Разработка урока по технологии на тему Способы соединения деталей из древесины


Класс: 6 Дата:
Тема раздела. Технология обработки конструкционных материалов
Тема урока. Способы соединения деталей из древесины.
Цель урока: образовательная - ознакомление со способами соединения деталей
вполдерева, шиповым соединением и на шкантах;
развивающая - формирование умений и навыков в соединении деталей;
воспитательная - воспитание трудолюбия и уважение к людям труда.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: традиционный.
Методы: объяснение, наглядно-демонстративный, инструктаж.
Форма проведения урока: фронтальная.
Наглядность: готовые изделия.
Оборудование и материалы: линейка, карандаш, угольник, ножовка, стамеска,
киянка, бруски.
Объект труда: детали с шиповым соединением.
Литература: Л.Н.Крейндлин «Столярные, плотничные и паркетные работы».

План урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
ΙΙΙ. Изложение нового материала.
ΙV. Осмысление материала.
V. Вопросы для закрепления.
VI. Вводный инструктаж.
VII. Самостоятельная работа.
VIII. Текущий инструктаж.
IX. Самостоятельная работа.
X. Заключительный инструктаж.
X Ι. Уборка рабочих мест.

Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, проверка состава класса и спецодежды.
Учитель. Здравствуйте дети. Кто сегодня отсутствует? Все ли готовы к уроку? Так хорошо. Все что мы проходили раньше, это основа тому, что мы будем проходить в будущем
Проверка домашнего задания.
Учитель. И так дети, кто скажет, чему вы научились на прошлых уроках?
Ученик. На прошлых уроках, мы научились размечать и пилить детали.
Учитель. А у кого, что лучше получается?
Ученик. У меня легче получается разметка детали.
Учитель. А ну-ка выйди и покажи нам, правильно ли ты делаешь разметку.
Ученик выходит и начинает размечать брусок.
Учитель. Скажи, почему ты размечаешь угольником, а не линейкой?
Ученик. Потому что угольником размечать быстрее и точнее. Если торец бруска кривой, то разметка с помощью линейки будет не точной.
Учитель. Правильно, молодец! Садись на свое место. Дети скажите, вот мы разметили деталь, что после разметки нужно сделать с бруском?
Ученик. Его нужно отпилить.
Учитель. Правильно. Может выйдешь и покажешь нам, как это делается?
Ученик выходит, зажимает брусок в тиски и отпиливает его.
Ученик. Вылет бруска должен быть не меньше 30 мм, чтобы было удобно пилить. Отступать от разметки надо в ненужную сторону детали, чтобы длина детали не уменьшилась.
Учитель. Хорошо молодец! Теперь садись на свое место. У вас уже есть навыки разметки и пиления древесины. Но процесс не стоит на месте, надо двигаться дальше. Когда вы подготовите все детали, их нужно будет соединить. Кто скажет, какие способы соединения дерева, вы знаете?
Ученик. Древесину можно соединить с помощью гвоздей, шурупов и клеем ПВА.
Учитель. Правильно, но помимо этих способов есть еще несколько других.
Изложение нового материала.
Учитель. Тема сегодняшнего урока «Способы соединения деталей из древесины». Мы познакомимся как еще можно соединить дерево и научимся выполнять шиповое содинение. Как вы уже сказали дерево можно соединить гвоздями, шурупами, клеем ПВА и болтами. Но есть и другие такие как, вполдерева, шиповое соединение и на шкантах. Запишите это в тетради (дерево можно соединить гвоздями, шурупами, клеем ПВА, шиповым соединением, вполдерева и на шкантах).
Вполдерева - это когда выпиливают половину толщины у двух деталей, а потом соединяют их. И в итоге получается та же толщина что и бруска. Кто хоть раз видел такое соединение?
Ученик. Я видел, такое соединение есть у основания елок.
Учитель. Хорошо молодец! Садись. Теперь срисуйте это соединение с доски.
Учащиеся рисуют соединение вполдерева.
При соединении на шкантах высверливают два отверстия и вставляют туда деревянные цилиндрические пробки.
Но самым распространенным способом является шиповое соединение. Встречается везде, с помощью него соединяют ящики, шкатулки, корпуса, крышки от столов. Оно состоит из шипа (1) и проушины(2). Элементами шипового соединения являются: у шипа это торец, боковая грань и заплечик, у проушины – торец, боковая грань и дно. Виды шипов бывают следующих видов: одинарный прямой(а), двойной прямой(в), многократный ( больше двух шипов(г)), круглый(д), «ласточкин хвост»(е). А теперь зарисуйте эти виды к себе в тетрадки.
Учащиеся рисуют виды шипового соединения
Качество шипового соединения зависит от того на сколько точно все детали подогнаны друг к другу. Между ними не должно быть никаких зазоров и щелей.
Раньше, например, когда делали ящик с шиповым соединением, то проверяли следующим образом, наливали в него воды и если он не протекал, значит, он сделан был хорошо. А вы все прекрасно знаете, что вода найдет любую щель. Представляете, как было все точно сделано, что вода даже не протекала.
Учитель ходит и смотрит, как учащиеся рисуют. Указывает на их ошибки.
А ну-ка все посмотрели на меня. Вы должно перерисовывать точно так же как на доске, сколько клеток отступили здесь столько и должны вы отступить у себя в тетрадке.
Осмысление материала. Учитель разложил на столе детали шипового соединения и учащиеся должны правильно составить части шипового соединения. Затем учитель берет несколько шиповых соединений и спрашивает у учащихся.
Учитель. Соответствуют ли эти изделия требованиям при изготовлении шипового соединения?
Ученики. Нет. Неправильно разметили, отпилили криво и долбили в сторону.
Вопросы для закрепления. 1. Где встречается соединение вполдерева? 2.Какой самый надежный способ соединения древесины и почему? 3. Какие виды шипов вы запомнили? 4. Из каких частей состоит шип и проушина? 5. Какие изделия соединяют шиповым соединением?
Вводный инструктаж. Постановка перед учащимися трудового задания (выполнение шипового соединения).
Учитель. Сейчас я вам покажу, как надо делать шиповое соединение. Берем брусок и находим у него самый ровный торец. Измеряем толщину бруска, это и будет высота шипа. Далее этот размер отмечаем на бруске, от торца. С помощью угольника проводим линии на всех четырех сторонах. Затем измеряем ширину бруска и делим ее на три части. Среднюю часть отставляем, а боковые части отпиливаем. Неровности зачищаем рашпилем. Теперь точно также размечаем другой брусок, только отпиливать и выдалбливать нужно среднюю часть, а боковые части отставить. При пилении шипа нужно отступать от разметки в бок вправо и влево. А при пилении проушины во внутрь. Всё все встают на свои рабочие места и приступают к работе.
Самостоятельная работа. Учащиеся начинают работу.

Текущий инструктаж. Демонстрация типичных ошибок допускаемых учащимися (слабо или не правильно закреплена заготовка в тисках, неточная разметка, криво отпилено…).
Самостоятельная работа. Учащиеся продолжают работу.

Заключительный инструктаж. Анализ ошибок. Общая оценка. Домашнее задание ( записи по тетр.).
Учитель. Так ребята, заканчиваем работу и подходим ко мне со своими деталями. Теперь каждый должен сам оценить свою работу. Скажите, почему вы поставили себе такую оценку?
Ученик. Потому что у моей детали кривые стороны и щели.
Учитель. Скажи, почему у тебя так получилось?
Ученик. Потому что не правильно выполнил разметку и криво отпилил.
Учитель. Хорошо, я думаю, ты правильно считаешь.
Учитель выставляет оценки.
Уборка рабочих мест.