Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 Бухгалтерский учёт для специальности 43.02.01 Гостиничный сервис


Департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Суздальский индустриально-гуманитарный колледж»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора колледжа
от «03» сентября 2015 г. № 203-ОД ___________ В.В. Малашкин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины ОП.04 Бухгалтерский учёт
Суздаль, 2015
РАССМОТРЕНО
цикловой комиссией профессионального цикла по специальности «Гостиничный сервис»
Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.
Председатель: ________ Н.К. Запруднова
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по учебной работе
____________О.С. Юрманова «__» __________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 43.02.11 «Гостиничный сервис».
Укрупнённая группа специальностей: 43.00.00 «Сервис и туризм».
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области «Суздальский индустриально-гуманитарный колледж».

Разработчик: Г.В. Горлова, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СИГК».
Рецензент:
Л.П. Урвачёва, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СИГК».
СОГЛАСОВАНО:
______________________ ООО «Туристический сервис»_____________________________
(предприятие, организация)
Зам. руководителя службы по персоналу_________________________ Березина Е.А._____
(должность, подпись, фамилия, имя, отчество)
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Бухгалтерский учет
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис».
Укрупнённая группа специальностей 43.00.00 «Сервис и туризм».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации работников гостиничной индустрии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы бухгалтерского учета, структуру и виды бухгалтерского баланса, документы хозяйственных операций, бухгалтерскую отчетность;
- особенности ценообразования в гостиничном сервисе;
- учет и порядок ведения кассовых операций;
- формы безналичных расчетов;
- бухгалтерские документы и требования к их составлению;
- нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере бухгалтерского учета
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: практические занятия 18
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
в том числе: написание докладов, рефератов, решение задач
24
Итоговая аттестация в форме контрольной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04. «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Введение Цели и задачи дисциплины, связь с другими дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики. 2 1
Раздел 1. Теоретические основы бухгалтерского учёта 56 Тема 1.1. Характеристика бухгалтерского учета, его предмет и методологические основы Содержание учебного материала: 21.Виды учета, характеристика бухгалтерского учета, его определение. Задачи бухгалтерского учета, измерители, применяемые в бухгалтерском учете 1
2. Предмет и метод бухгалтерского учета 1
Практическое занятие: 2 Классификация имущества организации по составу и размещению и источникам образования Самостоятельная работа обучающихся: 4 Подготовка сообщения по теме «Цели, концепции, функции, принципы организации бухгалтерского учёта, требования предъявляемые к нему»
Подготовка сообщения по теме «Предмет и метод бухгалтерского учёта»
Подготовка сообщения по теме «Предмет и метод бухгалтерского Тема 1.2. Структура и виды бухгалтерского баланса Содержание учебного материала: 2 1. Строение баланса. Актив и пассив. Форма графления. Разделы и статьи бухгалтерского баланса. 1
2. Виды бухгалтерского баланса. 1
Практическое занятие: 2 Группировка имущества по составу, размещению и источникам формирования средств. Составление бухгалтерского баланса Самостоятельная работа обучающихся: 2 Подготовка сообщения по теме «Понятие о бухгалтерском балансе и типах изменений в нём под влиянием хозяйственных операций» Тема 1.3. Документирование хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризация. Содержание учебного материала 10 1. Понятие о счетах бухгалтерского учета. Активные и пассивные счета. Порядок записи на счетах. 1
2. Корреспонденция счетов. Двойная запись. Синтетические и аналитические счета. 1
3. Документальное оформление хозяйственных операций. Бухгалтерские записи.
4. Инвентаризация – как метод бухгалтерского учёта. 2
Практические занятия: 6 Классификация счетов бухгалтерского учёта по экономическому содержанию, назначению и структуре
Составление корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, открытие счетов бухгалтерского учета.
Составление документов по результатам инвентаризации Самостоятельная работа обучающихся: 12 Подготовка сообщения по теме «Сущность и значение документации. Понятие о документообороте»
Подготовка сообщения по теме «Сущность и значение инвентаризации»
Подготовка сообщения по теме «Понятие о счетах и их видах»
Подготовка сообщения по теме «Классификация счетов»
Подготовка сообщения по теме «Сущность и значение двойной записи»
Подготовка сообщения по теме «План счетов бухгалтерского учёта»
Подготовка сообщения по теме «Классификация счетов»
Подготовка сообщения по теме «Сущность и значение двойной записи»
Тема 1.4. Формы бухгалтерского учёта Содержание учебного материала: 2 Ознакомление с различными формами бухгалтерского учёта Практическое занятие 2 Ознакомление с порядком ведения журнально-ордерной формы бухгалтерского учёта Самостоятельная работа обучающихся: 4 Подготовка сообщения по теме «Учётные регистры. Их назначение»
Подготовка сообщения по теме «Формы бухгалтерского учёта. Их виды. Совершенствование». Тема 1.5. Бухгалтерская отчетность организации Содержание учебного материала: 2 1. Понятие, состав, требования, порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности. 1
2. Формы бухгалтерской отчетности. Ответственность за нарушение порядка представления отчетности и искажение отчетных данных. 1
Практическое занятие 2 Составление бухгалтерского баланса. Заполнение форм бухгалтерской отчетности. Самостоятельная работа обучающихся: 2 Подготовка сообщения по теме «Понятие о бухгалтерском балансе и типах изменений в нём под влиянием хозяйственных операций» Раздел 2. Учет расчетных операций 10 Тема 2.1. Порядок ведения и учет кассовых операций Содержание учебного материала: 2 1. Понятие кассовых операций. Порядок хранения денег в кассе. Лимит денежной наличности. 1
2. Документальное оформление кассовых операций. Отчет кассира. Ведение Кассовой книги. 2
3. Синтетический и аналитический учет операций по кассе. 2
Практическое занятие 2 Оформление первичных документов по кассе. Оформление кассовой книги Тема 2.2. Учет безналичных расчетов Содержание учебного материала: 2 1. Безналичные расчеты в РФ. Формы безналичных расчетов. Порядок открытия расчетного счета. 1
2. Документальное оформление и учет безналичных расчетов. Банковские платежные документы, выписка банка. Первичные документы: платежное требование, платежное поручение. 1
3. Синтетический учет операций по расчетному счету, валютному счету и специальным счетам организации. 2
Практическое занятие: 2 1
Учет и оформление денежных операций по расчетному и другим счетам банка. Тема 2.3. Особенности ценообразования в гостиничном сервисе Содержание учебного материала 2 1
1. Понятие и виды цен. 2.Порядок ценообразования на гостиничные услуги Раздел 3. Нормативно-правовая база и документационное обеспечение бухгалтерского учета 4 Тема 3.1. Требования к составлению бухгалтерских документов Содержание учебного материала: 2 1
1. Классификация бухгалтерской документации. Порядок составления и оформления бухгалтерских документов. Учетные регистры. Способы исправления ошибок в учетных регистрах: корректурный, способ "красное сторно" и способ дополнительной записи. Тема 3.2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учета Содержание учебного материала: 2 1
1. Уровни законодательного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Нормативные документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета. ФЗ «О бухгалтерском учете». 2. Международные стандарты учета и адаптация к ним российской системы учета. Всего: 72 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экономики и бухгалтерского учета
Оборудование учебного кабинета: плакаты, годовые отчеты, рабочие места по количеству студентов
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, лицензионные программы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
О.В.Каурова Бухгалтерский учет предприятия туристской
индустрии. – М.: КНОРУС, 2010. – 240 с.
М.И. Городецкая Бухгалтерский учет и налогообложение в индустрии туризма: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 310 с.
Дополнительные источники:
Е.М.Лебедева Бухгалтерский учет: учеб.пособие для студ.сред.проф.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь: использовать данные бухгалтерского учета и отчетности в профессиональной деятельности проверка выполнения практической работы, анализ и оценка
Знать: основы бухгалтерского учета, структуру и виды бухгалтерского баланса, документы хозяйственных операций, бухгалтерскую отчетность; результативное тестирование
особенности ценообразования в гостиничном сервисе; результативное тестирование
учет и порядок ведения кассовых операций; результативное тестирование
защита индивидуальных заданий
формы безналичных расчетов; результативное тестирование
бухгалтерские документы и требования к их составлению; результативное тестирование
нормативно-правовую базу бухгалтерского учета проверка выполнения практической работы, анализ и оценка
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу
учебной дисциплины ОП.04 «Бухгалтерский учёт»
Автор – Горлова Г.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис», входящей в состав укрупнённой группы специальностей 43.00.00 «Сервис и туризм» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации работников гостиничной индустрии.
Дисциплина входит в профессиональный цикл, является общепрофессиональной.
Структура рабочей программы соответствует требованиям к рабочей программе ФИРО и включает паспорт рабочей программы, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа направлена на формирование профессиональных и общих компетенций, обеспечивает формирование обязательного минимума образования по дисциплине, рекомендована для использования в учебном процессе.
Рецензент ________________ Л.П. Урвачёва, преподаватель высшей квалификационной категории
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу
учебной дисциплины ОП.04 «Бухгалтерский учёт»
Автор – Горлова Г.В., преподаватель высшей квалификационной категории
Рабочая программа учебной дисциплины разработана для специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис», входящей в состав укрупнённой группы специальностей 43.00.00 «Сервис и туризм» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения. Программа обеспечивает формирование обязательного минимума образования по дисциплине.
Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями ФИРО по написанию рабочих учебных программ ФГОС СПО. Структура программы выдержана. Программа изложена логически правильно и последовательно.
Дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Структура рабочей программы соответствует требованиям к рабочей программе ФИРО и включает паспорт рабочей программы, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Рабочая программа направлена на формирование профессиональных и общих компетенций, которые необходимы для освоения профессиональных модулей.
Заключение: Рабочая программа по дисциплине «Бухгалтерский учёт» соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов среднего профессионального образования.
Рабочая программа и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе при подготовке специалистов среднего звена.
Рецензент: _________________ Е.А. Березина, зам. руководителя службы по персоналу ООО «Туристический сервис»