Презентация по географии Деревянное зодчество Каргополья


Деревянное зодчество КаргопольяУчитель географии Надежда Павловна Алимгалиева2014-2015 уч.год.ГБСУВУ «Няндомская общеобразовательная школа закрытого типа» На севере России в Каргопольском районе Архангельской области сохранилось много уникальных памятников деревянного зодчества. Трудно судить, что больше тому способствовало, но такие недостатки, как плохое дорожное сообщение и отдалённость неоспоримо оказали положительное влияние в данном случае. Если бы не помощь какой-нибудь группы энтузиастов или просто небезразличных людей, своими силами и на свои же деньги, поддерживающие состояние храмов, некоторые из них были бы безвозвратно потеряны. Все деревянные церкви, конечно же, памятники архитектуры, но состояние большинства из них оставляет желать лучшего. Особенно это относится к маленьким часовням и к трудно доступным церквям, оставшимся где-нибудь в лесной глуши. Тем не менее, ветхость и старина придают им какой-то особенный колорит, присущий всему, что имеет большое и интересное прошлое. Многое с течением веков сохранилось в неизменном виде в Каргопольском районе. Это Богоявленская церковь Ошевенского погоста (1787 год). Сохранилась лучше всех остальных, действующая, но открыта не всегда, и службы из-за нехватки священников проходят нерегулярно. Другой хорошо сохранившийся памятник находится в селе Саунино. Церковь Иоанна Златоуста. Ничуть не уступают по красоте и гражданские постройки. Встречаются большие избы с пятью или даже шестью окнами в ряд, с сильно выступающими вперёд свесами, на которых ещё сохранились вот такие росписи. Красная Ляга. О том, что здесь когда-то жили люди, напоминает стоящая посреди поля Сретено-Михайловская церковь 1655 года постройки. Самая старая и одновременно хуже всего сохранившаяся. По внешнему виду больше напоминает колокольню. От ансамбля Лядинского погоста остался только Богоявленский храм. Впечатляет своей конструкцией и росписью необыкновенное крыльцо. «Небо» и звезды Резные купола Колодцы с колосом всё больше становятся редкостью даже здесь. А в этом ещё можно набрать воды. Деревня Шелоховская, она же Архангело. Ещё одна интересная особенность этих мест – многие населённые пункты имеют несколько названий. Так Лядины иначе называют Гавриловская, а Саунино – Кипрово. Большая Шалга. Деревни такой давно нет, всё что осталось – это лесной островок вокруг двух церквей, деревянной и каменной, чьи голубые купола виднеются сквозь густую листву. Дерево – материал не долговечный, требующий постоянного ухода и своевременной замены. И поэтому, без необходимого внимания, северное деревянное зодчество, мы рискуем потерять. И кто знает, сколько всё это так простоит? Хотелось бы верить, что очень долго, раз уж простояло не один век. ИсточникиГрабарь, И. Э. Деревянное зодчество русского севера / И. Э. Грабарь, Ф. Ф. Горностаев // Слово : православный образовательный портал. - Режим доступа :http://www.portal-slovo.ru/art/35833.phpДеревянные колокольни Архангельской земли : на основе книги А. В. Ополовникова // Русская православная церковь. Общество церковных звонарей : сайт о колоколах, звонарях и церковных звонах России. - Режим доступа:http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page3.htmlОрфинский, В. П. Храмостроительные школы в народном деревянном зодчестве Русского Севера / В. П. Орфинский // Музей КИЖИ. - Режим доступа:http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2003/05_04.htmШургин, И. О деревянном архитектурном наследии в России  / И. Шургин // Журнальный зал "Вестник Европы". - 2004. - № 11.