Тема: Имя прилагательное как часть речи (2 часа)


 А.В.Попов, 2015 Имя прилагательное как часть речи(2 часа) Cловарная работа: кабинет, корзина, мандарин, расписание, вагон, балкон, здоровье, конфета, шоколад, компьютер. 3. Работа с текстом:Текст №1.-О какой птице идёт речь? Как вы это определили? К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая- белая с чёрным, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит …, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осинку. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него на хвосте жёсткие, крепкие.(по Г.Скребицкому). - (ФОТО птицы) Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упоминается в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? - Выписать прилагательные, которые описывают дятла. Отгадайте загадку: - Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).- Золотое решето чёрных домиков полно; сколько чёрненьких домов - столько беленьких жильцов. (Подсолнух).-Что помогло вам отгадать загадки? (В них чётко обозначаются признаки предмета, который нужно отгадать . Эти признаки называются именами прилагательными.- Для чего служат имена прилагательные ? Текст №2.Вспомните героев книги финской писательницы Туве Янссон "В счастливой долине мумии-троллей" Шнырька и Юксаре, которые собирались играть в пуговицы. Шнырёк, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.-Одной пуговицы хватит!-Пожалуйста! - обрадовался Шнырёк. - Какую лучше? Костяную, металлическую, плюшевую, деревянную, стеклянную, перламутровую? Однотонную, пёструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, во́гнутую, выпуклую, восьмиугольную или:-Можно обыкновенную брючную пуговицу,- сказал Юксаре.-С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Упр.567. Прочитайте выразительно стихотворение — Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Как называется такое средство выразительности речи?— Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (веселая, радостная и пр.).— Выпишите три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число падеж прилагательных. От чего они зависят? Согласование (прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится, т.е. согласуется). - А теперь поиграем. Игра "Составь слово".Составь слово, предварительно выполнив несколько действий. Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении: Шёл бесконечный дождь.добавить подлежащее предложения Страх овладел им.добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.Бесстрашные.какое фонетическое явление вам повстречалось? (х||ш)составьте предложение со словом бесстрашные и сделайте синтаксический разбор.Бесстрашные альпинисты покоряют горные вершины.(повест., невоскл., простое, двусост., распр.,)-выделите из этого предложения словосочетания прилагательное + существительное? Текст №3.Творческое списывание. Списать текст, вставляя по смыслу прилагательные. Олень. Олень - животное Севера, живёт в тундре. Он привык к …, … климату. Питается олень ягелем, который добывает копытами из-под снега. Олень очень… .У него …, ... рога, …ноги. О нём заботятся жители севера. Оленя запрягают в нарты, совершают на нём …поездки.Слова для справок: холодному, суровому; красив, строен; красивые, ветвистые; тонкие; дальние. Продолжите ряды прилагательных: Цвет: белый, …Вкус: сладкий, …Размер: большой,…Погода: холодная,…Качество характера: добрый,… II урок. Проверка домашнего задания. Определите количество основ в предложении, назовите их. Составьте схему предложения. А кругом роса жемчужнаяОтливала блестки алые,И над озером серебрянымКамыши, склонясь, шепталися.(С. Есенин.)— Использование каких художественных средств помогает поэту создать яркую, образную картину? (Эпитетов, олицетворений.)— Придумайте и запишите синонимы к прилагательному алый (багряный, багровый, рдяный, пунцовый, кумачовый и пр.). Запись в «Словарь трудных слов».Ба́ять (говорить), обаятельный, обаятельно, обаятельность (красноба́й); аккуратный. 1. Никнут шелковые травы. 2. Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3. В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную.(С. Есенин.)— Словами какой части речи являются эпитеты? Для чего служат эпитеты? III. Запись предложений под диктовку. Подчеркиваются грамматическая основа и определение, выраженное прилагательным.1. Приближалась довольно скучная пора. (А. Пушкин.) 2. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н. Греков.) 3. Осыпается весь наш бедный сад. (А. К. Толстой.)Делается вывод, что прилагательные могут не только показывать качества и свойства предмета (цвет, звук, форму предмета, его запах), но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета. Анализ текста .Вначале текст читается целиком. Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.Наступали длинные зимние сумерки. Снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. С помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить по этому описанию: тихое падение снега, безграничное пространство, снежный поток, белый мрак и пр., выражает и отношение к увиденному — состояние восторга, удивления: чудное зрелище, поразительная тишина и т. д. Обратите внимание на то, что в одном предложении писатель передает контрастность картин (воздух наполнен движением и поразительной тишиной). Такое нестандартное использование языковых средств характерно для подлинно художественных произведений.Учащиеся пересказывают текст, затем выписывают и разбирают словосочетание поразительной тишиной. Вывод о согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.— Что вы узнали нового о роли прилагательного в речи? (Прилагательное может использоваться не только для обозначения признака по цвету, запаху, форме и пр., но и для передачи впечатления человека о предмете.) Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание: §101 стр. 81-86 упр. 572,575