических поясов.
Задание 2: составьте характеристику климатических поясов (таблица).
Класс делится на 5 групп.
Климатические пояса
Воздушные
массы Средняя
температура
января Средняя
температура
июля Годовое
количество
осадков Вывод
Экваториальный
Экв. + 24°С+ 24°Сдо 5000 Субэкваториальный
Лето – Экв.
Зима – Тропич. + 24°С+ 20°СДо 2000
летом Тропический
Тропическая + 24°С+ 16°СЗапад-100
Восток-2000
Субтропический
Лето – Тропич.
Зима – Умерен. + 16°С+ 8°СЗапад – 100
Восток – 1000
Зимой Умеренный
Умеренные + 8°С+4°СЗапад – до 5000
Восток – 250 Задание 3:Анализ климатограмм (учебник стр 171)
Субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный (морской).
4.Этап обобщения и систематизации (анализ климатической карты).
Проблемный вопрос: Как изменился бы климат материка, если бы Анды находились на восточном побережье? (стал бы суше)
5. Рефлексия.
6. Дом.зад.  §42.