Реферат «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»



ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»









Реферат по дисциплине:

«Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»




По теме:
«Кабинет обществознания, его роль в организации урочной и внеурочной работы с учащимися. Основные требования к школьному кабинету обществознания».





Исполнитель:

Орлова Светлана Ивановна









Москва 2017 год





Содержание

1. Введение ..3
2. Необходимость правильного оформления кабинета обществознания.. 5
3. Оснащение кабинета обществознания ..7
4. Современный кабинет обществознания как средство повышения эффективности учебно-познавательной деятельности школьников.9
5. Заключение ..11
6. Список литературы12




































Введение
  Эффективность преподавания обществознания, впрочем как и любого другого учебного предмета в общеобразовательной школе, во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система. Школьный кабинет – это единая система учебного оборудования по предмету, которая выступает немаловажным звеном в обеспечении высокого уровня преподавания учебной дисциплины. Именно поэтому правильное оформление и оборудование кабинета является задачей любого учителя обществознания, желающего достичь успехов в обучении учащихся.
Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что класс только тогда перестает быть комнатой с доской, партами и учебниками, когда в него входит  учитель (1). Это действительно так, поскольку только учитель может создать в классе настоящую атмосферу учебного процесса, заставить заработать оборудование, сделав урок поистине интересным. И все же необходимо, чтобы то оборудование, которое использует учитель, отвечало бы современным требованиям и стандартам. Поэтому целью своей работы считаю необходимость осветить, каким же должен быть кабинет современного учителя обществознания, чтобы социально-гуманитарные науки увлекли и заинтересовали обучающихся.
Проблема низкого уровня оснащенности кабинетов до сих пор остается актуальной. Отсутствие учебного оборудования приводит к существенному снижению качества преподавания, невозможности достижения важных
__________________
1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 1952.
образовательных целей, перегрузке учащихся, ухудшению здоровья.
Хочется, чтобы такие проблемы разрешались успешно, чтобы наш современный учитель работал в комфортных условиях. Как приятно приходить в кабинет, который радует глаз. Хочется радовать детей не только знанием предмета, но и уютом, оригинальностью и новизной кабинета. Ведь это замечательно, когда в кабинете есть все необходимые технические средства для проведения современных интересных уроков.
Каким же должен быть кабинет современного учителя обществознания? Именно об этом и пойдет речь в данной работе.




















1. Необходимость правильного оформления кабинета обществознания.
Несмотря на внедрение новых технологий, оформление кабинета обществознания остается важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на стендах, помогает учащимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы; повышает познавательный интерес к предмету, расширяет кругозор школьников.
Проблема оформления кабинета неоднократно освещалась в педагогической и методологической литературе, однако наибольшее количество публикаций пришлось на 80-е гг. ХХ века. В первую очередь учебный кабинет должен соответствовать своему функциональному назначению, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемым к современному уроку. Половину дня дети проводят в школе. Следовательно, условия, в которых они учатся, должны быть комфортными.
        Главная задача учителя – создание условий  эмоционально-деятельностного комфорта для каждого ученика в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Когда учитель работает в комфортных условиях, когда у него под рукой весь технический и методический арсенал, тогда он может творчески подходить к уроку, тогда кабинет действительно становится его творческой лабораторией.
        Значимость школьного кабинета в учебном процессе очевидна. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. Создание учебного кабинета  как творческой лаборатории учителя – актуальная задача для многих общеобразовательных учреждений.
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися в полном соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.
Оформление учебных классов - один из важнейших методов, используемых учителями обществознания школы. Поскольку кабинет обществознания представляет собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели и принципы личностно-ориентированного и системно - деятельностного подхода. Для эффективной и плодотворной работы необходимо найти такой вариант его оформления и комплектации, который действительно помогал бы обучению учащихся. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету, являются базой осуществления преподавателем комплексного подхода к образованию, воспитанию и развитию. Занятия в кабинете должны служить активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала; формированию прочных знаний по предмету, их практическому применению.








2. Оснащение кабинета обществознания
Оснащение кабинета – это дело не только администрации, но и эстетический вкус, и профессионализм учителя, так как от него зависит подготовленность кабинета к учебному процессу.
 Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей, при этом оно должно отвечать определённым требованиям.
Требования к кабинету обществознания: наличие проекционной техники; возможность организации интерактивного диалога между учителем и учениками; подключение к Интернету и к внутришкольной сети; возможность тиражирования материалов в печатном виде.
Большое место в кабинете должно быть отведено наглядным средствам обучения (таблицы, иллюстрации, схемы, видеоильмы и др.), которые являются не только источниками информации, но помогают также управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивают новые способы передачи информации, позволяют чередовать различные виды работы (коллективные, индивидуальные, устные, письменные), расширяют возможности для самостоятельной работы учащихся и значительно облегчают воспитание культуры общения.
         Работе с учебником способствуют методические пособия, которые помогают организовать учебный процесс рационально. Это методические рекомендации к учебникам, дидактические материалы, сборники заданий и тестов, справочники и другая методическая литература. В кабинете обществознания, безусловно, должна присутствовать нормативная база (законы, кодексы, конвенции и т.д).
         Важную роль в процессе обучения играет раздаточный материал, хранящийся в кабинете (в отдельных папках по темам). Это индивидуальные карточки, тесты, контрольные, самостоятельные и практические работы. В  кабинете должны быть постоянные и сменные стенды.   К примеру, на постоянных стендах может быть символика РФ, фотографии зданий высших органов законодательной и исполнительной власти РФ и др. Сменные стенды оформляются в зависимости от темы урока или значимости мероприятия. Здесь могут помещаться рекомендации-памятки по организации и выполнению какого-либо вида работы, результаты  олимпиад,  дистанционных и других конкурсов, баллы ЕГЭ и т.д.

 




















3. Современный кабинет обществознания как средство повышения эффективности учебно-познавательной деятельности школьников
Школа сегодня – это огромный мир, живущий по своим законам и не выпадающий из общего потока жизни. Мы живем в двадцать первом веке, когда технические новинки безусловно оказывают влияние на детей. Поэтому, и учебный процесс тоже строиться с использованием ИКТ. Итак, перед нами современный учитель объясняет урок ученику двадцать первого века. И все это должно происходить в современном кабинете. Каким же он должен быть? Конечно, кабинет сейчас не мыслим без компьютера, интерактивной доски и других «чудес техники».
Современный учебный процесс настолько усложняется, идет пополнение учебными пособиями и другими формами наглядности, накопление учебной, методической литературы, то все это привело к созданию специализированных кабинетов, оборудованных для изучения отдельных дисциплин, в том числе и по истории и обществознании. Это своего рода учебно-методический центр, обеспечивающий более высокий уровень преподавания предметов и научную организацию труда учащихся и учителя.
Хочется, чтобы дети в современной школе учились с интересом и максимальной эффективностью. Сегодня просто необходимо, чтобы учитель–предметник имел навык работы на компьютере, умел использовать информационно-коммуникативные технологии.
ИКТ значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку, дают возможность подготовить презентации иллюстративного и информационного характера.   Подготовка к такому уроку становится творческим процессом.
________________________
1. Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания: учебно-методическое пособие. - М., 2014., с. 252
А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Используя компьютерные технологии, можно не только проводить уроки с использованием иллюстраций, схем, графиков, но и демонстрировать небольшие видеоролики. Учащиеся получили возможность создавать проектные работы, используя ИКТ. Расширилась и сфера внеклассной работы (например, организация правовых и экономических игр). Поэтому современный кабинет обществознания немыслим без новинок современной техники.



















Заключение
  Итак, мы выяснили, что школьный кабинет в учебном процессе играет значительную роль. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. Учебный кабинет должен соответствовать своему прямому назначению - обучать, а его техническое оснащение удовлетворять требованиям, предъявляемым к современному уроку.
Хочется верить, что в очень скором времени во всех школах России (в том числе и сельских), будет обеспечено хорошее техническое оснащение кабинетов, появятся возможности для работы в информационном пространстве. Однако, кроме оборудования кабинет еще должен быть эстетически правильно оформленным, нести полезную правовую, экономическую и другую обществоведческую информацию. А это уже задача не администрации школы, а прежде всего самого учителя, который и должен создать интересную и познавательную среду вокруг учеников, которые будут спешить на уроки обществознания.














Список литературы

Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в средней школе. - М., 1982
Калуцкая, Е. К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - С. 3-6.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 1952.
Чернов А.И. Мультимедийный кабинет истории: оснащение, содержание и перспективы развития //Преподавание истории в школе. - 2008.. - С.7-8
Шапарина, О. Н. Оформление стендов в школьном кабинете истории // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - С. 18-20. 6) Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания: учебно-методическое пособие. - М., 2014


 Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в средней школе. М., 1982; Дрига И.И. Кабинетная система в общеобразовательной школе. М., 1986; Завадье А.С. Кабинет истории в общеобразовательной школе. М., 1986; Кабинет истории и обществознания в школе: Методические рекомендации / Сост. Е.Н.Захарова. М., 1987; Козберг Г.Л., Мозгарев Л.В. Классификатор педагогической и методической информации // ПИШ. 1984. № 4; Полнер Е.Д. Комплексное применение средств обучения в кабинете истории // ПИШ. 1981. № 3; Потехин Е.В. Из опыта работы кабинета истории // ПИШ. 1986. № 6; Степанов В.П. О хранении наглядных пособий // ПИШ. 1980. № 2; Федорченко О.И. Кабинет истории и обществоведения // ПИШ. 1977. № 2.









13PAGE 15


13PAGE 141115




—ђ Заголовок 1Основной шрифт