Урок. «Я был готов любить весь мир». Печорин как художественное открытие М.Ю. Лермонтова. 2 часа


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
«Я был готов любить весь мир» как нравственно-философский
роман М.Ю. Лермонтова
Печорин как художественное открытие Лермонтова
9 класс
литература
Учитель русского языка и литературы
КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО РК
Подольская Ирина Александровна
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ урока
Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении 1-2 главы романа;
Пробудить интерес учащихся к образу Печорина, познакомить с различными трактовками литературоведов.
Сравнить Печорина с другими персонажами, глубже раскрывая его образ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Монолог учителя с элементами беседы, выразительного чтения учащихся, работа в группах, прием «Кузовок», диаграмма ВЕННА, ДТЗ, постер, рефлексия после каждого этапа работы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Развитие монологического высказывания.
СИНТЕЗ
Литература – русский язык – информатика – искусство
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Поэт, свобода, век, деспотизм, мироощущения
ОБОРУДОВАНИЕ
Русская литература. Классика и современность: Учебник для 9 классов общеобразовательных школ / В.В. Бадиков, О.З. Имангожина, Н.М. Могилевская и др. – Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2005. – 328 с.: ил.
Русская литература. Хрестоматия: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных школ / и В.В. Бадиков, О.З. Имангожина, Н.М. Могилевскаядр. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2005.–320 с.
Мультимедийное оборудование, компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация
Портреты М.Ю. Лермонтова
Книжная выставка о (различные публикации романа)
CDS – Х/ф. «Герой нашего времени»
Иллюстрации к главе 2 «Мери», к главе «ФАТАЛИСТ»
Эпиграфы:
Как метеор, игрой судьбы случайной
Он пролетел грозою между нас. Д.С. Мережковский.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа… М.Ю. Лермонтов.
Я давно живу уже не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. М.Ю. Лермонтов.
Ключевые понятия: фабула, завязка, сюжет, психологизм, рок, фатум

Теория литературы: композиция, сюжет
Овладение посильной лексикой нравственного и философского смысла романа Лермонтова: противоборство личности и посредственности, поиск смысла жизни, суверенность личности, остаться самим собой, сберечь лучшее в себе, вызов судьбе, играть собственной жизнью ради того, чтобы разрешить мучительные сомнения, беспокойство мысли и духа, поединок добра и зла, одаренности и ничтожества… ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Исповедальность романа «Героя нашего времени»; предельная искренность признаний Печорина, его беззащитность и одиночество в романе Лермонтова;
страстная жажда идеала, согласия с миром и с собой как потаенное «я» Печорина;
поединок личности и «толпы», «героя времени» и посредственности;
Печорин и «свет» - трагическая тема романа, ее нравственно-филосфский смысл;
«самостоянье человека» (Пушкин) как итог «истории души человеческой» в романе Лермонтова;
противостояние личности и судьбы и апофеоз человеческого «я» в «Герое нашего времени».
ГЕРОЙ - умный, образованный, деятельный…
1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
Главное действующее лицо литературного произведения.
Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
ФАБУЛА – совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, то есть в том порядке, в котором о них сообщает автор, иначе говоря: фабула – это «то, что было на самом деле»; сюжет – «как об этом автор сообщил читателю»
ЭТАПЫ УРОКА
I.
Сообщение темы, целей и задач урока
«Кузовок»
Сбор по цепочки информации, что нового они узнали о личности Печорина (проверка домашнего задания).
II. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ
Монолог учителя по теме урока.
Работа в группах. Учащиеся самостоятельно анализируют текст с помощью опорных вопросов и заданий.
1 группа – Грушницкий и доктор Вернер
2 группа – Сцена дуэли
3 группа – последний абзац главы «Княжна Мери»
Вопросы и задания для 1-й группы
Почему в качестве героев, которые помогут нам лучше разобраться в Печорине, мы выбираем Грушницкого и доктора Вернера?
Что общего у Грушницкого и доктора Вернера с главным героем, что различного?
Можно ли считать Грушницкого пародией на Печорина?
Можно ли сравнить его с Ленским?
Симпатичны ли нам эти персонажи романа, увиденные сквозь призму оценки Печорина?
К чему стремиться Печорин, замышляя интригу против Грушницкого и княжны Мери?
Какие чувства испытывает Печорин, узнав о замысле драгунского офицера и Грушницкого?
Печорина очень ранить человеческая подлость, с которой он сталкивается: сравните два описания природы, докажите, что в первом случае пейзаж нейтрален, а во втором описании помогает нам понять подлинное состояние души героя.

Диаграмма ВЕННА
2-й абзац повести «Бэла» 16 мая. Начало абзаца: «Возвратясь домой, я сел верхом и поскакал в степь»
Вопросы и задания для 2-й группы
Сцена дуэли. Проанализировать эпизод ночи Печорина перед дуэлью, сравнить со стихотворением «Дума».
Подробно рассмотрите эпизод утра дуэли глазами Печорина
начало абзаца: «Я не помню утра более голубого и свежего!»,
сравните с предыдущим эпизодом и ответом Печорина доктору Вернеру «Хотите, доктор, чтобы я раскрыл вам мою душу?»
какие противоречия личности главного героя вы видите?
Перед лицом возможной смерти Печорин открывается человеком очень ранимым, уязвимым и уязвленным, чутко воспринимающим все оттенки состояния природы. Он, может быть, впервые предстает перед нами без каких бы то ни было масок и поз.
Кто из героев ведет себя достойно во время дуэли?
Удивляет ли поведение Печорина после гибели Грушницкого.
Вспомните, как вел себя Онегин в аналогичной ситуации?
Вопросы и задания для 3-й группы
Последний абзац «Княжны Мери» напоминает стихотворение «Парус». Что общего у Печорина и лирического героя стихотворения?
Дневник Тройной Записи
ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
Учащиеся в ходе сообщения в тетрадях составляют краткие конспекты, проверяют в паре с соседом по столу, уточняют, вносят добавления в работы товарищей, затем оценивают.
III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Для учителя
Структурная сложность романа Лермонтова как поиск художником композиционной формы, адекватной глубине, противоречивости, романтической загадочности печоринского характера.
Инверсия как своеобразие композиции романа.
От захватывающей событийности приключенческого сюжета («Бэла») к психологическому «портрету» героя («Максим Максимыч») и его «самопознанию» («Журнал Печорина») – постижение тайны «души человеческой», путь художественного исследования, пройденный автором вслед за своим героем. Смена повествователей ( рассказчик – Максим Максимыч – Печорин) и многожанровость (повесть – рассказ – «дневник», распадающийся на повесть и новеллы) как воплощение объективированности и психологизма («история души человеческой») образ «героя времени».
Учащиеся получают лист с сюжетом романа М.Лермонтова «Герой нашего времени».
Задание.
Восстановите хронологический порядок следования частей романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
Контрольный лист для учителя.
Сюжетный порядок Хронологический (фабульный порядок) №
Предисловие (1841г.) ко всему роману 12 1
«Бэла» Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем7 2
Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле 5 3
Переезд через Крестовый перевал 8 4
Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле 6 5
«Максим Максимыч» Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера-повествователя. 9 6
Встреча с Максимом Максимычем и Печориным во Владикавказе 10 7
Предисловие к «Журналу Печорина» С включением сообщения о том, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер 11 8
«Тамань» События в Тамани до того, как Печорин поехал на Минеральные воды 1 9
«Княжна Мери» Дневник Печорина до записи, сделанной в ночь перед дуэлью. 2 10
Окончание главы «Княжна Мери» - запись, сделанная Печориным по памяти в крепости. 3 11
«Фаталист» История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы. 4 12
ЛИСТ САМОЦЕНКИ для учащихся и учителя
«5» - 12 правильных ответов
«4» - 11-10 правильных ответов
«3» - 9-8 правильных ответов
«ЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ» - 7 и менее правильных ответов
ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

IV. РАБОТА НАД ГЛАВОЙ РОМАНА «ФАТАЛИСТ»
- Продолжается ли в романе Лермонтова тот роковой «эксперимент», на который идет Печорин в дуэли с Грушницким?
Да, еще более отчаянная игра с судьбой в «Фаталисте»…
- Распутаем загадочный сюжет «Фаталиста»… Почему этими страницами Лермонтов прервал роман, исчерпав, по-видимому, тайны печоринского «я».
Каждый ученик имеет ксерокопию главы романа М.Лермонтова «герой нашего времени» - «ФАТАЛИСТ», маркеры.
По мере работы над главой учащиеся совместно с учителем работают над постером. (см. приложение 1)
РЕФЛЕКСИЯ
Когда глава изучена, учащиеся высказывают свое мнение прикрепляя форму летучей мыши к облаку окрашенного в голубой, зеленый, черный, красный цвета, что символизирует определенные качества Печорина.
(см. приложение 2)
Ученики могут воспользоваться несколькими фигурками для выражения своих эмоций.
РЕФЛЕКСИЯ
«Сегодня на уроке»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Творческие задания

Лермонтов и музыка Ф.И. уч-ся ______________
Лермонтов и его рисунки Ф.И. уч-ся ______________
САМОАНАЛИЗ УРОКА
ЛИТЕРАТУРА
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практ. Методика: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 223с.
Конспекты уроков для учителя литературы: 9-10 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. ХIХв. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 384с. – (Конспекты уроков).
7556500-32661«Я сделался нравственным калекой»
Печорин – это портрет целого поколения, составленный воистину из пороков этого поколения, среди которых главный порок может быть охарактеризован как аморальный эгоистический эгоизм
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
381000147955
-203200258445
77584301710055

761238024765Печорин - это сверхчеловек,
который меня потряс своей энергией, силой характера, жаждой деятельности

-135255108585
7331710945515
Печорин – индивидуалист, так как это нравственная позиция, он ее считает единственно реальной, честной и соответствующей подлинной природе человека
6946900133985
45783509525
10795019685
-127000829945
7759700-17780

457200159385
Печорин – «умная ненужность»,
«лишний человек», глубоко страдающий (В.Г. Белинский)
«ВО МНЕ ДУША ИСПОРЧЕНА СВЕТОМ»

7934325582295
-593725140970
-1903095433070
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Герой нашего времени.