Урок русского языка в 8 классе для обучающихся с ОВЗ Упражнения в правописании окончаний глаголов I и II спряжения


Урок русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида
Тема урока: Упражнения в правописании окончаний глаголов I и II спряжения
Цель урока:
закрепить умения и навыки проверки безударных окончаний глаголов I и II спряжения
Задачи урока: I. Обучающие: - закреплять умение, определять спряжение глаголов по личным окончаниям; - закреплять знание о правописании личных окончаний глаголов I и II спряжения; - обобщать полученные знания по грамматической категории «Глагол».
II. Развивающие: - на основе наглядно-образного развивать логическое мышление; устойчивое внимание на основе самоконтроля учащихся; - развивать связную устную и письменную речь учащихся; - активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы; - активизировать словарный запас учащихся.
III. Воспитывающие: - пробуждать интерес к предмету, используя занимательные задания; - воспитывать аккуратность, самостоятельность; - воспитывать товарищеские взаимоотношения между учащимися класса; - воспитывать чувство удовлетворенности результатами своей работы.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки для проверки домашнего задания, тесты, раздаточный материал.

Ход урока.
Организационный момент.
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок,
Он успеха нашего исток.
А исток - начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
- Вот сейчас, ребята, подумайте и отгадайте загадку, её отгадка определит часть речи, о которой мы будем говорить на уроке
Он предметы оживляет, И в дела их привлекает. Слайд 2
Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет, И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы, Чтобы выучить...
(глаголы)
- Совершенно верно. Сегодня уроке, как вы уже догадались, мы будем продолжать изучать такую часть речи, как глагол.
- Давайте вспомним грамматические признаки глагола:
- Для этого выполните тесты: Слайды 3-8
- Что обозначает?
- Как изменяется?
- Чем является в предложении?
- Определение глагола Слайд 9
- Чего не хватает в этом определении? Слайд 10
( глаголы изменяются по лицам)
- Что такое спряжение глагола? Слайд 11

- Какие спряжения глаголов вы знаете? Слайд 12
Все эти знания о грамматических признаках глагола, я надеюсь, помогли вам справиться с домашним заданием.
- Что было задано на дом? Упр. 266 стр.187
Скучный человек
Вот человек, которого ничего не удивляет. Он много болтает, но не любит слушать других. Его не радует книга, не интересует музыка, не манит красота природы.
В жизни он ценит только то, что можно съесть или присвоить. Очень скучный человек. Жалко его и стыдно за него.
А жизнь удивительна. И каждый, если захочет, может узнать и увидеть в тысячу раз больше, чем знает и замечает.
(списать, вставить безударные личные окончания глаголов 2 лица, единственного числа)
Какое ещё правило вы должны были повторить при подготовке к выполнению домашнего задания? Слайд 13 -14
Проверка домашнего задания по группам:
Проверка упражнения, заданного на дом. Слайд 15
Чтение учеником упражнения.
Беседа по содержанию текста.
Взаимопроверка по образцу на электронной доске.

Работа у доски – 1 учащийся (выписать глаголы первого абзаца, поставить их в неопределённую форму)
Работа по карточкам (2 учащихся)
Выставление оценок.
Определение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работу в определении спряжений глаголов, правописании их окончаний.
Тема нашего урока: Упражнения в правописании глаголов 1 и 2 спряжения. Слайд 16
Цели урока: закрепить умения и навыки проверки безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений
Работа на доске и в тетрадях по теме урока. Слайд 17
Упр.272 стр.190
Морские обитатели
Плавание с аквалангом открывает нам удивительный мир.
В прозрачной глубине, прогреваемой солнцем, стайки рыбёшек. В царстве водорослей разноцветные полупрозрачные медузы. Здесь на морских лугах стада рыб. В расщелинах подводных скал раки отшельники. На волнах чайки, а в волнах дельфины.
Огромный, таинственный мир.
Задание к упражнению: вставить в предложения подходящие по смыслу глаголы движения, записать получившийся текст.
Словарная работа: Слайд 18
Акваланг (водяное лёгкое) - лёгкое водолазное снаряжение, позволяющее погружаться на глубины до трёхсот метров.
Запись слова на доске и в тетрадях.
Составление предложений со словом акваланг.
Релаксация. Гимнастика для глаз «На дне морском»
А теперь, ребята, давайте представим себя аквалангистами и погрузимся в таинственный подводный мир. Ваша задача следить глазами за движениями морских обитателей.
Письмо по памяти: Слайды 20-21
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Записать по памяти глаголы, определить спряжение этих глаголов.
Игра «Сердце».
Ребятам предложены карточки с глаголами в форме третьего лица единственного числа. На доске – изображение сердца. Одна половинка сердца красная, другая – чёрная.
- Прочитайте слово на карточке, определите спряжение, прикрепите к изображению сердца. Если глагол называет положительное качество человека, прикрепите к красной половине, если отрицательное – к черной половинке сердца.
- Какие окончания имеют глаголы первого спряжения, второго спряжения?
Творческое задание.
- У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой напечатано начало предложения. Предлагаю вам закончить предложения, используя слова, которые мы использовали во время игры.
1. Настоящий друг тот, кто… … … .2. Не вызывает симпатии человек, который ……… .
3.Достоин уважения человек, который … … … .
4. Угрюмый человек тот, который … … …
5. Некрасиво выглядит человек, который … … … .
6. Человек, живущий ради других … … … .
7. Человек, который прощает обиду … … … .
8. Я хотел бы иметь друга, который … … …
9. Невоспитанный человек тот, который … … ….
- Прочитайте, что у вас получилось. Назовите личные окончания глаголов первого спряжения, второго спряжения.
Работа по учебнику.
Найдите в учебнике упражнение 276 на странице 193.
- Прочитайте текст.
Вам не кажется странным, что многие человеческие черты мы определяем звериными?
Про молчаливого ты скажешь «немой как рыба». Разговорчивого охарактеризуешь « болтлив как сорока». А упрямому бросишь « упрям как осёл». Бывает обидно, когда вы заплачете, а вас просят не лить крокодиловы слёзы.
Мы, люди, перекладываем свои недостатки на животных. Лучше станем брать с них пример. Будьте храбрыми, как львы, гордыми, как орлы, трудолюбивыми, как муравьи.
( По М. Федотовой)
- Какие черты характера вы хотели бы воспитать в себе?
Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Чем мы с вами занимались на этом уроке? Что вспомнили, закрепили? Слайд 22
Рефлексия. Слайд 23-24
Окончен урок, и выполнен план. Слайд 25
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Литература
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида - М.: Просвещение, 2006 г.
Павликовская Н.И. Мастер-класс учителя русского языка –Издательство «Глобус» 2009 г.
Доверяет
____________
Ссорится
___________
Помогает
____________
Лукавит
___________
Понимает
____________
Сердится
____________
Прощает
____________
Грубит
____________Сопереживает
_____________
Индивидуальные карточки
Вставь пропущенные безударные окончания глаголов.
Определи спряжение.
Мы лома…м, ты руга…шь, ты хвал…шь; вы спор…те.
Вставь пропущенные безударные окончания глаголов.
Определи спряжение.
Он теря…т, он наход…т, они лов…т, они отпуска…т.
Тесты1.Глагол – это часть речи, которая обозначает:а) действие предметаб) признак предметав) предмет.
2. Глаголы изменяются:а) по падежамб) временам и числамв) лицам и родам
3. В предложении глагол обычно бывает:а) подлежащимб) второстепенным членомв) сказуемым