Статья включает в себя аналитический материал педагогической диагностики ( по программе УМК Начальная школа 21 века) ( 1 класс)


50003778254500480695 Ткачук Е.Б.
2015-2016
Сформировнность УУД (педагогическая диагностика)
3500050000 Ткачук Е.Б.
2015-2016
Сформировнность УУД (педагогическая диагностика)

center550005880100 Сформированность универсальных учебных действий обучающихся с 1 по 4 класс. В соответствии с ФГОС в период обучения в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку , взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
МАОУ «Тунгусовская СОШ»



9000040000 Сформированность универсальных учебных действий обучающихся с 1 по 4 класс. В соответствии с ФГОС в период обучения в начальной школе осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку , взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
МАОУ «Тунгусовская СОШ»



center50005340359000050000

В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС НОО ( 2009 г.) в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умения принимать , сохранять цели и следовать им в учебной деятельности , планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку , взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и как, подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоенные учащимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные) которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Данная педдиагностика направлена не только на на осуществление проверки предметных знаний, умений и навыков, но и на проверку оценки степени овладения универсальными учебными действиями в процессе всего периода обучения школьника. Данная педагогическая диагностика ( проводимая регулярно) предусмотрена системой учебников «Начальная школа 21 века» как новая форма контроля. В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Овладение логическими действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Сформированность учебной деятельности школьников предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставления разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля. Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности: её формирование будет продолжаться в ходе дальнейшего обучения. НО своевременная оценка успешности овладения учебной деятельностью позволяет выявить трудности этого процесса , установить их причины и своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определённого новым стандартом.
Результаты педдиагностики позволяют выяснить:
Выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
Выявить способы работы, которыми овладели ученики;
Обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий , выясняющих уровень самостоятельности учащихся.
При оценивании выполнения заданий в педагогической диагностике используется не две оценки ( верно/неверно), а четыре – от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствуют о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает , В ЧЁМ ошибочность рассуждений ученика. Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им СПОСОБАМИ работы, как удерживают поставленную учебную задачу. Важно постоянно фиксировать , какие изменения происходят с ребёнком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе учитель может эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Анализ результатов педагогической диагностики готовности к школьному обучению. ( первая диагностика, конец сентября).
В классе – 11 человек. Выполняли работу: 11 человек.
Первое обследование носит комплексный характер ( содержит математические и лингвистические задания) проводится в целях установления уровня готовности первоклассника к школьному обучению.
Выделены следующие показатели готовности к школьному обучению:
- уровень общего развития;
-степень развития неречевых функций, лежащих в основе овладения грамотой –математической и лингвистической;
-наличие дочисловых представлений
- уровень развития речи.
Костецкая К. 20 б.
Козубец В. – 22 б.
Макарова А. – 14 б.
Манойленко Я. – 19 б.
Анисимов Е. – 9 б.
Жуковский И. 7 б.
Грибов Р. – 23 б.
Мальцев Д. – 5 б.
Попова В. – 24 б.
Семерня В. – 19 б.
Черченко И. – 8 б.
Показали высокий уровень : 3 чел
Показали средний уровень: 4чел.
Показали низкий уровень: 2 чел.
НЕ готовы : 2 чел.
3143253111500
Итоги первой диагностики:
ФИ №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 всего % выполнения
Анисимов Е. 1 0 0 2 1 2 2 1 9 38 %
Грибов Р. 3 3 3 3 3 2 3 3 23 96 %
Жуковский И. 2 2 0 1 1 1 0 0 7 29 %
Костецкая К. 2 2 3 3 3 3 2 2 20 83 %
Козубец В. 3 3 2 3 3 2 3 3 22 92 %
Макарова А. 1 2 1 2 3 3 1 0 13 54 %
Манойленко Я. 2 3 3 3 3 3 2 0 19 79 %
Мальцев Д. 1 1 0 0 1 1 1 0 5 21 %
Попова В. 3 3 3 3 3 3 3 3 24 100 %
Семерня В. 3 3 3 2 3 3 1 1 19 79 %
Черченко И. 2 2 2 0 1 0 1 0 8 33 %
010668000
По результатам проведённой диагностики можно сделать следующие выводы:
Зрительное восприятие, зрительно-моторная координация ( задания № 1)
Выявить умение воспроизводить (копировать) предложенную фигуру, передавать форму фигуры –
О б. – о чел.( Изображена какая-либо замкнутая линия , но не схвачена общая форма фигуры)
1 б.-4 чел. ( Общая форма фигуры схвачена плохо, существенно изменены пропорции между элементами фигуры)
2 б. -4 чел. ( изображена подобная или равная фигура, но при этом пропорции слегка изменены)
3 б. -3 чел. ( изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами в основном сохранены)
Хорошо сформировано у 64 %.
Пространственное восприятие , умения слушать и понимать задание, выполнять инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий.
ЗАДАНИЕ № 2.
НЕ справился – 1 т
Выполнен верно только 1 пункт задания – 1 чел.
Верно выполнены 2-3 пункта задания – 4 чел
Все пункты задания выполнены верно-5 чел.
Умение слушать и понимать задание, умение выполнять инструкцию. Кроме того, умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умение пересчитывать клеточки. сформировано:-82 %
Умение понять инструкцию (учебную задачу) и точно следовать ей до конца выполнения задания ( ЗАДАНИЕ № 3).
27 % - не умеют следовать инструкции
Частично справились – 9 %
Выполнили верно часть задания – 18 %
45 % - понимают задание и точно следуют инструкции
Большая часть класса понимают учебную задачу и могут выполнить, следуя инструкции.
Уровень представлений , лежащих в основе счёта, представлениях об операциях сложения, вычитания, умение правильно понять текст задачи и выполнить действия по моделированию заданной ситуации (ЗАДАНИЕ № 4)
18 % сделали попытку решить одну задачу, но неверно
9 % выполнили верно только 1 задачу, не сделав попытки выполнить другую
27 % - выполнили верно только 1 задачу
36 % -правильно поняли текст задачи и правильно выполнили её
64 % обучающихся смогли правильно понять текст задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов.
Уровень умения сравнивать два множества по числу элементов, не выполняя пересчёт, точно следовать инструкции (ЗАДАНИЕ № 5)
36 % -выполнили с ошибкой
64 % - выполнили верно
Весь класс владеет умением сравнивать два множества по числу элементов.
Умение находить основание , по которому может быть произведена классификация (ЗАДАНИЕ № 6)
9 % не приступили к выполнению задания
18 % - рассуждали , но неправильно
27 % - рассуждали математически ( по признаку 5 в одной группе, 5 в другой)
45 % - основание для классификации выбрали правильно
91 % учащихся могут наблюдать, сравнивать, но по разным признакам. Лишь 45 % определили правильную классификацию.
Сформированность фонематического слуха и восприятия ( ЗАДАНИЕ № 7)
9 % отсутствует фонематический слух и восприятие
36 % -допустили несколько ошибок
27 % -ошибочного выделения картинок нет
27 % -правильно определили наличие нужных звуков в словах.
Необходима работа по формированию фонематического слуха по различению твёрдых/мягких звуков.
Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (ЗАДАНИЕ № 8)
27 % имеют предпосылку к успешному овладению звуковым анализом
9 % - допустили лишь 1 ошибку
18 % -допустили 2 ошибки
45 % -не владеют звуковым анализом
Предстоит большая работа по формированию умений выполнять звуковой анализ слов букв .Соответствие звуков и букв.
Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (ЗАДАНИЯ № 1,2)
Мелкая моторика и зрительно-моторная координация хорошо развита у 56 %.
Выводы: 4 ( 36 %) человека вызывают тревогу. В первый класс пришли не подготовленными и им будет очень трудно осваивать изучаемый материал.
18 % ( 2 человека) ближе к низкой планке. И лишь 27 % имеют высокий уровень подготовки.
Лучше всего у детей сформировано умение точно следовать инструкции, умение сравнивать множества по числу элементов, не выполняя пересчёт.
Проблемными оказались задания на проверку состояния фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе подбора картинок с заданным звуком в названии . А также степень готовности к овладению звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове на низком уровне.
Анализ результатов диагностической работы № 2. ( Математика).
Диагностика, проводимая в середине учебного года ( в конце декабря) , сразу показала продвижение обучающихся за прошедшие полгода и позволила выяснить, что нужно изменить в обучении каждого ребёнка в последующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов первого года обучения.
В классе 11 человек, выполняли работу 10.
Диагностическая работа по математике содержит 9 заданий.
Задание № 1.
Цель: выявить умение учащихся осуществлять пошаговый контроль в процессе рисования точно такой же фигуры.
60 % задание выполнили верно
20 % - допустили неточности в изображении ( линии не всегда совпадают со стороной клетки)
30 % - изображение отдельных элементов существенно отличается от заданных
19059207500
Задание № 2.
Цель: выявить умение учащихся действовать по заданному алгоритму, ориентироваться в направлениях вверх, вниз, и вправо-влево.
Справились все.
20 % - выполнена верно большая часть задания: 4-6 шагов алгоритма из 7 предложенных или выполнены все шаги, но допущена 1 ошибка.
80 % - все шаги сделаны по порядку, задание выполнено верно.
533400-15303500 Задание № 3.
Цель: выявить умение учащихся провести классификацию множества предметов, выделить признак, по которому произведена классификация.
НЕ справились – 10 %
20 % - есть попытки провести классификацию, но при этом не все предметы подчёркнуты, но выделена верно одна из групп.
20 % - классификация проведена, выделены верно 3 группы предметов, но допущена 1-2 ошибки.
50 % - классификация проведена верно, признак связан с общей характеристикой предметов.
010668000010668000
Задание № 4.
Цель: выявить умение учащихся выполнять арифметическую запись решения задачи по заданному рисунку и выполненной модели.
Справились все.
Из них: 40 % -выполнили верно только одну запись, при этом ошибок не или выполнены верно2-3 записи, но допущены 2-3 ошибки.
20 % - выполнили верно только 2 записи, при этом ошибок нет или все 3 записи выполнены верно, но допущена 1 ошибка.
40 % - все 3 записи выполнены верно.
1524010668000
Задание № 5.
Цель: выявить умение учащихся найти ошибки в выполненной работе, сопоставив рисунок к задаче, модель задачи и арифметическую запись решения.
Не справились ( ошибки не найдены): 10 %.
20 % -найдена и исправлена только 1 ошибка, ученик не находит ошибки в моделях к задачам.
50 % - найдены и исправлены 2 ошибки.
20 % - найдены и исправлены все 3 ошибки.
38100016764000
Задание № 6.
Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в которой есть избыточное данное.
Дан неверный ответ, ученик находит, сколько стоят все цветы, не удерживает цель выполнения задания- 20 %
30 % - записана стоимость только одного цветка, который входит в букет.
50 % -выполнили верно
38100016764000
Задание № 7.
Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в содержание которой включены отношения «выше», «ниже».
Есть попытка выполнить задание, но все кубики раскрашены неверно- 10 %
40 % -задание выполнено неверно: красный кубик расположен выше синего и выше зелёного.
50 % - задание выполнено верно, кубики закрашены в правильном порядке.
38100016764000
Задание № 8.
Цель: выявить умение удерживать цель выполнения задания: выбрать записи с заданным результатом.
НЕ смог решить ни одного примера правильно и выбрать примеры с ответом 5 – 10 %
90 % - задание выполнено правильно в полном объёме.
44958011684000
Задание № 9.
Цель: выявить умение находить многоугольник в фигуре
20 % - есть попытки выполнить задание, но закрашен или обозначен контур многоугольника, который не соответствует заданному ,записан неверный ответ, превышающий число многоугольников, которые могли быть найдены на заданном рисунке.
30 % - задание выполнено верно частично: найдены только 1-2 многоугольника – они закрашены или обозначен их контур.
30 % - дан неполный ответ, который показывает, что найдены не все многоугольники.
20 % - дан верный ответ, найдены все многоугольники
38100016764000
ФИ №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 всего % выполнения
Анисимов Е. 2 2 1 1 1 3 1 3 0 14 52%
Грибов Р. 3 3 3 2 3 3 3 3 3 26 96 %
Жуковский И. 3 2 3 1 0 0 1 0 0 10 37 %
Костецкая К. 3 3 1 3 2 3 3 3 3 24 89 %
Козубец В. 3 3 3 3 3 1 3 3 2 24 89 %
Макарова А. 1 3 0 1 2 1 3 3 1 15 56 %
Манойленко Я. 1 3 2 2 2 1 1 3 2 17 63 %
Мальцев Д. - - - - - - - - - - Попова В. 3 3 3 3 2 3 3 3 1 24 89 %
Семерня В. 3 3 2 3 2 0 1 3 2 19 70 %
Черченко И. 2 3 3 1 1 3 0 3 1 17 63 %
80454514097000
Выводы по итогам выполнения диагностики:
Из проанализированных материалов видно, что хорошо сформированы умения: действовать по заданному алгоритму, ориентировка в направлениях ( вверх, вниз, вправо, влево). Учащиеся овладели счётом в пределах 10 ( 90 %), умением удерживать цель выполнения задания: выбрать записи с заданным результатом.
Также видны и проблемные разделы в освоении программного материала: наибольшую трудность вызвало умение находить многоугольник в фигуре сложной конфигурации, в работе с моделями задач, в анализе условия задаче, в умении находить ошибки в готовом решении.
Но, радует, что виден рост в развитии каждого ребёнка. Даже те, кто показал результат низкий в первой диагностике, во второй показали определённые успехи.
010668000
20 % обучающихся, довольно успешных в учёбе показали стабильность . И лишь 10 % показали результат ниже, выявив тем самым проблемы в усвоении материала. Есть над чем поработать.
Диагностическая работа № 2. Русский язык.
Выполняли работу 10 чел.
В первой диагностике было 2 задания на проверку состояния фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в названиях и на выявление степени готовности к овладению звуковым анализом. И у многих ребят эти задания вызвали затруднения.30 % выполнили безошибочно, 20 % затруднялись, 40 % выполнили со многими ошибками, 30 % даже не смогли понять задание.
Как же продвинулись учащиеся за полгода ?Задание № 1.
Цель: проверить состояние фонематического восприятия, умение ориентироваться не на буквенный , а на звуковой состав слова.
30 % - допустили 2 ошибки.
20 % - выделили звук в разных позициях, кроме одного
50 % -выполнили правильно
381000-1524000
Задание № 2.
Цель: выявить умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове ( гласные, твёрдые и мягкие согласные)
30 % -допущены 2 ошибки
30 % -допущена 1 ошибка
40 % - выполнили правильно
38100016764000
Задание № 3.
Цель: выявить умение найти в слове заданный звук.
20 % - допущены 3 ошибки и более.
30 % допущены 2 ошибки
20 % -допущена 1 ошибка
30 % -задание выполнено верно
38100016764000
Задание № 4.
Цель: выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу.
20 % - допущены 3 ошибки и более
40 % -допущены 2 ошибки
40 % - допущена одна ошибка: не отмечены первые звуки в первой или в четвёртой паре
38100016764000
Трудности в выполнении у тех ребят, которые не справились в первой диагностике.
Задание № 5.
Цель: выявить умение соотносить слово со слогоударной схемой.
60 % -допущены 2 ошибки ( на определение ударного слога)
20 %- допущена одна ошибка
20 % - выполнено верно
Учащиеся правильно делят слова на слоги, но путаются с ударным слогом!
38100016764000
Задание № 6.
Цель: выявить умение соотносить слово со слогоударной схемой, выполнять нестандартное задание.
40 % - допущены 2 ошибки
60 % - допущена 1 ошибка, связанная с тем, что ученик не увидел нестандартную задачу.
9544054318000
Задание № 7.
Цель: проверить понимание позиционного принципа русского письма: выявить умение выбрать гласную букву для обозначения гласного звука после твёрдого или мягкого согласного.
40 % -допустили 3 ошибки и более.
10 % -допущена 1 ошибка
50 % - выполнили правильно
38100016764000
ФИ №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 всего % выполнения
Анисимов Е. 1 2 0 1 2 1 2 9 43 %
Грибов Р. 2 3 3 2 3 2 3 18 86 %
Жуковский И. 1 1 0 0 1 1 0 4 19 %
Костецкая К. 3 3 1 2 1 2 3 15 75 %
Козубец В. 3 2 1 2 1 2 3 14 67 %
Макарова А. 3 2 2 1 1 1 0 10 48 %
Манойленко Я. 3 3 3 1 1 2 3 16 76 %
Мальцев Д. - - - - - - - - Попова В. 3 3 3 2 3 2 3 19 90 %
Семерня В. 1 1 1 0 2 2 0 7 33 %
Черченко И. 2 1 2 1 1 1 0 8 38 %
Уровень выполнения заданий.
010668000010668000
Выводы: Учащимися усвоен хорошо материал на фонематическое восприятие, умение проводить звуковой анализ слов.
Наибольшее затруднение вызвало задание на сопоставление слов по звуковому составу, определение ударного слога в слове.
У каждого ребёнка виден рост в развитии и усвоении программного материала.
Сравнение результатов первой и второй диагностик.( русский язык)
010668000
В данном случае сравнение не совсем объективно, т.к. по русскому языку в первой диагностике было только 2 задания.
Сравнение результатов первой и второй диагностик.( математика
)
010668000
Сравнение результатов первой и второй диагностик.( математика, русский язык)
010668000010668000
Вывод:
Как видно из результатов всех проведённых диагностик, именно русский язык вызывает наибольшее затруднение у всех учащихся. Особенно следует обратить внимание на звуко-буквенный анализ слов, деление их на слоги, определение ударного слога.
И, всё-таки каждый ученик «продвинулся» в своём развитии. У обучающихся активно идёт формирование универсальных учебных действий, метапредметный подход к обучению.