Урок по географии в 7 классе на тему Внутренние воды Южной Америки

Современная образовательная технология: модульная технология.

Урок в 7 классе.

Внутренние воды Южной Америки.
.
Цели и задачи урока:
Обучающая – познакомить учащихся с крупнейшими речными и озерными системами Южной Америки и их особенностями.
Развивающая – развитие умения устанавливать причинно-следственные связи ; составлять характеристику реки по плану; развития навыков работы с картой.
Воспитательная – формирование развитой, творческой и самостоятельной личности; воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:
1. Мультимедиа
2. Презентация Power Point
3. Карта: Физическая карта Южной Америки.
4. Учебник и атлас 7 класса
5.Раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент.
Звучит музыка « Песнь Виргинии». Учитель приветствует учащихся.
2. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение природы Южной Америки.

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий и тогда наши сердца с грустью отзываются на строки Роберта Рождественского:
«Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже».



Действительно, не каждый из нас в реальной жизни может совершить путешествие, тем более столь далекое. А уроки географии позволяют нам пусть в заочной форме, но совершать такие путешествия, расширять знания об окружающем мире, вместе с великими путешественниками совершать открытия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по рекам и озерам Южной Америки. Это и будет тема урока.




В ходе нашего путешествия нам поможет маршрутный лист, который состоит из 6 учебных элементов.


После преодоления каждого из них вы будете оценивать свои знания, путем само и взаимопроверки. Оценки будете выставлять в оценочный лист.

Отправляясь в путешествие мы возьмем с собой рюкзачки и в течение всего урока будем пополнять их знаниями, умениями и навыками. Размер рюкзака будет зависеть от количества баллов, которые вы наберете за урок.

Итак, путешествие начинается.

- Обратимся к первому учебному элементу (УЭ-1).

Цель: определить исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.
Задача: найти соответствие по теме « Речная система».


Учащиеся работают самостоятельно. После выполнения диктанта проводится сверка ответов учащихся с правильными ответами.
Коррекция знаний. (Какой вопрос вызвал наибольшее затруднение?)
Учащиеся выставляют самооценку в оценочный лист под УЭ-1(приложение №1).


- Переходим к учебному элементу 2 (УЭ-2).

- Какова его цель?
Учащиеся находят в маршрутном листе УЭ-2 и зачитывают его цель.
- Что необходимо для ее достижения?
Учащиеся отвечают: « Подготовить устные ответы на вопросы, пользуясь атласом».





Примерные ответы учащихся:

На территории материка протекает река Амазонка, Парана, Ориноко.
Они относятся к бассейну Атлантического океана.
Все крупные реки текут в Атлантический океан, так как на западе – горы Анды (они являются водоразделом).

Река Амазонка полноводна круглый год, так как протекает в экваториальном поясе. Река Ориноко и Парана полноводны летом, так как они текут в субэкваториальном поясе.
Питание рек – дождевое.
.


Сообщение ученика о реке Амазонка
(Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437км, от истока Укаяли свыше 7000км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря).
Амазония удивляет богатством флоры и фауны.
Здесь обитают розовые дельфины и рыба-бык, длина которой достигает 4 метров, вес – 500 килограммов. Знаменитая хищница – рыба-пиранья – тоже обитательница этих мест.
Амазонка – родина самой крупной на нашей планете кувшинки – виктории регия. Ее обнаружили европейцы в 1864 году и назвали викторией регией. Название было дано в честь британской королевы Виктории, что в переводе означает «Виктория царственная» или «Виктория великолепная». Каждый ее лист может достигать в диаметре 2-х метров и могут выдерживать вес до 50 килограммов. Ее выращивают в самых крупных ботанических садах. В России всего в 3 городах – Санкт-Петербург, Сочи и Липецк. Цветет только по ночам, причем один цветок держится всего 2 ночи, поэтому увидеть это зрелище большая удача).


-





-Приступаем к третьему учебному элементу (УЭ-3).

Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении; развивать память; запоминать прочитанное.
Задача: прочитать текст учебника, закрыть его и ответить на вопросы утверждения.
Учащиеся работают индивидуально. После выполнения работы взаимопроверка
( обмениваются тетрадями в парах), выставляют оценку друг другу в оценочный лист под УЭ-3 (приложение №1).




- Переходим к учебному элементу 4 (УЭ-4).

Цель: развитие умений работать с контурной картой.
Учащиеся наносят на контурные карты реки и озера, водопады Игуасу и Анхель.

Один ученик выполняет эту работу на классной контурной карте. Учащиеся сверяют правильность выполнения задания по образцу, выполненному на классной контурной карте.


Учащиеся оценивают свою работу и вписывают оценку в оценочный лист под УЭ-4 (приложение№1).

- Приступаем к учебному элементу 5 (УЭ-5).


Учащимся предлагается найти цель учебного элемента, выполнить задание и результаты занести в таблицу (смотри приложение №2). Правильность ответов сверить.



Поставить самооценку в оценочный лист под УЭ-5 (приложение №1).


- Переходим к последнему учебному элементу (УЭ-6).

Цель: подведение итогов.

Учащиеся должны дать ответы на два вопроса.
Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности.
Назовите и покажите озера Южной Америки.

Примерные ответы:
Река Амазонка, Парана, Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана, равнинные, питание – дождевое. Амазонка полноводна круглый год. Парана и Ориноко – летом. На реке Ориноко находится самый высокий водопад мира – Анхель. На реке Парана – водопад Игуасу.
Озеро Титикака и Маракайбо. Маракайбо – озеро-лагуна, расположено на севере и соединено узкой протокой с Карибским морем. В Андах находится самое высокогорное озеро мира – Титикака (происхождение тектоническое, глубина 304 метра).

Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке, выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям.



- Согласны ли вы с тем, что если получили

Большой рюкзачок - усвоили материал полностью,

Средний рюкзачок – усвоили частично,

Маленький – мало что усвоил, надо еще поработать.


- Домашнее задание ( на выбор):


1)составьте малое «кругосветное» путешествие по рекам Южной Америки.
2)составьте кроссворд по теме « Реки и озера Южной Америки».

3) составить синквейн по теме урока.





-

-Спасибо за работу. Урок окончен.



Учебный элемент
Учебный материал с указанием задания
Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-1










Ответы:
Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл понятий.
Найти соответствие по теме
« Речная система». Внимательно прочтите
вопросы и варианты ответов, определите
правильный ответ. Напротив номера вопроса
запишите слово, которое соответствует
правильному ответу.
Слова для отбора: режим реки, половодье, исток, река, устье, озеро, водопад
Географический диктант
1.Место впадения реки в другой водоем.
2. Падение воды с высокого уступа
3. Поток воды, текущий в выработанном им углублении.
4. Место, где начинается река
5..Скопление воды в природном углублении на суше.
Проверьте правильность выполнения диктанта и
определите уровень ваших знаний.
Проанализируйте ошибки.
Впишите оценку в оценочный лист под УЭ -1

Работайте
Самостоятельно


















Слайды презентации


Самооценка

Смотри приложение №1

УЭ-2
Цель: составить общее представление о внутренних
водах материка на основе установлений их зависимости от рельефа и климата; развивать умение связно и доказательно излагать материал, работать с атласом.
Пользуясь атласом ( карты стр.7, 19) подготовьте устные ответы на вопросы:
Какие крупные реки протекают по территории
материка?
К бассейну какого океана они относятся?
Что влияет на направление течения рек?
Какое влияние на режим рек оказывает климат?
Предположите какое питание характерно для рек?
Сообщение ученика о р.Амазонка.




Работа в паре






Слайды презентации


УЭ-3







Ответы:
Цель: сформировать знания об озерах Южной Америки, их особенностях, размещении, развивать память, запоминать прочитанное.
Прочитайте текс учебника (стр. ). Закройте его и ответьте на вопросы утверждений.
«+» - если утверждение верно
«- » - если утверждение не верно.
Утверждения:
Маракайбо - самое большое озеро- лагуна на севере материка.
Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире.
Озеро Титикака расположено в Андах.
Глубина озера Титикака достигает 304 метра.
Котловина озера Титикака имеет ледниковое происхождение.
Проверьте правильность своих ответов по образцу.
Оцените свою работу и внесите оценку в оценочный лист под УЭ-3



Работайте индивидуально










Слайды презентации
Проведите взаимопроверку
Смотри приложение №1

УЭ-4
Цель: развитие умений работать с контурной картой.
Нанести реки: Амазонка, Ориноко, Парана и озера: Маракайбо и Титикака на контурную карту.
Проверьте правильность выполнения по образцу.
Оцените работу и впишите оценку в оценочный лист под УЭ-4
Работайте индивидуально


Слайды презентации

Самооценка

УЭ-5
Цель: закрепить знания по теме « Внутренние воды Южной Америки» и умения составлять характеристику реки по плану.
Используя атлас (карты стр.7, 19), выполнить практическую работу « Описание реки Амазонки по плану». Результаты занести в таблицу.
Проверьте правильность ваших ответов.
Оцените вашу работу и впишите оценку в оценочный лист под УЭ-5.

Работайте самостоятельно



Смотри приложение №2
Слайды презентации

Самооценка

УЭ-6
Цель: подведение итогов.
Ответьте на вопросы:
Назовите и покажите крупнейшие речные системы Южной Америки; перечислите их особенности.
Назовите и покажите озера Южной Америки.
Оцените свою работу и свои знания, полученные на уроке (подсчитайте общее количество баллов в оценочном листе).

Выберите рюкзачок, соответствующий вашим полученным знаниям.
Если ваш общий балл – 19-20 – большой рюкзачок
Если 15-18 – средний рюкзачок
Если меньше 15 – маленький рюкзачок.
Выберите домашнее задание (А или Б)
А – составьте малое «кругосветное» путешествие по рекам Южной Америки.
Б – составьте кроссворд по теме « Реки и озера Южной Америки».
В – составить синквейн по теме.






Слайды презентации











Приложение 1.


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Имя
УЭ-1
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-5
Общая оценка












Приложение 2.


Практическая работа « Описание реки Амазонки по плану».

Исток
Устье
Притоки
Направление течения
Характер течения
Питание
Режим













 Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·
·c Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·
· Ђ
·
·‹
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·„
·
·15