Презентация по русксому языку и культуре речи Приемы работы с текстом


ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Михеева Светлана Васильевна,преподаватель ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж», г. Серов ПРИЕМ “ ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ” Тонкие? Толстые? Кто...? Что...?Когда...? Может...?Будет...? Могли...?Как звать...? Было ли...?Согласны ли вы...?Верно ли...? Дайте три объяснения, почему? Объясните, почему...?Почему вы думаете...?Почему вы считаете...?В чем различие...?Предположите: что будет, если...?Что, если...? «Тонкие» вопросы – вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» вопросы – вопросы, на которые не возможно ответить определенно. Это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы ПРИЕМ “КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ» В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании студента факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. ПРИЕМ «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЦЕПОЧКИ» Педагог предлагает студентам ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Студенты работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочкиОбсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют ПРИЕМ “ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ” Знаю(вызов) Хочу узнать(вызов) Узнал(реализация смысла или рефлексия) Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирование целей Соотношение старой и новой информации МОДИФИКАЦИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? ДНЕВНИКИ Двухчастный дневник Цитата Комментарии Трёхчастный дневник Цитата Коммен тарииПочему эта цитатапривлекла вашевнимание Вопросык учителю ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК вопросы точка зрения автора моя точка зрения ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК Что привлекло мое внимание в тексте Мои комментарии СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА Кто? Что? Когда? Где? Почему? Суть работы с этой таблицей - читая текст, студент делает пометки, создавая “скелет” текста КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Что сравнивали? Черты и свойства ТАБЛИЦА «СИНТЕЗ» Ключевые слова (словосочетания) Выписки из текста, связанные с ключевыми словами Почему эта цитата важна для меня (мысли, рассуждения) “ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ” Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Листочки” - прогнозы“Веточки” - аргументы“Ствол дерева” - это тема Целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий.В качестве аргументов важно использовать материалы учебника и материалы средств массовой информации.Глубже вникать в актуальные общественные проблемы, разносторонне их анализировать. “ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ” ПРИЕМ « МУДРЫЕ СОВЫ» Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.Что не ждали?  Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.Поучительный вывод.  Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?Важные темы для обсуждения.  Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке. Студентам предлагается самостоятельно проработать содержание текста (индивидуально или в группе). Затем студенты получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. ИГРОВОЙ ПРИЁМ“КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?” в тетради вычерчивается таблица или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделамистуденты получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;студенты читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются. Игра осуществляется в следующем порядке: никогда иногда всегда ПРИЕМ “ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ” (ИНСЕРТ) Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.Может быть несколько вариантов пометок: 2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” 4 значка - “+”, “V”, “?”, “-” (думал иначе). ПРИЁМ "ПИРАМИДНАЯ ИСТОРИЯ" СОСТАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ С ОПОРОЙ НА ПИРАМИДУ ПИРАМИДА «КРИТИКА» (ПО О.К. ГРОМОВОЙ. СОЗДАНИЕ ОТЗЫВА О КНИГЕ, ПРОИЗВЕДЕНИИ) О чём книга? (Одно слово)Характер книги. (Два слова)Место и время действия. (Три слова) Главные события в книге. (Четыре слова) Главные герои, какие они? (Пять слов)Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги? (Шесть слов)О чём эта книга? (дополните первую строку семью словами)Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)