МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ по дисциплине Экономика организации для студентов специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»


АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА
И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ИМСИТ
г. Краснодар
Факультет среднего профессионального образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине Экономика организации
для студентов 2 курсаочной формы обученияспециальности43.02.11 «Гостиничный сервис»
Краснодар 2016

Составитель: Ю.С. Буценко, преподаватель факультета среднего профессионального образования
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. № 475. Указания содержат общие положения, структуру, требования к оформлению, рекомендации по анализу деятельности предприятия, список рекомендуемых источников.
Содержание методических указаний разработано в соответствии с основной образовательной программой по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» «социально-экономического профиля» в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Методические указания одобрены на заседании Предметно-цикловой комиссии социально-экономического профиля, протокол от «____»______________20____г. №____.
Председатель ПЦКИ.Ю. Туманова
Методические указания утверждены на заседании Научно-методического совета академии, протокол от «____»______________20____г. №____.
Председатель НМС,
проректор по учебной работе,
профессорН.Н. Павелко

СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие положения……………………………………..……………..................................... 4
2 Структура и содержание курсовой работы………………................................................... 7
3 Методические рекомендации по написанию разделов курсовой работы…………….… 11
3.1 Методические указания по написанию теоретического раздела...………….………… 11
3.2 Методические указания по написанию аналитического раздела……………………... 11
3.3 Методические указания по выполнению рекомендательного раздела………………... 12
4 Правила оформления курсовой работы……………………………………………..…….. 13
4.1 Общие требования……………………………………...……………………………..….. 13
4.2 Нумерация страниц курсовой работы………………………………………………….... 14
4.3 Таблицы…………………………….……………………………………………………… 14
4.4 Формулы и уравнения……………………………………………………………………. 15
4.5 Ссылки на источники........................………………………………………….………….15
4.6 Оформление иллюстраций (рисунков, графиков, схем и т. д.)………………………… 16
4.7 Список использованных источников..............................……………………..………….16
4.8 Приложения……………………………………………………………………………….. 17
5 Руководство курсовой работой, порядок аттестации и оформления ее результатов....... 18
6 Программно-информационное обеспечение курсовой работы……………………...…... 21
7 Рекомендации по анализу деятельности организации……………………………...……. 22
7.1 Традиционные приемы и методы экономического анализа……………...............…….22
7.2 Система показателей эффективности производства и финансового состояния организации…………………………………………………….………………..……………. 25
Список рекомендуемых источников …………………………….………...…...……….…... 29
Приложение А Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Экономика организации» Приложение Б Примерный график выполнения курсовой работы Приложение В Образец титульного листа курсовой работы Приложение Г Образец содержания курсовой работы Приложение Д Форма основной части курсовой работы Приложение Е Образцы оформления таблиц и рисунков Приложение Ж Образец оформления списка использованных источников 1 Общие положения
Курсовая работа является неотъемлемой частью подготовки специалистов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» и является обязательным условием при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Курсовая работа представляет собой самостоятельное научно-методическое исследование одной из проблем данного курса.
Основная цель курсовой работы – систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений по дисциплине «Экономика организации», развитие творческого мышления, приобретение навыков проведения самостоятельных экономических исследований (анализ, синтез, обоснование и обобщение результатов, выработка рекомендаций и предложений, расчет их социально-экономической эффективности) на базе конкретных данных производственно-финансовой деятельности предприятия (организации, фирмы) в рыночных условиях хозяйствования.Основной задачей курсовой работы является подготовка студентов к освоению профессиональных модулей ООП по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» и овладению нижеперечисленными профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.2. Бронировать и вести документацию.
ПК 2.1. Принимать, регистрировать и размещать гостей.
ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.6. Координировать процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены.
ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service).
ПК 3.3. Вести учет оборудования и инвентаря гостиницы.
ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться следующие общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Студент должен освоить прогрессивные методы научной работы, изучить литературные источники, нормативные документы, усвоить навыки обработки статистических, плановых и отчетных данных работы организации, умело использовать технический и экономический инструментарий научно-исследовательской работы, что позволит дать объективную оценку происходящим экономическим явлениям и процессам. В работе должны быть использованы самые последние (новые) нормативно-правовые документы и статистические данные.
В процессе научно-методического исследования студент должен уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- планировать деятельность организации;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- рассчитывать цену продукции;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате проведения научно-методического исследования студент должен знать:
- сущность организации как основного звена экономики отраслей;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, основные энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования;
- формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
- аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
Общими требованиями к курсовой работе являются:
целевая направленность;
четкость построения;
логическая последовательность изложения материала;
глубина исследования и полнота освещения вопросов;
убедительность аргументаций;
краткость и точность формулировок;
конкретность изложения результатов работы;
доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;
грамотное оформление.
Тематика курсовых работ должна отвечать профилю будущей специальности студентов, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и техники и решать конкретные задачи, стоящие перед предприятиями, организациями и учреждениями. Тематика доводится до сведения студентов, приступающих к изучению дисциплины.
Примерная тематика курсовых работ приведена в приложении А. Перечень тем ежегодно дополняется, уточняется и утверждается предметно-цикловой комиссией в установленном порядке.
Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы курсовой работы вплоть до предложения своей с обоснованием целесообразности ее разработки. Закрепление за студентом темы курсовой работы производится по его личному письменному заявлению установленной формы на имя зав. отделением факультета среднего профессионального образования.
Закрепление за студентом темы и научного руководителя курсовой работы оформляется приказом ректора академии.
В целях контроля за ходом курсовой работы научный руководитель составляет график выполнения работы и доводит его до сведения студентов. В сроки, указанные в графике, преподаватель проверяет правильность выполнения отдельных разделов и соблюдение графика их выполнения. Когда курсовая работа выполнена полностью, преподаватель допускает ее к защите. До сведения студентов должны быть доведены требования, предъявляемые при защите курсовой работы. Примерный график выполнения курсовой работы приведен в приложении Б.
После сессии преподаватель сдает защищенные курсовые работы с рецензиями в деканат по реестру с указанием фамилии, инициалов студента, номера группы, наименования дисциплины и темы работы. Курсовые работы по акту списания должны быть сданы в архив академии.
Деканат обеспечивает студентов до начала выполнения работы соответствующими методическими указаниями, в которых устанавливается обязательный объем требований к курсовой работе.
2 Структура и содержание курсовой работы
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач: соединить учебный процесс с научно-исследовательской работой, расширить связи науки с производством товаров и оказанием услуг, изучить передовой опыт деятельности предприятий в рыночной сфере, в области организации, управления, планирования производства и деятельности трудовых коллективов, учета и анализа различных практических ситуаций стимулирования труда и другие вопросы, определенные учебной программой курса.Для выполнения курсовой работы очень важно правильно и своевременно определить тему и объект исследования. Раскрытие темы должно быть актуальным и отражать современное состояние и перспективы развития экономики, науки и техники. Удачно избранная, изученная и разработанная проблема в курсовой работе в дальнейшем может стать предметом более углубленного исследования выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в курсовой работе может стать организация (предприятие) любой формы собственности, где студент собирает необходимую аналитическую информацию по теме курсовой работы. В процессе ознакомления с объектом исследования целесообразно предварительно обсудить со специалистами организации значимость избранной проблемы, по которой будет проводиться исследование, выслушать их мнение, рекомендации, замечания и затем согласовать ее с научным руководителем.
После определения названия работы, объекта и предмета исследования разрабатывается рабочий план, который в дальнейшем может уточняться. План (содержание) курсовой работы обязательно согласовывается с научным руководителем.
Работа должна иметь четкий план, логически последовательно изложенное содержание, выверенную библиографию и оформленный научный аппарат.
Для этой цели необходимо составить простой, но в то же время наглядный график поэтапного выполнения работы в следующем порядке:
– выбрать тему и определить степень ее научной разработанности;
– предварительно ознакомиться с литературой по теме;
– определить объект исследования (предприятие, организацию, на базе которых предполагается проводить практико-исследовательскую работу);
– составить план работы и согласовать его с научным руководителем;
– подобрать методику исследования;
– изучить специальную литературу, статистические, плановые и отчетные данные;
– собрать и обработать фактический материал;
– проанализировать собранный материал по отдельным разделам и подразделам работы;
– обобщить результаты исследования, выработать рекомендации и мероприятия, рассчитать их экономическую эффективность;
– после получения замечаний научного руководителя доработать отдельные разделы, оформить в соответствии с требованиями курсовую работу, пройти нормоконтроль;
– подготовить схемы, диаграммы, таблицы для использования их на защите, подготовиться к защите.
Сроки выполнения отдельных этапов работы студент определяет вместе с научным руководителем. В каждом отдельном случае календарный график выполнения работы может иметь индивидуальные особенности.
За содержание и достоверность информации, выводы и рекомендации, принятые в курсовой работе, отвечает студент – автор проведенного исследования.
Выполненная в срок курсовая работа (в соответствии с требованиями) представляется научному руководителю. После одобрения руководитель допускает работу к защите.
По итогам защиты выставляется оценка, учитывающая содержание самой работы, ее оформления и защиту. Оценивается работа по следующим основным позициям:
1. Полнота, систематичность раскрытия темы, доказательность выводов, обоснованность предложенных мероприятий.
2. Качество оформления курсовой работы.
3. Самостоятельность изложения, оригинальность составленных таблиц, схем и других материалов.
4. Грамотность, стилистическая правильность текста.
5. Уверенное владение материалом при устной защите.
Объем курсовой работы должен быть в пределах 35 - 45 страниц, набранного компьютере (без приложений), формата А4 машинописного текста.
Тема, объект и предмет исследования, умение студента работать со специальной литературой определяют структурные особенности курсовой работы, которая должна быть выполнена по единой схеме. Требования единства относятся только к форме построения основных структурных частей курсовой работы, но не к содержанию. Курсовая работа должна состоять из следующих структурных частей (разделов):
титульный лист;
СОДЕРЖАНИЕ;
ВВЕДЕНИЕ (2 с.);
основная часть (разделы, подразделы);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2-3 с.);
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (15-20 работ);
ПРИЛОЖЕНИЯ (при необходимости).
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам (приложение В).
Содержание последовательно включает, начиная с введения, перечень заголовков разделов, подразделов (параграфов), пунктов (если таковые имеются) курсовой работы и приложений с указанием начальной страницы. Заголовки содержания должны в точности соответствовать заголовкам текста курсовой работы. Содержание также должно давать представление о взаимной подчиненности отдельных разделов работы. Такая подчиненность передается средствами оформления (подробнее смотри раздел, посвященный правилам оформления).
Введение должно кратко характеризовать цель работы, ее актуальность, новизну, современное состояние научной проблемы, которой посвящено исследование, степень разработанности в научной литературе. Во введении формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения, определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы, указываются объект и предмет исследования, используемые методы анализа и литературные источники.
Теоретический раздел носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов, научно-методических и законодательных материалов раскрываются понятие, сущность и экономическая природа исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к их решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента в виде концепции проекта; определяется уровень организации производства, стиль работы и применяемые методы управления, планирования, учета, формы экономического стимулирования, особенности развития техники, технологии в сравнении с передовыми формами и лучшими образцами или предприятиями страны; показывается, как практически решается на предприятиях исследуемая проблема применительно к рыночным отношениям, а также положительные и отрицательные стороны в ее решении; изучаются цели и задачи предприятия в области решения исследуемой проблемы; определяется, какая информация необходима для исследования, методы сбора и обработки этой информации; дается критическая оценка действующим методам и методикам, применяемым на предприятиях отрасли; обосновывается принятая автором методика и применяемый экономический инструментарий экономического анализа, экономико-математические методы комплексного и системного анализа и др. Обязательно раскрывается методика расчета экономической эффективности мероприятий.Аналитический раздел - это один из важнейших разделов самостоятельной исследовательской работы студента. В данном разделе работы дается глубокий анализ изучаемой проблемы и использованием различных методов исследования, включая экономико-математические. Экономический анализ должен способствовать глубокому и систематизированному раскрытию состояния проблемы, которой посвящена курсовая работа.
Экономический анализ целесообразно начинать с оценки общего состояния производственно-финансовой деятельности организации по важнейшим технико-экономическим показателям в динамике за ряд лет (объем производства и реализации, стоимость основного и оборотного капиталов, численность и качественный состав работающих, производительность труда и заработной платы, себестоимость, прибыль, рентабельность производства и продукции, показатели эффективности номерного фонда и др.) в виде сводной таблицы, дающей возможность определить состоятельность, финансовую устойчивость и ликвидность предприятия (организации). Можно собрать данные для составления обобщающих представлений о состоянии управления качеством, управления продукцией и трудом, планирования, а также организации и нормировании труда, техники безопасности и охраны окружающей среды, состоянии социально-психологического климата в коллективе, мотивации и удовлетворенности трудом работников и других показателей социального развития предприятия.
После оценки общего состояния деятельности предприятия следует акцентировать внимание на частных (конкретных) вопросах проблемы. Выявляются положительные и отрицательные моменты (с учетом которых возможен дальнейший рост), определяются возможные пути устранения узких мест в деятельности отдельных подразделений организации, им дается экономическая оценка. Формулируются выводы по результатам исследования, разрабатываются предложения и рекомендации по их внедрению в производство и во внешнюю деятельность организации. Производятся конкретные расчеты социально-экономической эффективности решений по факторам, которые обобщаются в виде выводов.
Конкретный экономический анализ должен быть насыщен формулами, таблицами, графиками, схемами, расчетами и другим наглядно-аналитическим инструментарием научного аппарата исследования.
В рекомендательном разделе студент разрабатывает предложения, обеспечивающие решение проблемы, заданной темой работы. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Они представляют систему обоснованных организационно-управленческих, технических и планово-экономических мероприятий, базой для разработки которых служит проведенный в предшествующем разделе анализ исследуемой работы, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт, выявленный в процессе разработки теоретического раздела.
На основе проведенного экономического анализа различных ситуаций и факторов проблемы студент должен сделать обобщение результатов исследования, четко определить важнейшие резервы (узкие места) в производстве предприятия, наметить мероприятия по совершенствованию деятельности трудового коллектива в области организации, управления, планирования, учета, повышения производительности, качества продукции и труда; его стимулирования; снижения издержек производства; роста прибыли, рентабельности. В качестве завершающего этапа необходимо рассчитать общую или по факторам социально-экономическую эффективность мероприятий, рекомендаций и определить основные пути и способы решения исследуемых проблем.
Заключение должно содержать обобщенные выводы по результатам исследовательской работы и предложения по улучшению ситуации на основе проведенных исследований мероприятий, расчетов социально-экономической эффективности от их внедрения в производство. Если рекомендации и предложения приняты к внедрению в организации, то следует оформить акт внедрения и один экземпляр вложить в оформленную курсовую работу.
Список использованных источников содержит наименования всех использованных источников информации в алфавитном порядке с соблюдением правил библиографического описания. При составлении списка использованных источников необходимо включать только те источники, из которых автор заимствовал отдельные мысли, цифры, факты и т.п.
Приложения. В приложениях помещают различные материалы, дополняющие и иллюстрирующие содержание основных разделов работы (таблицы, рисунки, цифровой материал, вспомогательные расчеты и другие информационные данные).
3 Методические рекомендации по написанию разделов курсовой работы
3.1 Методические указания по выполнению теоретического раздела
В теоретическом разделе студент создает логическую модель (концепцию) работы: используя полученные в процессе обучения знания и навыки, материалы лекций и практикумов по курсам специальности, целенаправленно изучая научно-техническую, методическую и нормативную литературу, он четко формулирует проблему, решаемую в работе, цель, которую он должен достичь, определяет направления предпроектного анализа, возможные проблемы, которые могут возникнуть, изучает пути их решения в проектном анализе, уточняет критерии, оценивающие уровень, достижения цели при внедрении плановых мероприятий.
В первом подразделе обычно производят общий обзор источников по проблеме, со ссылками на авторов и их труды. На их основе и с использованием знания автора формируются общие подходы к решению заданной темы, формулируется сущность решаемой проблемы, цель проектирования, критерии для оценки ее достижения.
Во втором подразделе отмечают отраслевые особенности исследуемой организации и производят структуризацию проблемы: определяются подразделения организации и внешней среды, имеющие отношение к проблеме, выделяются наиболее значимые из них, то есть формулируется система принятия решения. Определяются основные связи (материальные, трудовые, финансовые и информационные), которые необходимо проанализировать в следующем разделе для получения необходимой информации для проектных решений, выявляются основные направления разрешения проблемы и формирования механизма управления, исключающего возникновение проблемы в дальнейшем.
3.2 Методические указания по выполнению аналитического раздела
Классический подход к анализу предполагает установление эмпирических зависимостей между количественными и качественными показателями и параметрами бизнеса с одной стороны и измерителями делового успеха с другой. В рамках действительного системного подхода четко видны ограниченность и противоречивость получаемых при этом выводов: они достаточны, чтобы назвать, что может произойти в тех или иных условиях, но совершенно недостаточны, чтобы объяснить, почему это происходит, а главное, как можно на это повлиять.
Комплексный анализ организации содержит: общую характеристику организации, ее основных технико-экономических показателей и результатов финансово-хозяйственной деятельности; системное описание организации и ее прямого окружения, диагностический анализ подсистем производства и управления, экономический потенциал.
Общая характеристика дает первое представление о состоянии организации на данный момент:
общие показатели: наименование, назначение (специализация), подчиненность, организационно-правовая форма, реквизиты, размер организации (площадь, состав основных цехов, общая стоимость активной части основных фондов, численность работающих, товарный выпуск), номенклатура основной выпускаемой продукции, доля каждой группы в основном выпуске, основные потребители продукции;основные технико-экономические показатели: динамика за ряд лет объема реализованной продукции, темпов роста объемов производства, то же в натуральном выражении по группам основной продукции (услуг), численность работающих, среднегодовая стоимость основных фондов, фондоотдача, производительность труда;
показатели финансово-хозяйственной деятельности: финансовое состояние (платежеспособность, коэффициенты абсолютной ликвидности, быстрой ликвидности, общей ликвидности (покрытия), кредиторской и дебиторской задолженности, покрытия задолженности, финансовой устойчивости, банкротства, автономии);финансовые результаты;
рентабельность, оборачиваемость.
Перечень основных технико-экономических показателей, подлежащих анализу в аналитическом разделе, приведен в п. 7.2 указаний.
3.3 Методические указания по выполнению рекомендательного раздела
Рекомендательная часть работы содержит два подраздела:
Комплекс предложений и мероприятий по совершенствованию системы управления организацией.
Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий. Расчеты эффективности выполняются в процессе проектирования мероприятий с целью их оптимизации, так и в завершении проекта для подсчета эффективности его инвестирования.
В завершающем расчете эффективности проекта в целом оценивается результат комплексного управленческого решения. Управленческие решения направлены на повышение организованности производственной системы в целом или отдельных ее подсистем. Эффект от этого может быть получен как в сфере управления за счет повышения производительности и качества труда работников аппарата управления, так и непосредственно в управляемом объекте, где реализуются управленческие решения (организационный эффект), а также вне производства – в бюджетной сфере в результате рациональной бюджетной политики (в основном за счет изменения цен на продукцию), а также комплексное улучшение в результате реализации рациональных стратегий (замена рыночных связей организационными) при вертикальной или горизонтальной интеграции организации.
4 Правила оформления курсовой работы
4.1 Общие требования
Особое внимание необходимо обратить на оформление курсовой работы. Оформление текста ВКР производится в соответствии с ГОСТ 7.32- 2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
Текст работы должен быть отпечатан на компьютере на одной стороне белой бумаги размером 210297 (формат А 4), шрифтом - кегль не менее 12; межстрочный интервал – полуторный; отступ абзаца 1,25 см; шрифт - Times New Roman с автоматической расстановкой переносов, выравниванием текста по ширине, параметр «запрет висячих строк» в свойствах абзаца должен быть выключен.
Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее – не менее 20 мм; нижнее – не менее 20 мм.
Допускается вписывать в текст курсовой работы отдельные слова, формулы, условные знаки, соблюдая при этом плотность основного текста.
В содержании указываются «ВВЕДЕНИЕ», номера и названия разделов, подразделов (параграфов), «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» и «ПРИЛОЖЕНИЯ», а также страницы, на которых эти названия размещены (приложение Г). Промежутки от последней буквы названия рубрики до номера страницы заполняют отточием. Слово «стр.» не пишут.
Текст основной части курсовой работы делят на разделы, подразделы (параграфы), пункты и подпункты.
Разделы должны иметь сквозную нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы). После номера раздела точку не ставят.
Подразделы (параграфы) следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела, в который входит данный подраздел, и порядкового номера этого подраздела, разделенных точкой (например: первый подраздел второго раздела – 2.1). После номера подраздела точку не ставят.
Пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например: второй пункт первого подраздела первого раздела – 1.1.2). После номера пункта точку не ставят.
Разделы, подразделы, пункты и подпункты должны иметь заголовки, отражающие их содержание. Заголовки разделов, подразделов, пунктов печатаются с абзацного отступа с выравниванием по левому краю (приложение Д).
«СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» пишутся прописными буквами с выравниванием по центру без абзацного отступа. Заголовки разделов, подразделов, пунктов и подпунктов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной). Подчеркивать заголовки и переносить в заголовках слова не допускается. В конце заголовка точка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Наименования структурных элементов работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» служат заголовками соответствующих структурных частей курсовой работы и не нумеруются. Их следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
Расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть 2 интервала, заголовком и текстом – 2 интервала, между текстом и заголовком – 2 интервала.
Если в тексте имеются перечисления, то перед каждой позицией перечисления можно использовать:
- дефис. В этом случае текст печатается со строчной буквы и в конце каждой строки ставится точка с запятой (см. пример 1);
- арабские цифры. В этом случае позиции перечисления печатаются с прописной буквы и в конце каждой строки ставится точка (см. пример 2).
Пример 1:
Факторы внешней среды торгового предприятия целесообразно подразделить на:
- факторы прямого воздействия;
- факторы косвенного воздействия.
Пример 2:
Факторы внешней среды торгового предприятия целесообразно подразделить:
1На факторы прямого воздействия.
2Факторы косвенного воздействия.
4.2 Нумерация страниц курсовой работы
Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами по центру в нижней части листа без точки. Нумерация – сквозная, начинается с титульного листа. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию страниц работы, номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется.
4.3 Таблицы
Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями. На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте. Ширина таблицы должна соответствовать ширине текстового блока.
Таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация – сквозная в пределах всей курсовой работы. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» не пишут. Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы без абзаца, с выравниванием по левому краю, точка в конце заголовка не ставится.
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку. Если подзаголовки таблицы грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку верхнего яруса и являются самостоятельными, то они также пишутся с прописной буквы. Заголовки граф указываются в единственном числе. Следует избегать графы «№ п/п», которая в большинстве случаев не нужна. Ее используют только тогда, когда в тексте есть ссылки на эту нумерацию.
Таблицу следует размещать так, чтобы можно было читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
При переносе таблицы шапку таблицы повторяют, с левой стороны таблицы и над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если таблица переносится на следующую страницу и заканчивается, то следует сделать надпись «Окончание таблицы». Если шапка таблицы: велика, допускается ее не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.
Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставите; прочерк. Разделять заголовки и подзаголовки боковых граф диагональными линиями не допускается.
В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей, и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.
Числа в таблице, имеющие более трех цифр, должны делиться на классы по 3 цифры (например: 23 756), интервалом в 1 пробел (исключение: номера и даты). Разряды чисел в графе должны быть расположены один под другим, для этого используют выравнивание по правому краю. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.
Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без отступа, шрифтом «Times New Roman».. Допускается таблицы оформлять шрифтом меньшим, чем шрифт основного текста.
4.4 Формулы и уравнения
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они стоят в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.
4.5 Ссылки на источники
При ссылке на источник после упоминания о нем в тексте курсовой работы проставляют номер (в квадратных скобках), под которым он значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемые данные, например: [12, с. 4-5].
Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 5», (таблица 2), «по данным рисунка 3» (рисунок 1.3), «в соответствии с приложением А», (приложение Б), «... по формуле (3)».
4.6 Оформление иллюстраций (рисунков, графиков, схем и т. д.)
Все иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, чертежи, фотографии и пр.), помещенные в работе с целью придания излагаемому тексту ясности и конкретности, именуются рисунками. Каждый рисунок должен иметь название, которое помещают под ним. Рисунки нумеруются последовательно в пределах всей курсовой работы арабскими цифрами. Допускается нумерация в пределах раздела.
Иллюстрации должны иметь название. Каждая иллюстрация снабжается подрисуночной подписью (названием). Название помещают под иллюстрацией с выравниванием по центру и выполняют строчными буквами, кроме первой прописной, без точки в конце слова. Вначале пишется полностью слово «Рисунок», затем ставится тире и название иллюстрации. В тексте на иллюстрацию обязательно делается ссылка, содержащая порядковый номер, под которым иллюстрация помещена в работе.
Образцы оформления таблиц и рисунков приведены в приложении Е.
4.7 Список использованных источников
Список использованных источников, имеющих порядковую нумерацию, приводится автором в конце работы. Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзаца. Библиография оформляется на том языке, на котором опубликован или написан сам источник. Список использованных источников должен содержать перечень литературных источников и электронных ресурсов, использованных при написании работы. Все источники располагаются под номерами, после которых (перед описанием источника) делают пробел.
Расположение источников в списке должно быть следующим:
1. Официальные документы: конституция; законодательные материалы; документы, исходящие от органов представительной, исполнительной и судебной власти (законы, указы, постановления).2. Статистические сборники, ежегодники и прочие материалы статистических органов.
3. Далее в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов или названий источников (если нет авторов) перечень отечественной и зарубежной литературы по теме исследования (без подразделения по типам и видам публикаций – книги, статьи, сообщения, тезисы докладов, нормативные документы и др.). Если внутри этого перечня встречаются работы одного автора, то их следует описывать в порядке хронологии.
Сведения об источниках должны содержать фамилию и инициалы автора (если таковой имеется); полное название книги, после косой черты – данные о редакторе (если книга написана группой авторов); после тире – название города, в котором издана книга; после двоеточия – название издательства (без кавычек), после запятой – год издания, а также объем. Для некоторых городов приняты специальные сокращения: М. (Москва), СПб. (Санкт-Петербург).
При использовании статьи (главы, раздела) из книги или периодического издания необходимо указать фамилию, инициалы автора (если фамилия автора указана на титульном листе книги), название статьи (главы, раздела), после двух косых линий – название издания, где она помещена; после тире – год; после тире – номер, а также номера страниц, на которых находится данная статья.Библиографическое описание электронных информационных ресурсов представляет собой совокупность библиографических сведений, позволяющих идентифицировать электронный ресурс, которые дают возможность составить представление о содержании, характере, назначении ресурса, виде физического носителя и т.д. По режиму доступа выделяют ресурсы локального и удаленного доступа.
Библиографическое описание ресурсов Интернета содержит обязательные элементы описания: автор, дата, название, тип документа, другие данные. В области других данных указывается полный адрес для доступа к документу.
Образцы оформления списка использованных источников приведены в приложении Ж.
4.8 Приложения
В приложения рекомендуется включать материалы, которые связаны с выполненной курсовой работой, но по каким-то причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:
материалы, дополняющие работу;
промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
таблицы вспомогательных цифровых данных;
иллюстрации вспомогательного характера.
В приложения следует включать иллюстрации, таблицы, которые по объему превышают 1 страницу.
Приложения оформляют как продолжение содержания курсовой работы на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в работе. Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», его обозначения и степени.
Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность.
Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита за исключением букв I и O.
Если в курсовой работе одно приложение, то оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
5 Руководство курсовой работой, порядок аттестации и оформления ее результатов
Руководство курсовой работой осуществляет преподаватель, ведущий дисциплину «Экономика организации»;
Функциями руководителя курсовой работы являются:
практическая помощь студенту в выборе темы, разработка плана и графика ее выполнения;
рекомендации по подбору литературы и фактического материала;
систематический контроль за ходом выполнения курсовой работы в соответствии с планом;
квалифицированные консультации по вопросам содержания и последовательности выполнения работы;
информирование председателя цикловой комиссии в случае несоблюдения студентом установленного графика выполнения работы;
оценка качества выполнения курсовой работы в соответствии с требованиями.
По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет, оценивает, подписывает и оформляет письменный отзыв – рецензию на данную работу.
Законченная курсовая работа предоставляется руководителю для проверки и предварительной оценки не позднее, чем за неделю до начала экзаменационной сессии.
Руководитель проверяет работу, дает по ней письменное заключение (рецензию) и при положительной оценке содержания, допускает работу к защите. Работа, не отвечающая установленным требованиям, возвращается для доработки с учетом сделанных замечаний и повторно предъявляется в срок, указанный руководителем, но до начала экзаменационной сессии.
Защита курсовых работ является обязательной и проводится публично с участием аттестационной комиссии (не менее 2-х человек) с использованием мультимедийных технологий.
Защита курсовых работ может проводиться как на учебных занятиях, так и в ходе консультаций или в специально отведенное в расписании время.
Оценка, полученная студентом очной формы обучения по итогам защиты курсовой работы, является окончательной оценкой за курсовую работу.
При определении оценки необходимо учесть:
- качество и объем графического материала;
- качество и полноту выполнения специальных и общетехнических разделов; качество доклада студента, качество работы (обоснованность, грамотность, правильность ответов на вопросы руководителя);
- реальность курсовой работы, использование ПК.
Курсовая работа оценивается по четырех-бальной системе оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Курсовая работа оценивается на «ОТЛИЧНО», если:
- все разделы курсовой работы выполнены в полном объеме в соответствии с заданием;
- графическая часть оформлена с соблюдением требований государственных стандартов, отражает полноту проектных решений, принятых в курсовой работе;
- курсовая работа выполнена с использованием современной техники и технологии, ПК;
- доклад при защите отражает содержание работы;
- показан высокий уровень технической подготовки.
Курсовая работа оценивается на «ХОРОШО», если в основном соблюдены условия оценки на «отлично», но при этом:
- допущены отдельные терминологические неточности или недостаточно обоснованы ссылки на нормативные документы;
- принятые проектные решения в основном типовые, не отличаются новизной, отдельные разделы работы разработаны с недостаточной полнотой, но без ошибок;
- допущены отдельные исправления, помарки, неточности в курсовой работе.
Курсовая работа оценивается на «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», если в основном соблюдены критерии, предъявляемые к оценке «хорошо», но при этом:
- доклад неполно отражает основное содержание работы, упущены важные моменты в понимании существа проектных решений;
- принятые экономические решения устаревшие и недостаточно эффективны;
- в ответах на вопросы руководителя допускаются значительные ошибки;
- графическая часть не в полном объеме отражает проектные решения, разработанные в курсовой работе.
Курсовая работа оценивается на «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО», если:
- неправильные ответы на вопросы;
- содержание графической части работы не соответствует теме, доклад не отражает содержания работы.
Студент, не предоставивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.
Требования к презентации курсовой работы.
Для качественного выполнения работы необходимо соблюдать критерии оценки результатов представленных работ в презентации Power Point:
Полнота изложения информации:
- формулировка темы, указание авторства;
- формулировка цели исследования;
- ясность структуры темы - содержание;
- прослеживается логичность изложения темы по тексту;
- выделение существенных вопросов темы;
- глубина и содержательность раскрываемой темы (проблемы);
- результаты и выводы получены и соответствуют поставленной цели;
- использованные ресурсы указаны на последнем слайде.
Качество выполнения:
- разнообразие видов предоставления информации (графики, гистограммы, фотографии, таблицы, схемы, рисунки и т.п.);
- простота восприятия (дозированность информации);
- количество символов на слайде (от этого зависит желание читать текст);
- единый стиль презентации;
- оригинальность идеи представления информации;
- не более 2-3 предложений на слайде.
Сложность:
- уровень используемого программного обеспечения (использование flash-анимации, программ обработки графики и т.п.);
- навигация (удобство перехода при просмотре - гиперссылки, управляющие кнопки);
- анимация (не развлечение, а метод передачи информации, как средство привлечения и удержания внимания);
- степень мультимедийности в целом.
Общий вид:
- соблюдена стилистика текста;
- грамотность текста;
- соблюдены правила дизайна (гармония цветовой палитры и сочетания текста и фона);
- учтен размер используемых шрифтов (от этого зависит физическая возможность прочитать текст);
- смена слайдов по времени (успеть увидеть, прочитать, осмыслить).
Структура презентации:
- общий объем слайдов – не менее 7;
- 1 слайд – титульный лист, в котором отражена принадлежность к образовательному учреждению (колонтитул), тема работы, ФИО студента, ФИО руководителя, год;
- 2 слайд – ВВЕДЕНИЕ, которое содержит актуальность темы, новизну, поставленные цели и задачи работы;
- 3-6 слайды распределяются равномерно на основные части работы;
- 7 слайд – ЗАКЛЮЧЕНИЕ, которое отражает основные выводы
6 Программно-информационное обеспечение курсовой работы
При выполнении курсовой работы студент должен продемонстрировать навыки пользования современными программно-информационными средствами, знание которых будет учитываться при ее защите.
Для оформления работы необходимо использовать интегрированный офисный пакет MS OFFICE FOR WINDOWS, в состав которого входят:
– текстовый редактор MS Word для ввода, вывода, редактирования, форматирования, импортирования текстовых файлов и автоматизации процесса форматирования документов;
– электронные таблицы MS Excel, используемые для обработки статистических данных, характеризующих финансовое положение организации, для анализа динамики ее развития в результате принимаемых управленческих решений, а также для оценки эффективности принятых решений и составления прогноза на будущее;
– презентационная программа MS Power Point, предназначенная для создания слайд-шоу с использованием элементов анимации и видео, наглядно демонстрирующего особенности организационных решений. Программа позволяет строить диаграммы и древовидные графы, создавать организационные структуры, вставлять иллюстрации, делать обзор финансового состояния, обосновывать стратегию принятия управленческого решения, формировать бизнес-план, формулировать долгосрочные цели;
– система управления базами данных MS Access - для создания приложений, использующих базы данных, и для управления выводом данных.
Для написания формул в тексте работы рекомендуется использовать программу MS Equation. Для обработки больших массивов экспериментальных данных целесообразно использовать статистические и математические пакеты прикладных программ SPSS, MATCAT; STATISTIKA, которые предусматривают применение таких методов, как однофазный дисперсионный анализ, корреляция, импорт графических файлов.
Используя систему автоматизированного проектирования AVTOCAD, можно выполнить необходимые геометрические построения с применением стандартных модулей. Специализированные графические редакторы Corel Draw, PHOTOSHOP могут быть использованы для создания рисунков и иллюстраций в тех случаях, когда требуются выбор цветового оформления, гибкое масштабирование, включение в графическое поле текстовой информации, построение и редактирование двухмерных и трехмерных изображений.
Справочные системы ГАРАНТ и Консультант Плюс: Эксперт позволяют выполнить анализ правовых аспектов принятия управленческих решений.
Для анализа внешней среды при выборе альтернативных вариантов управленческих решений рекомендуется использовать средства Internet Explorer.
В курсовой работе следует отразить достижения и успехи современных информационных технологий, указать их место, роль и значение в экономической и организационной работе организаций. Необходимо также отметить и описать те разделы новых информационных технологий, которые используются в конкретной организации в соответствии с темой курсовой работы:
- АСУ- автоматизированные системы управления;
- АРМ- автоматизированное рабочее место;
- локальная сеть;
- электронная почта Е–mail;
- компьютерная сеть INTERNET и др.
7 Рекомендации по анализу деятельности организации
7.1 Традиционные приемы и методы экономического анализа
Вся экономическая информация представлена в виде различных показателей, которые должны точно и полно отражать сущность изучаемых явлений и процессов. Существует множество аналитических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность организации.
Их систематизация производится по различным признакам.
- количественные (например, объем продукции, численность работников) и качественные (производительность труда, рентабельность);- общие, т.е. используемые для всех отраслей экономики, и специфические (зольность угля, жирность молока);
- обобщающие (например, часовая выработка продукции одним работником), частные (затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида) и вспомогательные (косвенные) (количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ);
- абсолютные и относительные (соотношение двух абсолютных, выражаемое в процентах, коэффициентах или индексах);
- натуральные (масса, длина и т.д.) и стоимостные;
- факторные и результативные;
- нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные).
Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Способы и приемы анализа:
1. Традиционные (логические) способы – сравнение; относительных и средних величин; графический; группировки; балансовый.2. Способы детерминированного факторного анализа – цепные подстановки, абсолютных и относительных разниц, интегральный, логарифмирование.
3. Способы стохастического факторного анализа – корреляционный, дисперсионный, компонентный, современный многомерный факторный анализ.
4. Способы оптимизации показателей – экономико-математические методы, программирование, теория массового обслуживания, теория игр, исследование операций.
Сравнение – научный метод познания, когда неизвестное (изучаемое) явление, показатель сопоставляются с уже известными (изученными ранее) для выявления общих черт или отличий между ними.В анализе используются следующие виды сравнений:
- фактических показателей с плановыми;
- фактических показателей с нормативными;
- фактических показателей с показателями прошлых лет;
- фактических показателей с лучшими по отрасли;
- фактических показателей со средними;
- сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей;
- сопоставление различных вариантов управленческих решений;
- сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.
Различают следующие виды сравнительного анализа:
- горизонтальный – для определения отклонений от базового уровня (план, прошлый год, средний и т.д.);
- вертикальный – для изучения структуры экономических явлений или процессов;
- трендовый – для изучения относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базового года, т.е. при исследовании рядов динамики;
- одномерный – для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по одному показателю;
- многомерный – для сопоставления результатов деятельности нескольких организаций (подразделений) по широкому спектру показателей.
Метод относительных и средних величин
В анализе хозяйственной деятельности используются следующие виды относительных величин:
- планового задания – отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за 3-5 предыдущих лет;
- выполнения плана – отношение между фактическим и плановым уровнем показателя;
- динамики – деление величин показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (темпы роста или прироста), которые бывают базисными и цепными;
- структуры – относительная доля (удельный вес) части в общем;
- координации – соотношение частей целого между собой;
- интенсивности – характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде;
- эффективности – соотношение эффекта с ресурсами или затратами.
Средние величины исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.
Средние величины бывают: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и т.д.
В анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми или индивидуальными показателями.
Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.
Данный способ состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.
Используется при анализе обеспеченности организации различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д.
Графический метод. Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур).Основные формы графиков – это диаграммы. По своей форме они бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.
По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи (линейный график), контроля. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Для наглядного представления рекомендуется отображать в графической форме результаты факторного анализа.
В случае, когда действия всех факторов однонаправлены, можно использовать круговую диаграмму. Влияние каждого из факторов изображается в виде сектора круга. Сумма всех секторов (площадь круга) – совместное влияние всех факторов на изменение результативного показателя. Доля площади сектора в площади круга характеризует удельный вес влияния изменения фактора на изменения показателя.
В случае разнонаправленного влияния факторов на динамику результативного показателя рекомендуется векторная диаграмма.
Величина изменения результативного показателя под воздействием изменения конкретного фактора указывается в виде вектора. Длина вектора равна величине изменения результативного показателя. Направление - вверх, если изменение положительно, или вниз если изменение отрицательно.
Метод группировки - деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.
Группировки используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
В анализе используются следующие виды:
1) типологические;
2) структурные – для изучения внутреннего строения показателей, соотношения в нем отдельных частей;
3) аналитические (причинно-следственные) – для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.
По сложности построения группировки бывают простые и комбинированные. Нельзя строить групповые таблицы по случайному или второстепенному признакам.
Факторный анализ. Все явления и процессы хозяйственной деятельности организаций находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
Факторный анализ - методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Существуют следующие типы факторного анализа:
1. Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
2. Стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной.
3. Прямой (дедуктивный) – от общего к частному.
4. Обратный (индуктивный) – от частного к общему.
5. Одноступенчатый и многоступенчатый.
6. Статический и динамический.
7. Ретроспективный и перспективный.
Этапы факторного анализа
1 этап. Отбор факторов.
2 этап. Классификация и систематизация факторов.
3 этап. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
4 этап. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
5 этап. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).
7.2 Система показателей эффективности производства и финансового состояния организации
Таблица 1 - Показатели эффективности производства и финансового состояния организации
Основные
показатели Краткая характеристика Методика расчета
1 2 3
I. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и затрат
1. Трудовых - производительность труда Результативность труда в сфере материального производства а) выработка Отражает количество продукции, производимой в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год Отношение количества производимой продукции к затратам рабочего времени на единицу этой продукции
б) трудоемкость (Обратный показатель). Сумма всех затрат на производство единицы продукции на данном предприятии Отношение количества труда, затраченного на производство продукции, к ее объему в натуральном или стоимостном выражении
2. Материальных ресурсов - материалоемкость Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции Отношение суммы материальных затрат, включенных в себестоимость реализованной продукции, к ее объему
3. Основных фондов:
а) фондоотдача Отражает количество продукции в расчете на 1 рубль основных производственных фондов Годовой объем реализованной продукции, деленный на среднегодовую стоимость основных производственных фондов
б) фондоемкость(Обратный показатель). Отражает стоимость основных производственных фондов, приходящихся на 1 рубль объема реализованной продукции Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, деленная на годовой объем реализованной продукции
в) фондовооруженность труда Показывает оснащенность предприятия основными производственными фондами Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, деленная на среднесписочную численность
г) коэффициент интенсивности использования оборудования Характеризует эффективность использования оборудования Отношение фактического объема выпущенной продукции к установленной производственной мощности оборудования (пропускной способности)
4. Оборотных средств:
а) коэффициент оборачиваемости оборотных средств Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год) Отношение объема реализованной продукции за отчетный период к среднему остатку оборотных средств за этот же период
б) коэффициент загрузки средств в обороте (Обратный показатель). Характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на 1 рубль выручки от реализации Отношение среднего остатка оборотных средств за отчетный период к объему реализации за этот же период
Продолжение таблицы 1
1 2 3
в) длительность одного оборота Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции Число дней в отчетном периоде, деленное на коэффициент оборачиваемости оборотных средств
г) показатель отдачи оборотных средств Отражает эффективность использования оборотных средств для прибыльных предприятий Отношение прироста прибыли от реализации к средним остаткам оборотных средств
5. Инвестиции:
а) абсолютная эффективность капитальных вложений Характеризует величину отдачи от каждого рубля капитальных вложений в виде прироста либо национального дохода, либо чистой продукции, либо прибыли в зависимости от того, в каком звене народного хозяйства устанавливается эффективность Отношение прироста прибыли за счет инноваций к капитальным вложениям
Для убыточных
предприятий = Объем выпуска продукции после использования капитальных вложений × Разность себестоимости единицы продукции до и после вложений инвестиций
Капитальные вложения
б) срок окупаемости капитальных вложений Характеризует время, за которое поступления от производственной деятельности предприятия покроют затраты на инвестиции Вложения в капитал, обеспечивающие получение прибыли, деленные на чистую годовую прибыль за вычетом налогов, но с учетом амортизации
II. Показатели рентабельности
1. Рентабельность продаж (оборота) Показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции Отношение прибыли от продаж к объему продаж
2. Рентабельность имущества предприятия Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов
3. Рентабельность собственного капитала Показывает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Служит основным критерием при оценке уровня котировок акций на бирже Отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала
4. Рентабельность продукции Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции Отношение прибыли от продаж продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции
5. Рентабельность производства (общая) Характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал)
Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств
Продолжение таблицы 1
1 2 3
6. Рентабельность инвестиций Способ оценки «мастерства» управления инвестициями Отношение прибыли (до уплаты налогов) к инвестированным в предприятие средствам (сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств – определяется по балансу предприятия)
II. Показатели деловой активности
1. Общий коэффициент оборачиваемости капитала Показывает скорость оборота всех средств предприятия Отношение выручки от реализации продукции к стоимости имущества (итог баланса)
2. Коэффициент устойчивости экономического роста Характеризует устойчивость и перспективу экономического развития; показывает, какими темпами в среднем увеличивается экономический потенциал предприятия Отношение реинвестированной прибыли к средней за период величины собственного капитала и резервов
3. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала Показывает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период Отношение объема чистой выручки от реализации продукции к средней за период величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг
4. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Отражает скорость оборота вложенного собственного капитала или активность денежных средств, которыми располагают акционеры Отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала
IV Показатели платежеспособности
1. Коэффициент платежеспособности Измеряет финансовый риск предприятия Отношение собственного капитала к общим обязательствам предприятия
2. Общий коэффициент покрытия Отражает достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств (1-2) Отношение текущих активов (оборотных средств) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам)
3. Коэффициент срочной ликвидности Характеризует прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами (1 и выше) Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам
4. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств Отражает степень зависимости платежеспособности предприятия от материально-производственных затрат и запасов с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств Отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств

Продолжение таблицы 1
1 2 3
V. Показатели финансовой устойчивости
1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами Отражает наличие собственных оборотных средств предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости Отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия
2. Коэффициент маневренности Показывает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и возможности пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников (0,2 – 0,5) Отношение собственных оборотных средств к общей величине собственных средств (собственного капитала) предприятия
3. Соотношение собственных и заемных средств Показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств (менее 0,7) Отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия
Список рекомендуемых источников
Галенко В. П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 283 с. - (Высшее профессиональное образование. Экономика и управление)Генкин Б.М Экономика и социология труда [Текст]: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. – М.: Норма, 2012. – 448 с.
Горемыкин В.А. Планирование на предприятии [Текст]: учебник для вузов.-5-е изд., переработ. и доп.-М.: Высшее образование,2013. – 375 с.
Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 416 с. – (Среднее профессиональное образование)
Ефремова О.С. Охрана труда от А до Я [Текст]. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2012. – 516 с.
Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием [Текст]: учеб. пособие для вузов.-2-е изд.доп.-М.:Инфра-М,2012. – 528 с.
Когденко, В.Г. Экономический анализ [Текст]: учеб. пособие для вузов.-2-е изд., переработ. и доп.-М.:ЮНИТИДАНА, 2011. – 412 с.
Коршунов, В.В. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учебник для бакалавров. - 2-е изд., переработ. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 433 с.
Крутик, А. Б. Организация предпринимательской деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Б. Крутик, М. В. Решетова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 156 с. - (Высшее профессиональное образование. Экономика и управление).Любушин Н.П. Экономика организации [Текст]: учебник / Н.П. Любушин. – М. : КНОРУС, 2010. – 304 с.
Мокий М.С. Экономика фирмы [Текст]: учебник и практикум для бакалавров / М.С, Мокий, О.В. Азоева, В.С. Ивановский; под ред. М.С. Мокия. – М. Издательство Юрайт, 2012. – 335 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
Морозов Ю.В. Основы маркетинга [Текст]: учеб. пособие.- 6-е изд., испр. и доп.- М.: Дашков и К, 2012.- 148 с.
Овчаров, А.О. Экономика туризма [Текст]: учеб. пособие для вузов. - М. : Инфра-М, 2013. - 253 с
Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии [Текст]: Учеб.-практ. Пособие для вузов. – 3-е изд., стереотип. – М.: КноРус, 2011. – 578 с.
Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика [Текст]: учебник для вузов.-М.:ИНФРА-М, 2011. – 387 с.
Самойлович, В. Г. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / В. Г. Самойлович, Е. К. Телушкина ; под ред. В. Г. Самойловича. - М. : Академия, 2012. - 221 с.
Сафронов Н.А. Экономика предприятия [Текст]: Учебник для вузов. – М.: Дело, 2011. – 612 с.
Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учеб. пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова ; под ред. И.В. Сергеева. – 5-е изд., испр. И доп. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 671 с. – Серия: Бакалавр.
Скляренко В. К. Экономика предприятия [Текст]: учебник. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 527с.
Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент [Текст]: Учебник для вузов. – 5-у изд. – СПб.: Питер, 2011. – 496 с.
Чалдаева Л.А. Экономика предприятия [Текст]: учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева. – М. : Издательство Юрайт, 2011. – 348 с. – Серия : Бакалавр.
Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: учеб. / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 603 с.- (Высшееобразование)
Экономика предприятия [Текст]: учебное пособие / Т.А. Симунина, Е.Н. Симунин, В.С. Васильцов [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2013. – 256 с.
Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 767 с. – (Серия «Золотой Фонд российских учебников).
Экономика фирмы [Текст]: учеб. пособие / под ред. проф. А.Н. Ряховской. – М. : Магистр; ИНФРА-М, 2010. – 511 с. (Бакалавриат).
Экономика фирмы [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В.Я. Горфинкеля. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. – 685 с. – Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Экономика организации»
1.Анализ эффективности использования основных средств организации
2.Анализ эффективности использования трудового потенциала организации
3.Информационные технологии управления организацией: российский и зарубежный опыт
4.Инфраструктура организации и ее роль в обеспечении эффективной организации производства.
5.Источники образования прибыли и пути повышения рентабельности производства
6.Источники формирования и эффективность использования финансовых ресурсов организации рыночного типа
7.Качество персонала как фактор повышения конкурентоспособности организации
8.Конкурентоспособность как фактор устойчивого развития организации
9.Лизинг как источник финансирования деятельности организации
10.Лизинг основных фондов: современное состояние и перспективы развития
11.Маркетинговая и товарная стратегии организации: особенности формирования и реализации на современной этапе.
12.Методы определения и формирования производственного потенциала организации.
13.Методы планирования рабочих мест и формы рациональной организации труда в организации
14.Механизм разработки и реализации бизнес-плана инвестиционного проекта
15.Мотивация труда работников как фактор эффективного управления организацией
16.Направления повышения эффективности организации и управления предприятием
17.Направления стимулирования инновационной деятельности организации
18.Нематериальные активы как экономический потенциал организации
19.Оборотные средства как основа устойчивого функционирования организации
20.Оптимизация организационной структуры управления как фактор повышения эффективности управления организацией
21.Организационная структура предприятия и оценка ее эффективности
22.Организация и управление маркетинговой деятельностью предприятия
23.Организация материально-технического обеспечения деятельности предприятия
24.Организация работы маркетинговых служб на предприятии, их функции и экономическая роль
25.Организация, моделирование и оптимизация производственного процесса
26.Основные направления повышения производительности труда в организации
27.Основные направления совершенствования управления оборотными средствами организации
28.Основные пути повышения экономической эффективности деятельности организации
29.Основные средства как основа устойчивого функционирования организации
30.Особенности оплаты труда в организациях бюджетной сферы.
31.Особенности производственной структуры организации и прогрессивные направления ее развития
32.Особенности современных систем оплаты труда: российский и зарубежный опыт
33.Оценка ресурсного потенциала организации и эффективность его использования
34.Перспективные направления повышения эффективности деятельности организации
35.Перспективные направления повышения эффективности использования оборотных средств организации36.Перспективные направления повышения эффективности использования основных производственных фондов и производственных мощностей
37.Перспективные направления повышения эффективности использования факторов производства в организации.
38.Перспективные направления совершенствования организации труда в организации
39.Повышение эффективности использования основного капитала организации
40.Прогрессивные направления снижения себестоимости продукции и роста эффективности производства
41.Развитие персонала как инструмент управления организацией
42.Развитие службы управления персоналом в организации и ее роль в профессиональном отборе, расстановке и подготовке кадров
43.Резервы и факторы снижения затрат организации на производство и реализацию продукции
44.Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях.
45.Себестоимость продукции: понятие, показатели, источники и факторы снижения
46.Совершенствование методов мотивации персонала организации
47.Совершенствование организации труда на предприятии
48.Совершенствование организационной структуры управления предприятием
49.Совершенствование системы и технологии и управления персоналом организации
50.Совершенствование системы контроля качества услуг как фактор развития организации
51.Совершенствование системы планирования в организации
52.Совершенствование системы управления качеством продукции в организации
53.Совершенствование системы управления качеством услуг организации
54.Совершенствование управления производственным процессом
55.Совершенствование форм и методов управления организацией
56.Совершенствование формирования и использование прибыли в организации
57.Современное состояние и перспективы развития использования лизинга
58.Современные подходы к формированию материальных ресурсов организации
59.Современные способы снижения риска в практике отечественных организаций
60.Современные формы эффективного продвижения продукции на рынок
61.Оптимизация финансирования хозяйственной деятельности организации как фактор повышения ее конкурентоспособности
62.Стратегия развития организации и оценка ее эффективности
63.Сущность производительности труда организации и факторы, влияющие на ее рост
64.Управление качеством обслуживания клиентов организации сферы услуг
65.Управление качеством продукции и его значение в обеспечении спроса и предложения
66.Управление предпринимательскими рисками и методы их оценки
67.Управление человеческими ресурсами организации
68.Управление эффективностью хозяйственной деятельности организации
69.Факторы и резервы повышения производительности труда в организации
70.Факторы предпринимательского риска в деятельности российских организаций и способы их снижения
71.Формирование механизма эффективного управления финансовыми ресурсами организации
72.Формирование оборотных средств и показатели эффективности их использования.
73.Формы осуществления предпринимательской деятельности организаций в Российской Федерации: оценка состояния и перспективы развития
74.Формы стимулирования труда работников и порядок расчета заработной платы
75.Экономический механизм обеспечения конкурентоспособности продукции организации
76.Экономическое стимулирование снижения себестоимости
77.Направления совершенствования кадровой политики организации
78.Направления совершенствования управления качеством обслуживания клиентов (на примере предприятия сферы услуг)
79.Оценка управленческого персонала организации как фактор повышения качества управленческих решений
80.Перспективные направления управления человеческими ресурсами организации в конкурентной среде
81.Планирование хозяйственной деятельности как фактор повышения эффективности функционирования организации
82.Совершенствование маркетинговой деятельности организации в современных условиях хозяйствования
83.Совершенствование системы управления качеством услуг организации
84.Совершенствование управления финансовым состоянием организации в современных условиях
85.Формирование и развитие комплекса маркетинговых коммуникаций организации
86.Этика делового общения как фактор повышения эффективности функционирования организации
87.Роль и задачи службы кадров в формировании и поддержании корпоративной культуры в организации
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Примерный график выполнения курсовой работы
Этап исследования Срок
выполнения
Окончательное уточнение темы и объекта исследования с научным руководителем 01.09 – 18.09
Разработка рабочего плана и методики исследования 19.09 – 25.09
Изучение специальной литературы по теме курсовой работы и сбор конкретных данных 26.09 – 09.10
Выработка концепции работы с учетом отраслевой специфики и региональных особенностей 10.10 – 16.10
Проведение комплексного анализа деятельности организации (фирмы, организации) 17.10 – 06.11
Выработка обоснованных мероприятий и расчет их экономической эффективности 07.11 – 20.11
Представление первого варианта курсовой работы научному руководителю 21.11 – 27.11
Обсуждение курсовой работы в форме предварительной защиты 28.11 – 04.12
Устранение замечаний научного руководителя, прохождение нормоконтроля05.12 – 11.12
Подготовка к защите, разработка презентации, разработка содержания доклада, подготовка к возможным вопросам, возникающим в период защиты 12.12 – 18.12
Защита курсовой работы 19.12 – 25.12
ПРИЛОЖЕНИЕ ВОбразец титульного листа курсовой работы
Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ
Факультет среднего профессионального образования
Экономическое отделение
Курсовая работа
по дисциплине «Экономика организации»
на тему: «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА»
Специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис»
Работу выполниластудентка 2 курса
очной формы обучения
группы 15-СПО-ГС-01
Левина Лидия Юрьевна
Научный руководительпреподаватель____________Ю.С. БуценкоРабота защищена с оценкой __________________
«_____»____________________20___ г.
Краснодар 2016
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Образец содержания курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы управления качеством обслуживания клиентов гостиничного предприятия……………………………………………………... 6
1.1 Качество обслуживания клиентов как фактор потребительской привлекательности гостиничного предприятия……………………….………. 6
1.2 Механизм формирования системы контроля качества обслуживания клиентов гостиничного предприятия………………………………….……….. 13
1.3 Сущность и значение модели качества обслуживания…………………… 24
2 Анализ системы управления качеством обслуживания клиентов ООО «Гостиничный комплекс Троя»………………………………………..……….. 34
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия………………… 34
2.2 Анализ финансовых показателей предприятия…………………………… 45
2.3 Оценка методов управления качеством обслуживания клиентов предприятия…………………………………………………………..………… 51
3 Мероприятия по совершенствованию управления качеством обслуживания клиентов ООО «Гостиничный комплекс Троя»……..……….. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..……………………………… 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А Фотогалерея ООО Гостиничный комплекс «Троя»…..… 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Правила проживания в ООО Гостиничный комплекс «Троя»…………………………………………………………………….……… 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для опроса гостей ………………………………… 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Должностная инструкция руководителя отдела по качеству .................................................................................................................. 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Анкета для опроса гостей (предложение)……..…………. 94
Введение…………………………………………………..…………………………….…… 3
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Форма основной части курсовой работы


1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы
↕ (2 интервала)
1.1 Законодательное и нормативное регулирование изучаемой проблемы
↕ (2 интервала)
Текст работы
↕ (2 интервала)
1.2 Зарубежный опыт изучаемой проблемы
↕ (2 интервала)
Текст работы
4




Приложение Е
Образцы оформления рисунков и таблиц
Концепции управления маркетингом

Сбытовая концепция маркетинга
Товарная (продуктовая) концепция маркетинга

Концепция социального маркетинга
Концепция традиционного маркетинга

Концепция совершенствования производства

Рисунок 1.2 - Концепции управления маркетингом

Рисунок 1.4 – Модель маркетинга в сфере услуг 7P
Приложение Ж
Образец оформления списка использованных источников
Образцы оформления нормативных документов.
Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ ) [Текст]. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2015. – 64 с.
Примечание. Если в нормативный документ вносились изменения, дополнения, то в скобках перед источником указывается последняя редакция. Например:
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.01 № 26н (в ред. от 12.12.05 № 147н) [Текст] // Российская газета. – 2006. – 27 января.
Однотомные издания
Книги с одним, двумя и тремя авторами
Кандыбин, Ю.А. История России [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Кандыбин. – М.: Юрист, 2012. – 128 с.
Агафонова, Н.Н. Гражданское право [Текст]: учеб. пособие / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова ; под общ. ред. А.Г. Кэлпина. – М. : Юрист, 2012. – 542 с.
Книги с четырьмя и более авторами
Быков, В.Н. История России [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Быков [и др.]. – СПб. : СПбЛТА, 2011. – 231 с.
Запись под заглавием
Под заглавием описываются документы, когда автор документов не указан, а также сборники, справочники и другие документы.
Энциклопедический юридический словарь [Текст] / под общ. ред. В.Е. Крутских. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 368 с.
Сборники без общего заглавия
Гиляровский, В.А. Москва и москвичи; Друзья и встречи; Люди театра [Текст] / В. А. Гиляровский. – М. : ЭКСМО-пресс, 2011. – 638 с.
Составные части документов.
Статья из книги или другого разового издания.
Двинянинова, Г.C. Комплимент: коммуникативный статус или стратегия в дискусе / Г.С. Двинянинова // Социальная власть языка [Текст]: сб. науч. тр. – Воронеж, 2011. – С. 101-106.
Статья из сериального издания, статья из газеты.
Михайлов, С.А. Езда по-европейски: система платных дорог в России находится в начал, стадии развития [Текст] / С.А. Михайлов // Независимая газ. – 2012. – 17 июня.
Образец оформления автореферата:
Кравцов Э.К. Организация управленческого учета: опыт и проблемы: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. – М., 2006. – 24 с.
Образец оформления диссертации:
Рыжков В.Г. Проблемы учета затрат в финансовом и управленческом учете: Дис. д-ра экон. наук. – М., 2007. – 450 с.
Электронные ресурсы локального доступа.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 2006. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Электронные ресурсы Интернета.
Корпоративный проект «МАРС» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., [2015]. – Режим доступа: // http://www.mars.udsu.ru. – [Загл. с экрана].
Крутихин, И.В. Корпоративная аналитическая база данных статей: принципы организации [Электронный ресурс] / И.В. Крутихин. – Электрон. дан. – М., [2015]. – Режим доступа: // http://rckk.ru/win/inter-events/crimea2002/trud/sec1114/Doc25.HTML. – [Загл. с экрана].