Конспект урока по технологии на тему Дизайн одежды (11 класс)


УРОК ТЕХНОЛОГИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ,
МЕТОДА ПРОЕКТОВ
ТЕМА УРОКА: «ДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»
ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с основами художественного оформления одежды.
Развивать умения по выбору модели с учетом зрительныхиллюзий в одежде.
Воспитывать эстетический вкус, творческое воображение.
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный (рассказ, беседа),
наглядные (компьютер, рисунки), практические (тестирование, работа в группах), компьютерная презентация.
ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ: компьютер, рисунки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: создание модели с учетом зрительных иллюзий
в одежде и особенностей фигуры.
Выполнение проекта «Создание праздничной модели».
ХОД УРОКА:
I. ВВОДНЫЙ НСТРУКТАЖ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Подготовка рабочих мест.
Подготовка учащихся к занятию.
Получение сведений об отсутствующих.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
(Учебные ситуации)
Тестирование: 1. Одежда для повседневной носки – это:
а) одежда для занятий спортом;
б) одежда, предназначенная для работы на производстве;
*в) одежда, которую человек носит дома и на работе.
2. По целевому назначению одежда делится на:
а) легкую; в) летнюю;
*б) бытовую; г) женскую.
3. В зависимости от сезона одежда делится на:
а) легкую; в) национальную;
*б) всесезонную; г) пляжную.
4. Вечернее платье относится к одежде:
а) верхней; * в) бытовой торжественной;
б) нательное белье; г) форменной.5. Одежда шахтера относится к одежде:
*а) производственной; б) форменной.
Работа по карточкам (решение кроссвордов):
По горизонтали: 1. Одежда, состоящая из нескольких частей, сшитых из
одной ткани. (Костюм).
Юбка длиной до середины икры. (Миди).
Женская блузка из трикотажа. (Кофта).
По вертикали: 4. Поясная одежда, состоящая из двух частей-штанин. (Брюки).
5. Плечевая одежда, состоящая из лифа и юбки. (Платье).
4
5
1
М
3
О
2
Д
аОтветы на вопросы:
1. Какие требования предъявляются к одежде? (Гигиенические, эстетические,
эксплуатационные, экономические).
Дать характеристику этим требованиям.
Расположите требования, начиная с самого важного,
для торжественной одежды (эстет., эконом., гигиен., эконом.), для одежды, предназначенной для повседневной носки (экспл.,
эстет., гигиен., эконом.),
для производственной одежды (экспл., гигиен., эконом.,
эстетич.).
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
- В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, имысли. Встречая человека, мы можем знать его душу, мысли? (Нет).
Мы сначала обращаем внимание на его внешность, одежду.
Тема нашего урока «Дизайн одежды». Сегодня мы с вами поговорим об одежде, о ее функциях, об основах композиции одежды; поговорим о том, какие стили существуют и как правильно выбрать одежду, учитывая особенности фигуры.
(Беседа с учащимися об одежде и ее функциях).
- Что такое одежда?
(Совокупность покровов на теле человека).
- Для чего служит одежда?
(Функции одежды: утилитарная (практическая) - защита тела человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды; одежда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру;
эстетическая - украшает человека, становится частью личной культуры;
социальная - становится видом художественного творчества).
(Используя компьютер, подтвердить ответы учащихся на экране).
- Как мы уже сказали, что одежда становится видом художественного творчества. Каждый человек вкладывает в свой костюм изюминку, т.е. художественно оформляет ее.
(Используя компьютер, познакомить учащихся с понятиями: «художественное оформление одежды», «костюм»).
Художественное оформление одежды - это создание по определенным законам красоты отдельных предметов или сочетание предметов, составляющих костюм.
Костюм - совокупность предметов, формирующих облик человека: одежда, обувь, головной убор, украшения и т. д.
(Определения записать в тетрадь).
- Каждый из нас сейчас находится в костюме, который создан нами. Можетли костюм рассказать окружающим о человеке? (Может).
- Костюм формирует наш облик. Он тесно связан с образом, поведениемконкретного человека, выражая его индивидуальность. Костюм сообщаетокружающим о человеке: о его социальном статусе, политическихпристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре.
О СТИЛЯХ.
(Беседа с учащимися о стилях).
Костюм существовал всегда. В каждую историческую эпоху костюм был свой. Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи.
Что такое стиль?
Стиль - это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.
(Выступления учащихся по стилям разных эпох).
- Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем.
СТИЛИ:
1left000. Древнегреческий - характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скреплённые в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела. Эти одеяния назывались: хитон, гиматий, тога, туника.
Готический - заключается в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платья средневековых женщин имело высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки с одной стороны. Юбка расширялась к низу и переходила в шлейф. Дополняли наряд конусообразный головной убор, который напоминал башни готического собора, и остроносая обувь.
Ренессанс - характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становилась широкой и удобной, обнажаются шея "и руки. Образцом для подражания становится испанский костюм. Мягкость силуэта исчезает. Женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Удобством эта одежда не отличалась.
Барокко - характеризовался сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.
Рококо - одежда не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали ещё более изящными.
Классицизм - характеризуется строгостью линий, чёткостью пропорций, простотой форм.
Ампир - освободил женское тело от корсета. Платье лёгкое, прозрачное, из воздушных батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчёркивая стройность фигуры.
Романтизм - вновь в платье появляется кринолин - бёдра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти не видно.
Модерн - характеризует стремительное изменение форм платья - от лёгкого, полуприлегающего к тяжёлому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса.
- Это стили исторических эпох. Существует современный стиль.
(Выступление учащихся о современном стиле).
Кleft000лассический - строгий, деловой, элегантный. К этому стилю относят наиболее устойчивое, "отобранное" веками, почти не меняющееся, то, что "вне моды". Классикой считается: костюм-пара или тройка, плащ, платье с рукавами, костюм "шанель" с юбкой прямой и в складку, брюки прямые.
Спортивный (не обязательно для занятий спортом) - одежда, удобная для движения, для разнообразной работы, для активного отдыха.
3. Романтический - это область "фантазий","воспоминаний", "поисков". Здесь используются элементы исторического,национального (фольклорного) костюма.
(Беседа с учащимися).
(Учебная ситуация)
- Есть ли в современном стиле черты костюмов различных эпох?
(Учащиеся называют элементы костюмов разных эпох, которые присутствуют в современном стиле).
- В каждое десятилетие характеризовалось своим стилем.
В 70-е годы XX века существовало множество стилей. Это давало возможность каждому человеку сделать свой выбор, проявить индивидуальность. Стиль панков (необычные прически, цепи), экологический (реакция на экологические проблемы. В моде натур, ткани). В 90-е годы в моде стиль «Тату» - имитация татуировок на футболках, на майках.
Как вы думаете: какой сейчас стиль является ведущим? (Джинсовый).
Но какие бы стили не были модными, ведущими остаются: классический романтический, спортивный.
«Мода проходит, стиль остается»
Коко Шанель.
Все названные стили могут в различной мере сочетаться в одежде одного человека. В связи с этим современный стиль называют «диффузным». Один стиль проникает в другой.
Вы прослушали информацию о стилях исторических эпох, о современном стиле.
Как вы думаете, какие черты будут характеризовать современный стиль?
(left000Современный стиль характеризуют простота и художественная выразительность, разнообразие форм и материалов).
(Учебная ситуация)
(Практическая работа: найти ошибки в стилях).
О КОМПОЗИЦИИ В ОДЕЖДЕ.
- Мы с вами познакомились с понятиями «костюм», «стиль».
Создавая костюм, художник-модельер работает над композицией костюма. Композиция - сочетание элементов одежды, объединенных в единое целое замыслом художника-модельера.
- Композиция костюма включает ряд понятий.
О СИЛУЭТЕ.
- Просматривая в журналах мод статьи, надписи к рисункам, мы, прежде всего, встречаемся с понятием "Силуэт".
Сleft000илуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, чётко
ограниченных контурам Силуэт характеризуется степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, высотой и шириной плеч, длиной и шириной изделия внизу. Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с геометрическими фигурами.
Силуэт: 1. Прямой - универсальный, рекомендуется для всех возрастов и фигур, так же как и "трапеция".
2. Полуприлегающий и прилегающий - интересен тем, что есть контраст между тонкой талией и свободными формами верха и низа одежды.
3. В виде треугольника - лучше выглядит на фигурах высокого роста, худощавых.
4. Реальный - предлагается модой редко и долго не удерживается, т. к. он противоречит естественным пропорциям телосложения, зрительно выглядит неустойчивым.
( Зарисовать в тетради виды силуэтов).
(Учебная ситуация) (Практическая работа: «Определить силуэт»).
О ЦВЕТЕ И ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЯХ В ОДЕЖДЕ.
- Сильное влияние на композицию одежды оказывают цвет и рисунок ткани. С помощью цвета можно зрительно увеличить или уменьшить рост и объём фигуры, скрыть недостатки телосложения, также изменить оттенок кожи, увеличить интенсивность цвета глаз, волос, лица. Цвет влияет на гигиенические свойства одежды и на работоспособность человека.
(Выступление учащихся о классификации цвета).
ЦВЕТА: тёплые (красный, желтый, оранжевый),
холодные (зеленый, голубой, синий),
хроматические (окрашенные),
ахроматические (неокрашенные),
промежуточные (желто-зеленый...).
- При создании модели необходимо учесть то, что светлые тонаувеличивают фигуру, но делают ее легче, темные - уменьшают, но делают еетяжелее.
При создании модели художник-модельер учитывает не только закономерности цветовых сочетаний, но и рисунок ткани, за счет которого могут создаваться зрительные иллюзии.
(Познакомить учащихся с понятием "Зрительные иллюзии").
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ - это искаженное восприятие глазом
действительности.
(Рассказать о законах зрительных иллюзий в одежде).
- Зная законы зрительных иллюзий, можно зрительно изменить фигуручеловека: уменьшить или увеличить,
расширить или сузить, скрыть какие-то недостатки.
Например, частые горизонтальные полосы зрительно расширяют фигуру и делают ее ниже;
редкие вертикальные полосы зрительно уменьшают ширину и увеличивают высоту фигуры.
Учитывая зрительные иллюзии, можно зрительно расширить плечи, увеличив вырез горловины. Расширение бедер можно создать за счёт применения острого угла кокетки юбки платья, а также за счёт складок. При небольшом росте и широких бёдрах не следует носить юбки клёш и применять складки, воланы.
(Беседа с учащимися).
- Какие понятия включает композиция костюма?
(Силуэт, зрительные иллюзии).
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИГУР ПО ТИПАМ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ.
- При создании модели художник-модельер учитывает не только стиль,силуэт, ткань, моду, но и тип телосложения человека, тип его осанки.
left000
Брахиморфный тип - широкое длинное туловище и короткие конечности.
Мезоморфный тип - нормальное сложение.
Долихоморфный тип - узкое короткое туловище и длинные конечности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИГУР ПО ОСАНКЕ.
Кleft000ифотический тип — сутулая фигура.
Равновесный тип — нормальная фигура.
Лордотический тип - перегибистая фигура.
(Записать в тетради типы осанок, типы телосложений ).
(Показать рисунки с различными типами фигур, рассказать, как можно при помощи зрительных иллюзий изменить фигуру).
4. Закрепление.
Ответы на вопросы:
- Что учитывает художник-модельер при создании модели?
(Стиль, силуэт, назначение одежды, возраст человека, ткань, направление моды).
- Как вы думаете, на каком месте в этом списке будет стоять мода?
(Не на первом).
Назначение модели;
Возраст и занятие человека;
Формы и пропорции одежды;
Структуру ткани, цвет, размеры рисунка;
Особенности фигуры;
Гигиенические, экономические, эстетические и эксплуатационные требования;
7. Направление моды.
'■
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
(Учебная ситуация)
Создать модель с учетом типа телосложения
(использование элементов метода проектов)
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Д/з: Выполнить проект «Создание праздничной модели».
Тема урока: Стили и силуэты одежды
Цель урока: Познакомить учеников с разновидностями стилей и силуэтов одежды.
                        Научить правильно производить подбор по цвету вещей своего гардероба.
                      Формировать эстетическое отношение к одежде.
                      Воспитывать чувство красоты, аккуратность и
                      внимательность к окружающему миру.
МТО урока: литература Р.И.Егорова «Учись шить»
                Л.В.Мельникова «Обработка тканей»,  плакат «Стили
                одежды», наглядные пособия (силуэты и стили одежды),
                цветные карандаши.
 
 
                                   Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие учеников
Отметить явку учеников
2.Повторение и закрепление знаний по теме «Требования к одежде».
С помощью опроса повторить:
1) Основные требования к одежде, какие вы знаете?
(Эстетические, гигиенические, эксплуатационные и экономические требования)
2) Как вы понимаете «эстетические требования к одежде?»
(Одежда должна представлять собой произведение прикладного искусства, быть не только красивой, но и гармонировать с обликом человека. Это зависит как от удачной композиции, так и от грамотного выполнения всех технологических операций при изготовлении изделий. При индивидуальном пошиве очень важно учитывать особенности фигуры конкретного человека и правильность подбора расцветок тканей).
3)Какие гигиенические требования должны учитываться при изготовлении одежды?
(Гигиенические требования заключаются в создании с помощью одежды оптимальных условий для жизнедеятельности человека путем защиты его от вредных воздействий внешней среды. Они определяются такими свойствами тканей, как гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплопроводность, загрязняемость, электризуемость и др. Например, в чересчур  узком платье тяжело двигаться, так как между одеждой и телом человека нет необходимой воздушной плоскости. Постоянное отсутствие воздушной плоскости может привести к нарушению в работе внутренних органов).
 
3. Новая тема: объяснение с иллюстрациями.
Стили одежды.
Прежде чем приступить к изучению стилей одежды, мы должны познакомиться с такими терминами как:
Костюм- это совокупность предметов, формирующих внешний облик человека: одежда, обувь, головные уборы, украшения.
Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи и модой.
Стиль- это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий ее культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру.
Мода - произошло от латинского слова «modus»- мера, способ, образ действия и означает непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, преимущественно в одежде и остальных компонентах костюма.
Каждая историческая эпоха характеризуется определенным стилем одежды. (Обратите внимание на стенд).
Так: для древнегреческого костюма ( 11 века) характерно выявление пластических форм тканей за счет драпировок. Прямоугольные куски тканей, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела. Эти одеяния назывались  туника, тога, гиматий, хитон.
Готический стиль- стиль средневековой Европы 12-13 века заключается в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Причем юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Дополняли этот наряд конусообразным головным убором, который напоминает башни готического собора, и остроносая обувь.
Для ренессанса (14-16 века) характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, более мягкого женского силуэта, обнажаются шея и руки.
Одежда стиля барокко (17- начало18 века) характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной, куполообразной юбкой.
Одежда стиля рококо( середина 18 века) не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.
Классицизм ( конец 18 века) в одежде характеризуются строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.
Стиль ампир (19 век) освободил женское тело от корсета. Платье легкое, прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры.
Романтизм ( конец 19 века)- вновь в платье появляется кринолин - бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается.
Стиль модерн- (начало 20века) характеризуется стремительным изменением форм платья- от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивают нижнюю часть торса.
Современный стиль ( наше время) одежды характеризуется простотой и художественной выразительностью, разнообразием форм и материалов.
 В настоящее время современный стиль подразделяется на три вида (показ иллюстраций):
1)  Спортивный стиль не обязательно связан с занятием спорта. Девушки, предпочитающие этот стиль, активны во всех областях жизни, просты в общении.
2)   К классическом стилю одежды относится строгая, подчеркнуто деловая картина моды. Костюм- классическая форма одежды, которую можно носить на все случаи жизни.
3)   Романтический стиль одежды создан для нежной, женственной девушки. В одежде этого стиля встречаются кружева, воланы, рюши, банты,жилеты по народным мотивам.
Просматривая в модных журналах статьи, подписи к рисункам, мы прежде всего встречаемся с понятием  «силуэт». Это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень».
Т.О. Силуэт- это плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды, имеющих четкие внешние контуры в виде правильной тени. Силуэты бывают: прямой, полуприлегающий, прилегающий и трапеция (показ иллюстраций). Прямой силуэт- наиболее универсальный, его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур, так же как и слегка расширенный книзу в виде трапеции.
4.Практическая работа.
Зарисовать в рабочей тетради три модели современного стиля: спортивный, классический и романтический.
Зарисовать в рабочей тетради модели разных силуэтов? Прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапеция.
Заключение.
Сущность и внешность человека находятся в зависимости друг от друга. Очень ярко проявляется духовная сущность человека в выборе стиля одежды.
5.Доклад ученицы на тему: « Сочетание цветов в одежде».
Значение цвета в одежде
Основные цвета: теплые и холодные
Хроматические, ахроматические и переходные цвета
Сочетание цветов в одежде.
В заключение темы интересная информация.     Какой цвет вы предпочитаете?
И мужчины и женщины отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере не больше 2-3. Приятное или неприятное чувство, которое вызывает у человека какой-либо цвет, много может рассказать о его характере и эмоциональном складе. На основе приведенных ниже определений разных цветов каждый сам сделает выводы об особенностях своего характера.
Белый- «идеальный цвет», «цвет мечты». Он передает одновременно и блеск цвета, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтенье человек с любым характером, он никого не отталкивает.
Черный- противостоит белому. Это цвет неуверенности. Он символизирует мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, не уверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии. Смена платья или костюма черного цвета на другой, более яркий, броский- показатель того, что пессимистические настроения рассеиваются.
Серый- любимый цвет рассудительных и недоверчивых людей, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же он не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.
Красный- любят смелые, волевые, властные, вспыльчивые, общительные люди. У людей, которых он раздражает, комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильность в отношениях.
Коричневый и его оттенки предпочитают те, кто твердо стоит на ногах. Люди, которым он нравится, ценят традиции, семью. Если же этот цвет неприятен человеку, это может свидетельствовать о самолюбие и эгоизме, скрытности.
Желтый свидетельствует об интеллигентности, спокойном характере, непринужденности в отношениях с людьми, легкой приспособляемости. Этот цвет нравится тем, кто получает удовольствие от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Он неприятен людям сосредоточенным, пессимистически настроенным, с которыми трудно завязать знакомство.
Розовый- это цвет жизни, всего живого. Те, кому он нравится, жизнерадостные люди. У людей прагматических он вызывает раздражение.
Фиолетовый свидетельствует об очень большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности и деликатности человека. Это цвет гармонично развитых людей.
Синий говорит о скромности человека и его меланхоличности. Он быстро и легко уступает. Ему часто нужно отдыхать. Такому человеку крайне чувство уверенности в себе, благожелательности окружающих.
Зеленый- цвет природы, естества самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутвердится, так как это для него жизненно важно. Человек, который не любит зеленый цвет, особенно страшат житейские проблемы, превратности судьбы, вообще все трудности.
                            Краткие характеристики некоторых цветов:
Белый- зрительно увеличивает размеры.
Черный- зрительно уменьшает размеры. Его сочетание с белым создает резкий контраст и приятный художественный эффект.
Оранжевый- нежный, менее богатый оттенками. Создает чувство радости.
Желтый- нужно осторожно вводить в одежду, так как он старит.
Синий- как правило, идет светловолосым, но его темные тона подходят и девушкам с темными волосами.
Голубой цвет действует успокаивающе на психику, поэтому его часто применяют в оформлении интерьера.
Зеленый чаще всего используют блондинки. Он подходит и брюнеткам с голубыми глазами, но зеленый и его оттенки делают лицо бледным.
Красный привлекает внимание и оттеняет кожу лица.
Фиолетовый- плотный, насыщенный цвет. Подходит женщинам старшего возраста, а его светлые тона подчеркивают красоту молодой белой кожи. Он как и коричневый старит.
6.Подведение итогов урока. Уборка кабинета.
Оценить практическую работу и выставить оценки
Домашнее задание:  проанализировать свой гардероб и выяснить: какому цвету вы отдаете предпочтение?