Архитектурный облик Древней Руси


Учитель Демченко Людмила Александровна 900igr.net Содержание: ОпросРабота с карточкамиОбъяснение темы урока:Архитектура Древнерусского государстваАрхитектура Великого НовгородаАрхитектура Владимиро-Суздальского княжестваАрхитектура Московского княжестваДеревянное зодчествоЗакрепление темы урокаРабота в тетрадяхДомашнее задание Опрос: 1. Назовите основные достиженияхудожественной культуры Византии. Вчём проявилась её связь с античнымискусством? 2. Определите характерные чертывизантийского стиляв архитектуре 3. Расскажите о внутреннем облике храма Святой Софии в Константинополе. 4. Чем характеризуется византийское изобразительное искусство?Расскажите о художественной манере мастеров Византии по данным изображениям. «О светло светлая и украсно украшеназемля Русская! И многими красотамиудивлена еси:… городы великими,сёлы дивными... домы церковными…Всего еси исполнена земля Русская» Неизвестный автор «Слово о погибели Русской земли»(XIII век) Когда я с удивлением смотрюНа эти древнерусские соборы,Я вижу в них, подобно звонарю,Родных лесов и пажитей просторы.Не чад кадил, не слепоту сердец, Взалкавших недоступного им рая,А творчества слепительный венец,Вознёсшегося, время попирая.Великий Новгород и древний Псков –Нас от врагов спасавшие твердыни –Вот что в искусстве старых мастеровПленяет нас и радует поныне.Был точен глаз их, воля их крепка,Был красоты полёт в дерзаньях отчих,Они умели строить на века.Благословим же труд безвестных зодчих! В.А.Рождественский «Чутьё пропорций, понимание силуэта,декоративный инстинкт,изобретательность форм – словом, всеархитектурные добродетели встречаютсяна протяжении русской истории такпостоянно и повсеместно, что наводит намысль о совершенно исключительнойархитектурной одарённости русского народа» Из «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря Скажите о чем пойдёт речь насегодняшнем уроке?Знаете ли Вы какие-либоархитектурные здания или комплексынашей страны? Тема урока:Цель урока: Работа с карточками: 1. АРХИТЕКТУРА - искусство __________и _________здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие ________________среду, необходимую людям для их ________и___________.2. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала:_________,_________, _____________.3. Выразительные средства архитектуры:____________, тектоника,__________,___________,______,________________,_____________________, синтез искусств. Работа с карточками: 1. АРХИТЕКТУРА - искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности.2. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала:польза,прочность,красота.3. Выразительные средства архитектуры:композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объёмов, фактура и цвет материалов, синтез искусств. Что ожидаете Вы от сегодняшнегоурока?Настроены ли Вы узнать что-то новоена уроке?Что именно хотели бы вы узнатьоб архитектуре Древней Руси? Интерьер собора Святой Софии Киева Богоматерь Оранта.Мозаика в аспиде собора Святой Софии в Киеве Христос-Пантократор. Купольная мозаикасобора Святой Софии в Киеве Священномученик Ермил. Фреска собора Св. Софии в Киеве. 1037-1050 гг. «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки… но себе на уме… В его зодчестве такие же… простые, но крепкие стены, лишённые назойливого узорочья, могучие силуэты, энергичные массы». Из «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря Над башнями, над белою Софией В годину бед, сквозь вражьих стрел дожди, Здесь вечевое сердце всей России Набатом пело в каменной груди… В.А.Рождественский Он, словно шлем, надвинул главыИ стены выставил, как щит.Он весь – тугая соразмерность,Соотношение высотАсимметрия, тяжесть, верностьИ сводов медленный полёт. В.А.Рождественский Какое впечатление Софийский собор Великого Новгорода оказал на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему? Храм Покрова Богородицы на Нерли (1165 г.) По какой ты скроена мерке?Чем твой облик манит вдали?Чем ты светишься вечно, церковьПокрова на реке Нерли?Невысокая, небольшая,Так подобрана складно ты,Что во всех навек зароняешьОщущение высоты – Так в округе твой очерк точен,Так ты здесь для всего нужна,Будто создана ты не зодчим, А самой землёй рождена.Среди зелени – белый камень,Луг, деревья, река, кусты.Красноватый закатный пламеньНабежал – и зарделась ты.И глядишь доступно и строго, И слегка синеешь вдали…Видно, предки верили в Бога,Как в простую правду земли. Н.Коржавин Успенский собор Московского Кремля. XIV век Архангельский собор Московского Кремля. 1333 год Стены и башни Московского Кремля Покровский собор (Собор Василия Блаженного) Мастера Барма и Постник «Множеством куполов возглавлен этот собор; есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертание византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми купол русский – объединяющий все здания. Ясен замысел этой гениальной постройки: Русь должна объединить разноплеменные народы и быть им водителем к Небу» Мастера выплеталиУзоры из каменных кружев,Выводили столбыИ, работой своею горды,Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружиИ в свинцовые рамыВставляли чешуйки слюды. И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху,Переходы, Балкончики,Луковки да купола.И дивились учёные люди, Зане эта церковьКраше вилл итальянскихИ пагод индийских была. Д.Б.Кедрин «Зодчие» Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532г) Он рвётся ввысь, торжественен и строен,Певучей силой камень одарен, -Для Бога он иль не для Бога строен, Но человеком был воздвигнут он.И нет в нём лицемерного смиренья, -Безвестный зодчий, дерзостен и смел,Сам стал творцом – и окрылил каменья,И гордость в них свою запечатлел… В.С.Шефнер «Ничего меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес… Тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм… Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый» Г.Берлиоз (французский композитор, посетивший Коломенское в 1863г.) …дом зело красный, прехитро созданный,Честности царей лепо сготованный.Красоту его мощно есть равнятиСоломоновой прекрасной палате.А злато везде пресветло блистает,Царский дом быти лепота являет…И ины многа дом сей украшают,И разум зрящих зело удивляют…Седьм дивных вещей древний мир читаше,Осьмый див сей дом время имет наше… Семеон Полоцкий (XVII век) «Построил эту крепость мастер Нестор. Не было и не будет такой» «Купола, купола, купола…Двадцать два. Разметали встороны свои крыльястрельчатые «бочки» - словнококошники русских красавиц.А на гребнях – стройныебарабаны и луковичныеглавы с крестами, покрытыечешуёй серебристого лемеха. В северныебелые ночи светятся они загадочнымфосфорическим блеском; на закате, когдасолнце медленно и величаво опускается в водыозера, они полыхают тревожным багрянцем. Тоголубеют, отражая небесную твердь; тотусклые, свинцовые; то замшелые, зелёные илибурые, как земля. Один ярус, другой, третий,четвёртый… Всё выше, выше, и в самое небоврезалась верхняя глава, венчающая всю этуграндиозную тридцатисемиметровуюпирамиду»А.В.Ополовников и Г.С.Островский «Русь деревянная» Что Вы узнали нового о деревянном зодчестве Древней Руси (чего не знали до сегодняшнего урока)? Почему И.Э.Грабарь назвал памятник деревянного зодчества в Кижах «несравненной сказкой куполов»? Сравните три храма Святой Софии(в Константинополе, Киеве и Новгороде). Расскажите о своеобразии каждого храма. Работа в тетрадяхСравнительный анализ трёх храмов Святой Софии Храм Святой Софии в Константи-нополе в Киеве в Нижнем Новгороде Какое воплощение при строительстве храмов нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота.» Отметьте средства и приёмы создания архитектурного образа в каждом из храмов Ваши чувства и настроение, возникающие при знакомстве с каждым из храмов Домашнее задание: 1 рядСравните Успенский собор во Владимиреи в Московском Кремле. 2 рядСравните Успенский собор в Звенигородеи Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. ВсемОпределите, как проявилось различие вэмоциональной окраске собора в картинахВ.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» иА.В.Лентулова «Василий Блаженный»(Иллюстрации в учебнике на стр. 137)