Урок «Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей»


Пояснительная записка
Изучение раздела «Технология токарных работ» является частью учебно-методического комплекта по дисциплине «Технология».
Раздел «Технология токарных работ» включает тему «Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей в трехкулачковом самоцентрирующем патроне с механической подачей резца».
В ходе изучения темы обучающиеся должны
Знать:
-технику безопасности до начала работ на станке, во время работ на станке, после окончания работ на станке;
-установку резцов на размер диаметра и заданную длину ступени по упорам.
Уметь:
-обточить ступени вала;
-обточить наружные цилиндрические поверхности.
Методическая разработка создана с целью производственного опыта построить процесс обучения обучающихся приемам выполнения токарных работ.
Тема урока :
Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей в трехкулачковом самоцентрирующем патроне с механической подачей резца.
Цели:
Обучающая цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученных при изучении раздела «Технология токарных работ»; проконтролировать уровень усвоения изученного материала .Развивающая цель: продолжить работу по формированию информационной компетентности обучающихся, умений применять полученные знания в нестандартной ситуации, навыка самоконтроля и взаимоконтроля; развитию устной речи и внимания, познавательных и творческих способностей обучающихся.
Воспитательная цель: создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и предмету в целом; продолжить работу по формированию ответственности и чувства собственного достоинства.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование, материалы и вспомогательные средства:
Токарно-винторезный станок
Трехкулачковый самоцентрирующий патрон
Заготовки (соответствующие чертежу)
Резец проходной черновой правой
Измерительная линейка
Сопутствующие учебные элементы и пособия:
-“Правила безопасности при ведении токарных работ”;
-“Устройство токарного станка”;
-“Установка заготовок в 3-х кулачковом патроне”;
-“Токарные резцы, их конструкция и назначение”;
-“Штангенциркули, их применение”.
Ход урока:
Организационный момент (Проверка готовности обучающихся к уроку).
Вступительное слово: На прошедших уроках мы с вами занимались изучением большого раздела «Технология токарных работ ». Сегодня у
нас на уроке - обобщение и систематизация изученного материала по разделу «Технология токарных работ».
Актуализация знаний по теме:
Слово преподавателя: В начале урока давайте с вами вспомним:
1.Обязанности токаря до начала работ на станке;
2.Обязанности токаря во время работы на станке;
3.Обязанности токаря после окончания работ на станке.
4.Как обработать наружные цилиндрические поверхности?
5.Как обработать торцовые поверхности?
3.Изучение нового материала:
3.1Обточить ступени вала без подрезания торцовой поверхности
-установить вершину головки резца на расстоянии от торцовой поверхности заготовки, равном сумме длин 1-й и 2-й ступеней (рис.1);

-установить стержень глубиномера на требуемый размер;
-включить станок;
-выточить круговую риску на поверхности заготовки. Отвести резец от обрабатываемой поверхности и переместить в исходное положение (рис.2).

-обточить цилиндрическую поверхность до риски. Резец 2 (рис.3) подать на требуемую глубину резания по лимбу.

-включить механизм суппорта на прямую продольную подачу и обточить заготовку;
-при подходе резца к риске на расстояние 1-2 мм выключить механизм подачи суппорта, довести резец до риски вручную, после чего отвести его от обработанной поверхности;
-обточить цилиндрическую ступень за один или несколько рабочих ходов;
-выключить станок;
-измерить диаметр и длину обработанной поверхности;
-диаметр измеряют штангенциркулем, длину ступени- линейкой;
-возвратить резец в исходное положение;
-установить вершину головки резца 2 от торца заготовки 1 на расстояние, равное длине 1-й ступени, и выточить круговую риску 3 (рис.4).

-обточить цилиндрическую поверхность 1-й ступени (рис.5).

-выключить станок и электродвигатель;
-открепить и снять заготовку и резец.
3.2 Обточить наружные цилиндрические поверхности с поджатием заготовки задним центром.
-установить и закрепить заготовку в патроне и поджать её задним центром. Этот способ применяют в тех случаях, когда вылет заготовки из кулачков патрона превышает в 3-4 раза её диаметр;
-зацентрированную заготовку 1 (рис.6а) зажать одним концом в патроне, другим концом установить в задний центр и предварительно обточить у заднего центра на длину 20-30мм;

-переставить заготовку обточенным концом в патрон, другим- на задний центр (рис. 6б) ;

-для закрепления заготовки в патроне без биения использовать расточенные кулачки;
-для предотвращения осевого перемещения заготовки при снятии стружки большего поперечного сечения применять передний центр, специальный упор или использовать уступы расточенных кулачков (рис.6в).

3.3Установка резцов на размер диаметра и заданную длину ступени по упорам.
Выдержать размер диаметров по поперечным упорам. Поперечные упоры рекомендуется применять при обработке партии детали. Первую ступень d=30мм (рис.7) обточить со снятием пробных стружек и необходимыми замерами. Не изменяя положения резца, подвести поперечные упор 2 к упору 1 на поперечных нижних салазках суппорта и закрепить его. Для обтачивания 2-й ступени d=35 мм между упорами поместить мерную плитку размером 2,5 мм, а для 3-й ступени d=42 мм- мерную плитку размером 6мм.

Для повышения точности обработки и производительности труда использовать также многопозиционный упор (рис.8), состоящий из сухаря 1, укрепленного неподвижно на нижних поперечных салазках суппорта, валика 2 с несколькими канавками, упоров 3,4, предварительно установленных по заданному для каждого из них диаметру детали, индикаторные упоры, механическое копировальное устройство и гидрокопировальный суппорт.

Выдержать заданную длину ступени по продольным многопозиционным упорам. Продольные упоры применяют при обработке партии ступенчатых деталей. После обтачивания 1-й ступени на заданную длину вывернуть, не изменяя положения резца, один и болтов 6 (рис.9) диска 4, укрепленного на барабане 5, на максимальную величину, после чего установить и закрепить упор 1 болтами 2 на направляющих станины так, чтобы винт 3 упора подошел вплотную к головке упорного болта 6. Плотность прилегания винта можно регулировать поворотом его головки 7. Повернуть в данном случае диск 4 по часовой стрелке
(на себя) на четверть оборота. После выдерживания заданной длины 2-й ступени, так же как и в первом случае, вывернуть второй болт диска до упора с винтом 3.

4.Подведение итогов урока.
Выставление оценок за урок.
5.Домашнее задание.
1.Начертите эскиз обрабатываемой детали.
2.Определите размеры и начертите эскиз заготовки на заданную деталь.