Урок по технологии (мальчики) по теме «Плетение из бересты. Изготовление декоративных бус»


Открытый урок по технологии
5 класс
Учитель технологии - Смирнов А.А. вторая квалификационная категория
Тема: «Плетение из бересты. Изготовление декоративных бус».
Цель: знакомство учащихся с народным промыслом – плетение из бересты и значением оберега в жизни человека; изготовление берестяных бус.
Задачи:
- формирование представлений о северном народном промысле – плетение из бересты и оберегом в жизни человека;
- формирование представлений о заготовке и хранении бересты;
- знакомство со свойствами бересты, инструментами для плетения;
- развитие творческой активности и самостоятельности в работе;
- воспитание трудолюбия и привитие интереса к ремёслам родного края;
- использование современных компьютерных технологий.
Методы и методические приемы:
- объяснительно – иллюстративные;
- наглядные;
- практические.
Оборудование урока:
- инструменты: ножницы, карандаши, иголка.
- материалы: берестяные полоски, бумажные полоски, нитки.
- образцы готовых изделий из бересты.
- компьютер и мультимедийный проектор.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Форма урока: урок путешествие.
Ход урока:
Организационный момент – подготовка к уроку.
Тема и цель урока.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые, члены комиссии. Меня зовут Алексей Анатольевич, этот урок технологии проведу у вас я.
- Ребята, вы, наверное, уже поняли, что у нас с вами сегодня будет необычный урок. На этом уроке мы совершим увлекательное путешествие в русскую северную деревню.
- Ребята, а вы были, когда нибудь в деревне?
- А теперь поднимите руки те, у кого есть бабушка с дедушкой, которые живут в деревне.
Молодцы! А сейчас давайте представим себе такую ситуацию, вашим дедушке с бабушкой понадобилась помощь. Кровля на крыше дома прохудилась и стала протекать. И мы решили им помочь. Мы собрали необходимый инструмент и наш трудовой десант отправился в путь. (слайд 1 )
(слайд 2 ) И вот мы приехали. (слайд 3) Для осмотра кровли, мы забрались на чердак. Осмотрев кровлю внутри, оказалось, что всё было в порядке. И вот мы с вами решили осмотреться на чердаке, а что же ещё интересного тут есть! И вдруг мы наткнулись на большой короб. Он был весь в пыли. Ребята, давайте посмотрим, что в нём! (достаю пестерь и из него вынимаю изделия из бересты) (выкл. проектор)
(При показе каждого изделия, задаю вопросы ребятам, как называется это изделие и для чего оно предназначено)
Пестерь – для переноски грибов и ягод
Корзинка – для сбора грибов и ягод;
Конфетница – для украшения стола;
Бутылка, оплетенная берестой – для переноски молока и других жидкостей;
Туес – для хранения молока;
Шаркунок – детская игрушка;
Солонки – для хранения соли;
Лапти – обувь;
Футляр для очков;
Оберег – оберегал от несчастий;
Браслет – украшение;
Бусы – украшение.
- Молодцы, ребята! Как вы думаете, из чего все эти изделия изготовлены? Правильно. Все эти изделия изготовлены из коры берёзы – бересты.
(слайд 4 ) Ребята, отгадайте загадку: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (береза )
- Ребята, скажите, как в народе называют берёзовую кору? (Береста)
- Берёза – это хвойная порода или лиственная? (лиственная)
- Скажите, что ещё относится к лиственным породам древесины? (осина, ольха, рябина, клен, дуб)
- Что относится к хвойным породам древесины? (сосна, ель, лиственница)
- Что относится к смешанным породам древесины? (таких пород нет)
Давайте по внимательнее рассмотрим бусы. Смотрите, они состоят из различных бусинок и подвески. Это красивый подарок на приближающиеся праздники! Посмотрите, на одних бусах не хватает нескольких бусинок, давайте сегодня попробуем доделать эти бусы! Для этого нам надо поподробнее узнать о бересте, о её свойствах, как и каким инструментом её заготавливали.

(слайд 5) Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. (слайд 6) Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты.
(слайд 7) Заготовка бересты - дело трудоемкое и даже опасное. Готовиться к лесным экспедициям необходимо заранее.
- Ребята, знаете ли вы в какое время года нужно заготавливать бересту? (в период сокодвижения, конец весны – начало лета)
Береста обычно прочно соединена со стволом березы, и лишь весной, во время «линяния», она без принуждения, легко отделяется от него. Именно этот временной момент используют для ее заготовки. В этот же период наблюдается сокодвижение. В Архангельской области средние сроки заготовки бересты колеблются в пределах от 15-20 мая до 15-20 июня. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания березы, времени наступления и характера весны.
После того, как бересту заготовили, приступают к её обработке, подготавливают рабочее место для плетения, очищают бересту от грязи, нарезают необходимые полоски – лычки. Для таких работ мастера имеют необходимые инструменты
(слайд 8) Итак, для работы с берестой в зависимости от вида изготавливаемых изделий применяют следующие инструменты:
ножи: нож-косяк - для разрезания бересты; небольшой нож с изогнутым лезвием - для зачистки бересты ; нож-резак, заточенный на одну сторону, с длинной рукояткой - для работы с прорезной берестой;
ножницы: для нарезания берестяных полос и обработки бересты;
шилья: круглое прямое шило со слегка притупленньх, закругленным и отполированным кончиком - для разметки по бересте; шило сапожное с квадратным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты ; плоское шило с крючкообразным изгибом -так называемое шило-кочедык (коточиг), применяемое при плетении;
линейки деревянные и металлические длиной 30, 40, 50, 60 и 100 мм, два угольника (один - без боковой стенки, как столярный);
циркули столярный и чертежный, включая так называемую «козью ножку»;
- Ребята, а теперь подумайте и скажите мне, какие инструменты понадобятся нам для изготовления берестяных бус? (ножницы, иголка, карандаш)
-На какие инструменты надо обратить особое внимание? (ножницы и иголка)
- Молодцы! Ребята, все вы прекрасно знаете, что для работы с любым инструментом существуют свои правила техники безопасности. Вот и мы с вами сегодня поговорим о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Но так как сегодня у нас необычный урок, то правила ТБ мы с вами будем не читать, а пропоем их в частушках. (слайд 9)
Я ко всяческой работе
Отношусь внимательно
Вы меня не отвлечете
Работа – увлекательна!
Ножницы я в руки взял
Буду резать материал.
Травму я не получил,
Правила ведь соблюдал!
Мне учитель говорит
Инструмент не так лежит
Концы ножниц ты сомкни
От себя их отверни!
С инструментом обращаться
Аккуратно буду я.
Ножницы всегда положим
Остриями от себя!
Засучили рукава
И работа тут пошла
Труд наш строго под охраной
Будем радовать мы маму!
Практическая работа
Учащиеся знакомятся с содержанием технологической карты по изготовлению плетеной бусины, выполняют тренировочное упражнение на плотной бумаге, вырезав полосу, длина которой в семь раз больше ширины. Затем получают полоску из бересты и изготавливают бусину в необходимой последовательности.
Последовательность конструирования бусинки:
(слайд 10)- Взять берестяную ленту шириной 8-15 мм.
- Заострить один конец ленты
- С другой стороны ленты согнуть четыре квадрата. Линии сгиба должны читаться четко.
- Первый квадратик лицевой стороной наложить на четвертый поперек
(слайд 11)- Держа левой рукой бусинку за 2 и 3 квадратики, 1 и 4 квадратики по диагонали перегибая, поднять вверх, закрывая полость бусинки
- Конец ленты по ходу к пластинкам 2 и 3 и заправить в переплетение
- Плотно затянуть, прижимая пальцами в местах перегиба.
(слайд 12)- Свободный конец ленты еще раз надо по ходу приложить к одной пластине и повторно заправить в поперечину под пластинку
- Лишнее отрезать.
Учитель осуществляет помощь в работе.
Каждый изготавливает по 2-3 бусинки, все бусинки нанизываются на нить и получаются бусы.
Ученики могут выполнить более сложный вариант украшения из нескольких бусинок разного размера и цвета. В этом случае их нужно нанизывать на нитку с помощью иголки. Бусинки можно украсить росписью кисточками.
Подведение итогов
- Приведите рабочие места в порядок
- Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке?
- вы сегодня отлично поработали на уроке, ведь работа была проделана
большая и серьёзная.
(слайд 13) Удачи в делах!