Технологическая карта урока литературного чтения на темуЧто такое семья(2 класс)

Технологическая карта «открытого» урока
с использованием исследовательских методов в обучении, здоровьесбережения, ИКТ технологий
Дубровиной Н.И. учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское


Окружающий мир, 2 класс. УМК «Школа 21 века»
Тема урока: «Что такое семья»
Учитель: Дубровина Н.И.
Цель:
Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
Развивать речь, внимание, мышление, память,
Способствовать формированию понимания значимости семьи.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
Формировать у учащихся чувства ответственности и заботы за семью.

Тип урока: урок – исследование

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;
- умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
 регулятивные УУД:
- формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу,
-развивать умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из  учебника, справочной литературы;
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные УУД:
- развивать умения работать в парах, группах,
- внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование:


Этап урока, его цели.
Содержание учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.
Самоопределение к деятельности.
(Организационный момент)
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять».
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
Встают в круг, берутся за руки, приветствуют друг друга улыбками.
Личностные выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.

2.
Актуализация знаний.
Цель:
Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
Проверка д/з.

Организует проверку домашнего задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
1.Пересказ
Тема: «Можно ли изменить себя?»
2.Индивидуальная работа по карточкам
Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.
Постановка учебной задачи.
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Формулирование темы урока и учебных задач



Сегодня мы узнаем, что же такое семья, и какую роль она играет в жизни каждого человека. Работать будем в группах.
Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
Формулируют тему урока «Что такое семья», ставят учебную задачу.
Вспоминают правила работы в группе.
Познавательные:
уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные:
уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.
Организация исследовательской работы.

1. Класс делится на 3 группы.
Организует практическую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой.
Формулируют выводы наблюдений,
записывают выводы в соответствующие строчки своих карт.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

5.
Словарная работа

Организует коллективную работу со словарями Ушакова и Ожегова
Дети работают со словарями.
Находят объяснение слову семья


Познавательные:
Классифицировать объекты.
Коммуникативные:
Проявлять активность в коллективной деятельности.

6.
Самостоятельная работа.

Работа по учебнику
С.72
Цель.
Найти объяснение слову поколение
Даёт задание, проводит инструктаж,
организует самопроверку.
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Уточняют и расширяют свои знания о членах семьи Делают вывод
Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Личностные:
Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.
Коммуникативные:
Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

7.
Знакомство с легендой



Познавательные:
умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию

8.
Работа с пословицами
Составить из отдельных фраз пословицы о семье

Дети составляют пословицы
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

9.
Физминутка



Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

10.
Творческая работа.
Что значит для тебя семья? Нарисуй предмет, с которым ты ассоциируешь свою семью

Дети рисуют, а потом объясняют значение того, что нарисовали.
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.



Рассказ ребят о своих семьях (с использованием презентации)
Чтение стихотворения (собственного сочинения о семье)



Познавательные УУД: 
– извлечение необходимой информации из просмотренной презентации;

11.






























12.
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Цель:
А) Зафиксировать новое содержание урока.
Б) Оценить результаты учебной деятельности.
В) Согласовать домашнее задание.










Домашнее задание:
Составить рассказ на тему «Семейные традиции»
– Наш урок подходит к концу.
1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке цветными листочками. На них нужно прикрепить свои фото, а потом приклеить на наше классное древо.
Если тебе всё понравилось – листочек жёлтый, если волновался - листок красный.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – зелёный листочек.










А теперь прошу, ребятки, Быстро встаньте по-порядку. И нетрудно всем понять, Что урок пора кончать. Все старались, не ленились И многому научились.
Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.
Организует фиксирование содержания.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Организует рефлексию.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
Организует самооценку учебной деятельности.
Даёт комментарий к домашнему заданию
Выполняют задание творческого характера.
Делают самооценку своей деятельности на уроке.
Прикрепляют листочки к классному древу.
Отмечают основные позиции нового материала
и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)



Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
Убирают свои рабочие места.

Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).
Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные:
Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме












15