Роль молодежного театра во внешкольном образовательном учреждении в современной образовательной системе.


Роль молодежного театра во внешкольном образовательном учреждении в современной образовательной системе.
В данной статье нам хотелось бы остановиться на роли молодежного театра внешкольного образовательного учреждения, о его работе в современных условиях и тенденциях развития.
Не секрет, что после реформы школьного образования в нем практически не осталось места воспитанию. Все средства и силы тратятся на формальное обучение школьника верно заполнять известные формы Единого Государственного Экзамена. Вытесняется индивидуальный подход, что неизменно ведёт к деградации и снижению общего уровня образования. Лишь развитие индивидуальных качеств личности ребёнка, применение личностно-ориентированного подхода позволит сохранить все самое лучшее в накопленном опыте образовательной системы и привнести современные веяния и тенденции.
В такой ситуации сложно оценить роль внешкольных образовательных учреждений. Именно центры внешкольной работы должны стать меккой нравственного и духовного воспитания, тем механизмом, который позволит сохранить национальное самосознание и не уничтожить традиции, применяя современные методы, методики и программы.
Приведем слова Т.И. Баевой, указующие на роль воспитательного процесса, который является основной целью внешкольного учреждения: “Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими: обществом, природой, человеческой деятельностью”.
Далее обратим свой взор на средства, используемые во внешкольных образовательных учреждениях. Среди всего многообразия таких средств, хотелось бы остановиться на молодежном театре.
Анализируя широко представленную педагогическую и методическую литературу в области театральной педагогики, можно выделить два основных направления деятельности детского театрального творчества. Первое из которых, развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений (клубов, дворцов культуры, школ искусств, центров внешкольной работы); второе связано с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы. Наиболее методически разработанным на сегодня можно считать процесс создания театрального спектакля самодеятельным коллективом детей среднего и старшего школьного возраста.
Рассмотрим современные особенности театрального объединения во внешкольных учреждениях, на наш взгляд, театральное творчество является наиболее оптимальным вариантом приобщения подростков к миру прекрасного. Молодёжный театр,- это эффективное средство развития в первую очередь нравственности, духовности, творческой индивидуальности, инициативы.
Детский или молодёжный театр,- это удивительный мир незабываемых эмоций, парад талантов и неповторимых индивидуальностей каждого ребёнка. Возможности молодёжного театра настолько обширны и эффективны в вопросах решения многих воспитательных задач, что порой удивляешься тому, что молодёжному театру, как инструменту нравственного воспитания до сих пор уделяется столь скромное место.
Еще в начале ХIХ в., на заре зарождения в нашей стране дидактической науки как таковой, поднимался вопрос использования театрального искусства в формировании творческой личности ребенка. Целый ряд ярких представителей педагогической науки (В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н.Бахтин и мн.др.) заявляли о целесообразности проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся. Если вспомнить историю профессионального русского театра, то он своими корнями уходит в школу (славяно-греко-латинская академия). Многие педагоги использовали театральные средства в своей работе, стоит вспомнить опыт создания театрального коллектива А.С.Макаренко, когда происходящие театральные действа в школе стали центром культурной жизни близлежащих населённых пунктов. Всем известен опыт создания молодежного театра в педагогической практике В.Н.Сорока-Росинского, из школы которого вышли авторы всеми любимой книги «Республика ШКИД».
С.Т. Шацкий. был глубоко убежден, что “потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто, самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка”.
Личный практический опыт лишь подтверждает все вышесказанное и позволяет утверждать, что актерская игра - дает широкий простор воображению, может решить некоторые проблемы внутреннего мира ребенка и наполнить его положительными эмоциями, спровоцировать процесс творческого поиска.
Работая в молодежном театре «Свеча» в Центре внешкольной работы, нам удалось накопить богатый опыт. Отсутствие профессиональной театральной труппы в городе, мы заняли уникальную нишу. Каждая постановка театра имеет общественный интерес и привлекает массу зрителей. Наша студия ориентируется на молодежную аудиторию, но в нашем репертуаре есть и спектакли для семейного просмотра.
Использование в своей работе современных методов, предложенных ведущими театральными школами, привлечение профессиональных артистов для проведения мастер-классов, постоянство в показах спектаклей, использование специальной отобранной литературы, направленной на нравственное, духовное, моральное, эстетической развитие, применение специально разработанных программ, имеющих целью возрождение традиций и становление высокоразвитой духовно-нравственной личности,- позволяет театральному объединению быть популярным и востребованным и успешно исполнять функцию духовно-нравственного воспитания.
Подводя итог, мы пришли к выводу, что внешкольное образовательное учреждение- это основной инструмент воспитательного процесса в современной системе образования, что основная функция молодежного театра исторически обусловлена как воспитательная, что использование современных методов и программ позволяет молодежному театру быть эффективным средством духовно-нравственного воспитания.