Презентация по МХК в 10 классе на тему Архитектурный облик Древней Эллады


Все было осязаемо и близко –Дух мыслил плоть и чувствовал объем, Мял глину перст и разум мерил землю…Мир отвечал размерам человека, И человек был мерою вещей.М.А. ВолошинПодготовила Редькина Татьяна Альбертовна.Учитель ИЗО и МХК .Новодвинская гимназия.
Архитектура архаики: греческая ордерная система. В этот период формируются такие понятия, как агонистика, калокагатия, пайдейя.Агонистика – стремление к состязанию, борьбе – агону – пропитывало все сферы жизни Древней Греции. Главную роль играли спортивные, художественные и конные состязания. Не было только состязаний по водному спорту. Хотя древние греки были отличными пловцами. О необразованном человеке говорили: «Он не умеет ни писать, ни плавать».Калокагатия – совершенство телесного сложения и духовно-нравственного склада. То есть единство тела и духа. Это и делало их подобными богам.Пайдейя – воспитание и образование детей, реализующее все их способности.

Пространственный образ мира античной эпохиС точки зрения античного человека, Космос (мир) представляется не просто чем-то отвлеченным и неопределенным, а воспринимается как совершенное живое тело и подчиняется закону золотого сечения или, иначе говоря, гармонического деления
Закон золотого сечения подразумевает, что целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей Поскольку пространственный образ мира в античную эпоху отличается постоянством, то ведущими видами искусства становятся архитектура и скульптура. В архитектуре нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. До н.э.): «Прочность, польза, красота». А, поскольку, постоянство Космоса отличается еще и гармоничным сочетанием частей, то важнейшим методом творчества становится метод пропорций и меры.На долгие годы девизом для античного человека стали слова греческих философов, подчеркивающих важнейшую истину: «Меру во всем соблюдай». Заслугой древнегреческой архитектуры является создание Ордерной системы.«Ордер» – «порядок».Здесь следует понимать такой тип архитектурной конструкции, когда учитывается сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. дорическийионическийкоринфскийВыпишите в тетрадь отличительные элементы колонн каждого ордера. ДорическийКапитель(состоит из эхина и абака)Колонна(мощная, стоит прямо на стилобате ВолютаБаза – основание колонныИонический

КоринфскийКапителиУкрашалисьРастительныммотивами

? Назовите ордер. По каким признакам вы это определили? Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат).Мастера, создавшие Парфенон, стремились создать впечатление, что храм возник естественно, без человеческих усилий, по воле природы.? Как связано это стремление греческих мастеров с пространственным образом мира античной эпохи?Подобно тому, как космос представляется античному человеку живым совершенным телом, так и храм должен быть подобен живому совершенному телу.В желании сопоставить храм с одушевленным телом греческие зодчие добивались исключительных успехов. При архитектурных обмерах Парфенона обнаружили, что в постройке, как и в человеческом теле, нет ни прямых линий, ни ровных плоскостей: все линии слегка изогнуты, плоскости чуть выпуклы или вогнуты, оси колонн, при мысленном их продолжении вверх, пересекаются в одной точке на высоте 2-х километров. Поэтом Парфенон кажется естественно и органично выросшим на высокой скале Акрополя.Интересно, что даже мрамор, из которого создан Парфенон, обработан по-особому: подобно дереву, в котором чем дальше от могучих и грубых корней, тем нежнее становятся верви и листья, обработка мрамора в Парфеноне чем выше, тем тоньше и искуснее.

Работа с учебником (стр. 74-75)Выпишите в тетрадь наиболее распространенный вид греческого храма и его части. Архитектура классики: афинский Акрополь.Мне будет вечно дорог день,Когда вступил я, Пропилеи,Под вашу мраморную сень,Что пены волн морских белее, Когда священный Парфенон,Я увидал в лазури чистойВпервые мрамор золотистыйТвоих божественных колонн,Твой камень, солнцем весь облитый,Прозрачный, теплый и живой,Рожденный пеною морской.Д.С Мережковский.Акрополь – общественный и культурный центр Афинского государства – это высочайшее достижение древнегреческой архитектуры «золотого века» античного государства. Заполните таблицу{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Афинский АкропольНазваниеСоздательКраткая характеристика Афинский Акрополь.(Фидий)пропилеиХрам Афины Ники АптеросСтатуя Афины воительницыПарфенонЭрехтейонВпишите названия храмов и скульптур в таблицу;Заполните остальные графы, используя учебник (стр. 76-80)




Домашнее задание:Глава 7. В тетради выписать отличительные особенности архитектуры эллинизма. Описать один из памятников зодчества этой эпохи