РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного курса по географии «Картография и топография – «альфа» и «омега» географии» для 7 класса.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 11 г.о. Самара


РАССМОТРЕНА

методическим объединением учителей общественно-научных предметов методического совета МБОУ гимназии № 11 г.о. Самара
протокол от ______________
СОГЛАСОВАНА

методическим советом МБОУ гимназии № 11 г.о. Самара
протокол от ___________________
УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ
гимназии № 11 г.о. Самара
от ____________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса по географии
«Картография и топография – «альфа» и «омега» географии»
7 класс
Программа составлена: учителем географии Н.Л. Драгуновой
Программа проверена: заместителем директора по учебно-воспитательной работе Т.Н. Амосовой



г. Самара, 2015
1. Пояснительная записка

Актуальность курса. 
Ни одна сфера человеческой деятельности  не обходится сегодня без применения географических карт. Требуются они как в повседневной, так и в профессиональной деятельности. Умение читать картографические изображения необходимо современному человеку. Многообразны направления практического использования географических карт и топографических планов местности - общее ознакомление и изучение по ним территорий, в том числе и родного края; ориентирование на суше и океане, в походах и экспедициях, при движении войск и транспорта и т. д. Картографические модели используются в различных отраслях хозяйства - инженерном проектировании, строительстве путей сообщения, трубопроводов, атомных станций и градостроительстве, при разработке планов развития экономики и культуры, освоения территории, их целенаправленного преобразования. Карты необходимы и при разведке и эксплуатации природных богатств, планировании и размещении производительных сил, для отображения результатов научных исследований и практической деятельности географии, геологии и других наук о Земле.
Курс «Картография и топография – «альфа» и «омега» географии» представляется важным и необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике.
Содержание курса позволяет познакомить обучающихся с профессией картографа и топографа, востребованной во многих отраслях нашей экономики: строительстве, геологоразведке, геофизике, космической геодезии, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. Помогает ребятам определиться с выбором экзаменов в форме ОГЭ.
Цели и задачи курса:
1) учиться видеть в картах точные модели окружающего мира;
2) познакомить с основными видами и типами карт; их свойствами и применением их на практике; познакомить с элементами картографического метода;
3) учить навыкам работы с картами и топографическими планами, их взаимного сопоставления и анализа;
4) формировать систему картографических знаний как компонента научной картины мира;
5) раскрыть сущность и свойства географической карты, как модели действительности, построенной по строгим
математическим законам;
6) учить читать карты и «снимать» с них необходимую информацию;
7) правильно использовать картографический материал в практической деятельности и различных жизненных ситуациях;
8) учить составлять несложные картографические произведения на основе различных источников информации;
9) познакомить с историей картографии, различными видами карт;
10) познакомить с основными задачами топографии, с основными методами изучения земной поверхности;
11) показать связь топографии и картографии; познакомить с профессиями людей, связанными с этими науками и условиями их работы;
12) познакомить с картографическими и топографическими условными знаками и способами картографического изображения;
13) раскрыть практическое значение умения пользоваться топографической картой в различных условиях;
14) познакомить с различными способами определения расстояний по карте (линейкой, циркулем-измерителем, полоской бумаги и т.п.);
15) учить решать задачи по карте и топографическому плану, в том числе, требующих самостоятельного поиска;
16) формировать картографическую грамотность и географическую культуру;
17) расширить и углубить картографические знания обучающихся, полученные в курсах школьной географии.

2. Общая характеристика курса
Курс «Картография и топография – «альфа» и «омега» географии» формирует у обучающихся систему картографических знаний, необходимых людям в современном обществе, где картография играет важную роль как держательница пространственной информации о природе, обществе и их взаимодействии, и как распорядительница ею. Наличие точной достоверной картографической информации определяет эффективность хозяйственных решений, успех научных исследований, правильный выбор путей достижения экологического равновесия, решения разного рода конфликтных ситуаций, предупреждения неблагоприятных явлений. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы курса структурировано в три раздела: «История, роль и значение картографии», «Топографические работы в географии» и «Географическая карта – основа науки география », в рамках содержания которых, выделяются отдельные темы, выделено время на выполнение тематических практических работ и проектную деятельность.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Предметные результаты обучения
Учащийся научиться:
- объяснять значение понятий курса;
- работать с различным картографическим материалом самостоятельно и под руководством учителя;
- называть отличия географических карт и топографических планов;
- объяснять, для чего изучают картографию и топографию;
- называть основные способы построения карт;
- объяснять связи картографии с другими науками: математикой, геодезией, географией, геологией,
техникой и автоматикой, архитектурой;
- решать практические задачи по картам и планам с использованием приборов - циркуля, транспортира,
- называть и объяснять современные методы и компьютерные технологии, используемые при создании топографических планов и географических карт;
- объяснять различия основных видов картографических проекций - равновеликих, равнопромежуточных и произвольных;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом и измерительными приборами;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- определять местоположение на карте географических объектов по их географическим координатам;
- наносить на контурную карту географические объекты по их географическим координатам;
- читать и анализировать тематические карты атласа;
- прогнозировать изменения на картах страны и региона, объяснять их причины;
- работать с различными источниками информации, в том числе интернет;
- строить профиль;
- определять азимуты, румбы;
- определять направления и расстояния по топографическим картам;
- измерять высоты, глубины, длину рек и дорог по топографическому плану и карте;
- читать аэрофотоснимки и космические снимки;
- строить простейшие планы и карты;
- решать задачи, в том числе олимпиадного уровня.

Метапредметные результаты обучения.
Учащийся научиться:
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- организовывать свою познавательную деятельность определять ее цели и задачи, выбирать способы
достижения целей и применять их, оценивать результаты своей деятельности;
- вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию,
сохранение, передачу и презентацию;
- работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты
разных видов (описательные, объяснительные);
- ставить учебные задачи;
- вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
- выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
- систематизировать и структурировать информацию;
- владеть навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно
коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;
- представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
- работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования географических и картографических объектов, исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять
рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию,
диалог;
- овладеть на уровне общего образования законченной системой картографических знаний и умений,
навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения.
У учащихся будут сформированы и получат дальнейшее развитие:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостное мировоззрение, соответствующие современному уровню развития картографической науки и общественной практики;
- гражданская позиция к этно-культурным ценностям народов России, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- взаимодействие с людьми, работы в коллективе, умения ведение диалога и дискуссии, выработка общего решения;
- ориентирование в окружающем мире, выбор цели своих действий и поступков, принятия ответственных
решений.

4. Содержание курса
Введение (1 час)
Понятие о географической картографии. Топография и картография – «альфа» и «омега» географии.
Раздел 1. История, роль и значение картографии (12 часов).
Тема № 1. История картографии (6 часов)
История зарождения и развития топографии и картографии. Профессии «картограф» и «топограф». Картография новейшего времени. Международное картографическое сотрудничество. Топография как основа картографического произведения. Современные методы создания карт. Компьютерные технологии, используемые при создании топографических планов и географических карт.
Практическая и проектная деятельность. Защита проектов по теме занятия.
Тема № 2. Роль и значение картографии (6 часов)
Значение картографии в Великой Отечественной войне 1941/1945 гг. Значение картографии в современном обществе. Связи картографии с другими науками: математикой, геодезией, географией, геологией, техникой и автоматикой, архитектурой.
Практикум. Экскурсия в Самарский государственный архитектурно-строительный университет (Сам ГАСУ).
Раздел 2. Топографические работы в географии (15 часов)
Понятие план местности и его отличие от карты. Топографические знаки.
Инструментальные и глазомерные съемки при составлении плана местности. Инструменты, необходимые для выполнения плана местности (рулетка, компас, визирная линейка). Методика работы с простейшими инструментами по выполнению плана местности.
Работа с планом местности. Профиль рельефа. Описание местности отображенной на плане. Определение направлений и расстояний по топографическим картам. Азимут, румбы.
Практические работы. 1. Использование условных знаков при чтении и вычерчивании плана местности. Составление плана по сюжету сказки «Три поросенка». 2. Составление простейших планов местности – плана школьного двора. 3. Маршрутная и полярная съемка местности (план пришкольного участка). 4. Выполнение профиля рельефа по заданной линии на плане местности. 5. Решение задач с использованием плана местности. 6. Решение задач на построение и определение азимутов и румбов, в том числе олимпиадного уровня. 7. Азимут, движение по азимуту (работа на местности - площадь Куйбышева).
Раздел 3. Географическая карта – основа науки география (40 часов)
Тема № 1. Карта, аэрофотоснимок, космический снимок (5 часов)
Понятия карта и снимок. Аэрофотоснимки - фотографические изображения, получаемые с летательных аппаратов. Космические снимки.
Использование географических и топографических карт в практической деятельности.
Практическая работа. Наглядное знакомство с картографическими произведениями - планами, картами, снимками. Анализ, чтение, сравнение. Проектная деятельность. Защита проектов по теме занятия.
Тема №2. Виды и типы географических карт и атласов (3 часа).
Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические карты. Деление карт по назначению: научно-справочные, технические, навигационные, культурно-просветительные. Классификация карт по территории, тематике, назначению, формату. Национальные и региональные атласы.
Практические работы. 1. Чтение и анализ тематических карт. 2. Составление географических описаний по тематическим картам атласа.
Тема № 3. Масштаб, проекция, система координат географических карт (10 часов)
Математическая основа карт. Масштаб, виды масштабов. Различие карт по масштабам. Использование масштаба при измерениях по картам и нанесении объектов на карты и планы, решении задач.
От глобуса к карте. Искажения, возникающие при переходе сферической поверхности Земли к плоскости карты. Картографические проекции. Школьные карты, составленные в различных проекциях. Ошибки, возникающие на картах в результате использования различных проекций.
Параллели и меридианы. Широта и долгота. Система координат на географических картах.
Практические работы. 1. Решение практических задач, в том числе олимпиадного уровня. 2. Определение географических координат объектов карты. Определение местоположения и нанесение объектов на контурные карты по географическим координатам.
Тема № 4. Картографические знаки и способы картографического изображения. (6 часов)
Виды картографических условных знаков: точечные, линейные, динамические, пояснительные надписи, буквенные и цифровые обозначения. Знаковые системы на тематических картах: значки, линейные знаки, изолинии, ареалы, знаки движения. Способы изображения рельефа: горизонтали, изобаты. Отметки высот и глубин. Абсолютная и относительная высота. Послойная окраска рельефа.
Практические работы. 1. Чтение топографических карт. Знание условных знаков. 2. Ориентирование на местности по планам и топографическим картам.
Тема № 5. Использование карт (16 часов)
Определение направлений и расстояний по топографическим картам. Определение азимутов, румбов. Профиль местности по нескольким физико-географическим картам.
Составление карты. Выбор темы карты, сбор и обработка первичного материала. Выполнение картографической основы карты. Выбор масштаба карты исходя из ее назначения и пользователя. Разработка легенды карты. Выполнение авторского оригинала тематической карты.
Практические работы. 1. Измерение высот, глубин, длин рек и дорог по топографическому плану и карте. 2. Решение практических задач на определение азимутов на топографическом плане и карте. 3. Составление профиля местности по нескольким физико-географическим картам под руководством учителя. 4. Выполнение авторского оригинала тематической карты.
Проектная деятельность. Защита самостоятельно выполненной карты (плана). Объяснение ее назначения, вид использования, масштаба, картографических способов выполнения.
5. Тематическое планирование курса
№ п/п
Разделы и темы занятий
Кол-во часов

Введение (1 час)

1.
Понятие о географической картографии. Топография и картография – «альфа» и «омега» географии.
1

Раздел 1. История, роль и значение картографии (12 часов).

Тема №1. История картографии (6 часов)

2.
История зарождения и развития топографии и картографии. Профессии «картограф» и «топограф».
1

3.
Картография новейшего времени. Международное картографическое сотрудничество.
1

4.
Топография как основа картографического произведения.
1

5.
Современные методы создания карт. Компьютерные технологии, используемые при создании топографических планов и географических карт.
1

6/7.
Практическая и проектная деятельность. Защита проектов по теме занятия.
2

Тема №2. Роль и значение картографии (6 часов)

8.
Значение картографии в Великой Отечественной войне 1941/1945 гг.
1

9.
Роль и значение картографии в современном обществе.
1

10.
Связи картографии с другими науками: математикой, геодезией, географией, геологией, техникой и автоматикой, архитектурой.
1

11/13.
Практикум. Экскурсия в Самарский государственный архитектурно-строительный университет (Сам ГАСУ).
3

Раздел 2. Топографические работы в географии (15 часов)

14.
План местности его отличие от карты. Топографические знаки.
1

15.
Практическая работа № 1. Использование условных знаков при чтении и вычерчивании плана местности. Составление плана по сюжету сказки «Три поросенка».
1

16.
Инструменты, необходимые для выполнения плана местности (рулетка, компас, визирная линейка). Методика работы с простейшими инструментами.
1

17.
Практическая работа № 2. Выполнение плана местности (школьного двора).
1

18.
Инструментальные и глазомерные съемки при составлении плана местности.
1

19/20.
Практическая работа№ 3. Маршрутная и полярная съемка местности (план пришкольного участка).
2

21.
Работа с планом местности. Профиль рельефа. Описание местности отображенной на плане.
1

22.
Практическая работа № 4. Выполнение профиля рельефа по заданной линии на плане местности.
1

23.
Чтение плана местности.
1

24.
Практическая работа № 5. Решение задач с использованием плана местности.
1

25.
Азимут, румбы. Определение направлений и расстояний по топографическим картам.
1

26.
Практическая работа № 6. Решение задач на построение и определение азимутов и румбов, в том числе олимпиадного уровня.
1

27/28.
Практическая работа № 7. Движение по азимуту на местности (работа на местности – площадь им. Куйбышева).
2

Раздел 3. Географическая карта – основа науки география (40 часов)

Тема № 1. Карта, аэрофотоснимок, космический снимок (5 часов)

29.
Понятия карта и снимок. Аэрофотоснимки – фотографические изображения, получаемые с летательных аппаратов. Космические снимки.
1

30.
Практическая работа № 8. Наглядное знакомство с картографическими произведениями – планами, картами, снимками. Анализ, чтение, сравнение.
1

31.
Использование географических карт в практической деятельности.
1

32/33.
Практическая и проектная деятельность. Защита проектов по теме занятия №3.
2

Тема № 2. Виды и типы географических карт и атласов (3часа).

34.
Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические карты. Практическая работа № 9. Чтение и анализ тематических карт.
1

35.
Деление карт по назначению: научно-справочные, технические, навигационные, культурно-просветительные. Классификация карт по территории, тематике, назначению, формату.
1

36.
Национальные и региональные атласы. Практическая работа № 10. Составление географических описаний по тематическим картам атласа.
1

Тема № 3. Масштаб, проекция, система координат географических карт (10 часов)

37.
Математическая основа карт. Масштаб, виды масштабов. Различие карт по масштабам.
1

38.
Использование масштаба при измерениях по картам и нанесении объектов на карты и планы, решении задач.
1

39/40.
Практическая работа № 10. Решение практических задач, в том числе олимпиадного уровня.
2

41.
От глобуса к карте. Искажения, возникающие при переходе сферической поверхности Земли к плоскости карты.
1

42.
Картографические проекции. Школьные карты, составленные в различных проекциях.
1

43.
Ошибки, возникающие на картах в результате использования различных проекций.
1

44.
Параллели и меридианы. Широта и долгота. Система координат на географических картах.
1

45/46.
Практическая работа № 11. Определение географических координат объектов карты. Определение местоположения и нанесение объектов на контурные карты по географическим координатам.
2

Тема № 4. Картографические знаки и способы картографического изображения. (6 часов)

47.
Виды картографических условных знаков: точечные, линейные, динамические, пояснительные надписи, буквенные и цифровые обозначения. Знаковые системы на тематических картах: значки, линейные знаки, изолинии, ареалы, знаки движения.
1

48.
Практическая работа № 12. Чтение картографического изображения по условным знакам.
1

49.
Способы изображения рельефа: горизонтали, изобаты. Отметки высот и глубин. Абсолютная и относительная высота. Послойная окраска рельефа.
1

50.
Практическая работа № 13. Чтение и анализ картографического изображения по условным знакам рельефа.
1

51/52.
Практическая работа № 14. Ориентирование на местности по планам и топографическим картам.
2

Тема № 5. Использование карт (16 часов)

53.
Определение направлений и расстояний по топографическим картам.
1

54/55.
Практическая работа №15. Измерение высот, глубин, длин рек и дорог по топографическому плану и карте.
2

56.
Определение азимутов, румбов.
1

57/58.
Практическая работа № 16. Решение практических задач на определение азимутов на топографическом плане и карте.
2

59.
Профиль местности по нескольким физико-географическим картам.
1

60/61.
Практическая работа № 17. Составление профиля местности по нескольким физико-географическим картам под руководством учителя.
2

62.
Составление карты. Выбор темы карты, сбор и обработка первичного материала
1

63.
Составление карты Выполнение картографической основы карты. Выбор масштаба карты исходя из ее назначения и пользователя.
1

64.
Составление карты. Разработка легенды карты.
1

65/66.
Практическая работа № 18. Выполнение авторского оригинала тематической карты.
2

67/68.
Проектная деятельность. Защита выполненной карты (плана). Объяснение ее назначения, вид использования, масштаба, картографических способов выполнения.
2

Итого. 68 часов


6. Планируемые результаты изучения курса
1. В ходе реализации курса «Картография и топография - «альфа» и «омега» географии»» школьник вооружается
необходимыми ему знаниями и умениями, расширяющими его кругозор, повышающими общую культуру.
2. Вырабатываются навыки анализа материала картографического содержания; решения задач, в том числе олимпиадного уровня; выполнения практических работ; выполнения и защиты проектов.
3. Формируется ситуация успеха, основанная на здоровом соперничестве в ходе самостоятельной и совместной
деятельности обучающихся, и направленная на достижение общей образовательной цели.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать/применять:
1) знать основные географические и картографические понятия и термины; традиционные и новые методы картографических исследований;
2) применять элементы научной деятельности при проведении математических расчетов и поисков погрешностей,
влияющих на результаты измерений;
3) знать основные виды проекций и масштабы карт и планов;
4) знать классификацию и деление карт по содержанию и назначению;
5) применять различные источники географической информации (атласами, статическими справочниками, профилями, литературой, банком данных ЭВМ и другими) для получения необходимой информации и реализации поставленной задачи;
6) знать принцип и правила построения топографического плана и карты;
7) знать профессии и специальности людей, занимающихся составление географических карт и топографических планов;
8) знать сферы использования (применения) топографических планов и карт;
9) применять теоретический материал содержания курса при выполнении практических работ и проектов;
10) понимать цели курса, соотносить их с его содержанием.
Уметь:
1) выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информациисущественные признаки географических объектов и явлений;
2) находить в разных источниках и анализировать информацию,
3) составлять краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных
источников географической информации;
4) решать различные топографические и картографические задачи, в том числе и олимпиадного уровня;
5) строить профиль местности;
6) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
свободного чтения карт различного содержания, для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников;
7) самостоятельно организовывать работу с картой и топографическим планом;
8) использовать информацию из научно-публицистических источников  различных сфер знания, обобщать эти материалы в процессе подготовки устных сообщений или проектов, использовать в качестве источника знаний сеть ИНТЕРНЕТ;
9) пользоваться измерительными приборами;
10) определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений, приводящим к изменениям на картах, то есть составлять географический прогноз;
11) называть и (или) показывать по карте, приводить примеры;
12) воспроизводить информацию, письменно и устно излагать её;
13) правильно следовать инструкциям и схематическим описаниям;
14) узнавать географические объекты по их описанию и условному обозначению на плане и карте;
15) определять местоположение географического объекта на карте с помощью системы координат;
16) владеть географическим и картографическим языком;
17) самостоятельно или в группе составлять простые карты;
18) сопоставлять географические карты различной тематики;
19) систематизировать и классифицировать географические карты в соответствии с существующей
классификацией и по самостоятельно выделенным признакам.


7. Формы и виды контроля
Программа курса предполагается выполнение большого количества тематических практических работ, в том числе и на местности. В разделах 1 и 3 программы запланирована организация проектной деятельности обучающихся, формой отчёта по результатам которой, является устная защита проектов.

8. Учебное обеспечение курса
Для учителя 1. Аксакалова Г.П. и др. Факультативные занятия по географии М.: Просвещение, 1985. 2. Андреев Н.В. Топография и картография, пособие для учителя по факультативному курсу - М.: Просвещение, 1995 . 3. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 4. Берлянт А. М. Карта - второй язык географии. - М.: Просвещение, 2001. 5. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1995. 6. Салищев К.А. Картоведение. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2010. 7. Куприн А.М. Слово о карте. - М.: Недра, 2000. 8. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 – 10 кл.): пособие для учителя. М.: АРКТИ, 1998.
Для обучающихся 1. Атлас. Начальный курс географии. 6класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013-2015 2. Атлас. География материков и океанов. 7класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013-2015 3. Атлас. География России. 8 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013-2015 4. Атлас. География России. 9 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2013-2015 5. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 6. География: Справочные материалы: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000г. 7. Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Г.Ю. Грюнберга. М.: Просвещение, 2001. 8. Салищев К.А. Картоведение. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2010. 9. Эдельштейн А.В. Как создается карта. – М.: Недра, 1998.
Дополнительная литература 1. Гедымин А.В. Картографические проекции советских школьных карт. – М.: Просвещение, 2000. 2. Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 2001. 3. Кусов В.С. Картографическое искусство Русского государства. – М.: Недра, 1999. 4. Преображенский А.И. Экономические карты в преподавании географии. – М.: Просвещение, 1999. 5. Постников А.В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт. – М.: Наука, 2000.

9. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по географии осуществляется в соответствии с содержанием Паспорта учебного кабинета №7 МБОУ гимназии № 11 г.о. Самара, составленного согласно Требованиям к оснащению образовательного процесса в основной школе. Паспорт учебного кабинета находится в папке «Паспорта учебных кабинетов и помещений» и доступен для работы в локальной информационной сети Гимназии.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142315




‰ђ Заголовок 215